misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
С нами
Сейчас online
А также 65 гостей
Культура
3579
с нами с 18 сентября 2014

"Пусть твоя душа останется живой! Будь воином, а не палачом!"

В тетради воспоминаний отца прочитала, что его дядя по материнской линии Жубай был известным кузнецом (темірші, ұста, дархан), что его «көрік» до сих пор хранятся в доме у его сына Султана-ага в поселке Шетпе на Мангыстау. Более того, көрік установлен в зале дома, на почетном месте, люди приходят специально, чтобы прикоснуться к нему. Вот ведь как получается, я писала научные статьи по кузнечной мифологии, о сакральности кузнечного ремесла, а у нас в роду свой кузнец!

Почему старый көрік стоит в зале? Дело в том, что у тюрков, как и у древних египтян и эллинов, как у многих других народов, искусство кузнеца является священным. Вплоть до ХХ века у казахов сохранилось сакральное отношение к кузнецу, его орудиям труда, его мастерской. Кузнец и шаман рассматривались как во многом близкие фигуры.

В фольклоре подчеркивается необходимость соблюдения физической и духовной чистоты кузнеца, особенно когда он кует оружие. Кузнец часто совмещает функции целителя, костоправа. На Памире кузница почитается как культовое место, и там, где нет специального дома для молитвенных собраний, собираются именно в кузнице. У многих народов сохранились мифы о происхождении кузнечного искусства. У казахов такой миф называется «Жылан қабықты жігіт» − «Джигит в змеиной коже».

Очень-очень давно, тогда люди еще не знали металов, жил на свете единственный сын бедняка. Однажды в степи мальчик услышал слова: "Эй, человек, спаси меня!" Обернувшись на голос, мальчик увидел змею прижатую камнем. Он освободил ее. И благодарная змея так сказала ему:

 - Я дочь царя подземного мира Бапы хана. Ты спас меня от смерти. Я твоя должница. Завтра приходи в это же время на это же самое место.

На следующий день мальчик пришел в назначенное время на оговоренное место, где его уже ждала спасенная им змея. Она повела мальчика в подземный мир. Подземный мир как говорят оказался похожим на наш - земной. Там тоже есть леса, реки, озера и города. Показав все это своему спутнику змея привела его в золотой дворец своего отца. Дворец был полон змей, и мальчик испугался увидев их. Змея сказала ему:

 - Ты не бойся, они ничего тебе не сделают. Без разрешения Бапы хана они никого не тронут.

Она подвела мальчика к трону своего отца. Бапы хан произнес:

 - Ты сделал добро моей дочери. Я отблагодарю тебя. Что ты желаешь?

Мальчик ответил:

 - Я буду доволен, что бы Вы не дали.

Бапы хан сказал:

 - Если так, закрой глаза.

Мальчик закрыл глаза. Бапы хан проглотил его и вырыгнул обратно. После этого мальчик оказался полностью одет в железные воинские доспехи. Бапы хан сказал:

 - Еще раз закрой глаза.

Мальчик опять зажмурился. Бапы хан второй раз проглотил и вырыгнул его. Теперь мальчик оказался полностью вооруженным. Бапы хан сказал ему:

 -Дитя мое, будь доволен этим и возвращайся домой.

Мальчик спросил:

 - Почему Вы не проглотите меня в третий раз?

Бапы хан сказал:

 - Если я проглочу тебя в третий раз, твое тело и твоя душа превратятся в железо. Ты человек (твоя природа-сущность человеческая), им и оставайся.

Мальчик, одаренный Бапы-ханом, вернулся к народу, стал воином – защитником народа. От Бапы-хана он научился ковать оружие и доспехи, распознавать руды, видеть под землей клады. Это искусство он передал людям.

Змея как символ мудрости и знания – распространенный в фольклоре образ. Мифологи даже  выделяют период с 6 по 4 тысячелетие до нашей эры, когда культ змеи (дракона) как учителя и наставника был присущ народам Евразии и вне нашего континента. Но затем многие народы отказались от этого культа, в их мифологии главное место занял змееборческий мотив. Почему же наши предки сохранили почитание змеи? Казахский миф о происхождении кузнечного ремесла имеет продолжение – ритуал посвящения в воины. Через этот ритуал некогда проводили всех мальчиков перед тем, как начать обучение воинскому искусству. Но об этом мы расскажем позже.

Да, еще, всегда считала, что «көрік» − это кузнечные меха – приспособление, с помощью которого нагнетают воздух в горн, а в некоторых словарях көрік – это и есть горн вместе с мехами. И на музейных фото көрік совсем небольшой, а по рассказу моего отца высотой с человека. Короче, обязательно в следующую поездку на Мангыстау надо зайти в гости к Султану-ага!

Иллюстрация художника Т.Давлетгиреева к нашей с Лиля Калаус детской книге «Приключения Бату и его друзей».

Бейсенбай Кенжебаев
5 октября 2016
Aray RYSBAY
просмотров: 3228
Бейсенбай Кенжебаев всю свою жизнь посвятил изучению истории казахской литературы, его смело можно назвать одним из самых известных литературоведов Казахстана. Главной заслугой Б. Кенжебаева являются труды в области исследования казахской литературы.  Кенжебаев Б. доказал, что устная казахская литература берет свое начало не с произведений Бухар-жырау, а с орхон-енисейских памятников, тем самым ученый отодвинул историю нашей с вами литературы на несколько веков назад.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МНОГОТОМНИКА ТАЛАСБЕКА АСЕМКУЛОВА
21 сентября 2016
Зира Наурзбаева
просмотров: 2928, комментариев: 1
21 СЕНТЯБРЯ 2016 г., 16.00         Астана, Национальная Академическая библиотека 23 сентября 2016 г., 11.00           Алматы, Национальная академия искусств им. Т.Жургенова Таласбек Асемкулов (1955-2014) – традиционный музыкант, исследователь, двухязычный писатель, переводчик, кинодраматург, сценарист фильмов «Биржан сал» (2008), «Кунанбай» (2015).

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3313 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3313', { type: 'blog', node_id: '3313', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });