misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Viola08:02 Пенсионер из Алматы растит троих детей в сгоревшем доме Очень неприятно читать такие новости, а они к сожалению не редкость. И такое же может произойти с каждым, даже из-за какой-то случайности можно потерять все. А помощи от государства не дождешься, а если и дождешься то минимум через пол года, ведь надо же все заявления рассмотреть и решить стоит ли выделить жалких пару тысяч. Это конечно скорее фантастика, но я считаю что такие горе комиссии могли бы просто выползти и кабинета и съездить лично увидеть нужна человеку помощь или нет. Да и помощь от государства должна быть не только деньгами, если человек теряет жилье, то ему должны предоставить новое, сейчас же куча новостроек - https://novostroy.kz/, многие строятся по гос. программам, не думаю что заключить договор с застройщиком или организовать постройку домов для людей которые попали в такие ситуации это большая проблема для властей.
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 75 гостей

Құлағыңа алтын сырға

с нами с 31 января 2013

Каждая девушка любит украшения. Казахи говорят «Әшекейі жоқ әйел жапырағы жоқ ағашпен тең» - «Женщина без украшений, будто дерево без листьев». В последнее время модно носить национальные украшения. Это замечательно, потому что означает рост национального самосознания, но огорчает то, что многие носят наряды и украшения, совершенно не разобравшись в их значении,  в том, какой смысл  вкладывался изначально в тот или иной аксессуар или предмет одежды. К примеру, я недоумеваю, когда вижу взрослую женщину в саукеле. Ведь саукеле - это наряд невесты и надевался он один раз в жизни. Или когда вижу женщин, на руках которых красуются кольца в виде капли (у казахов они называются құстұмсық - птичий клюв), то, мягко говоря, удивляюсь. Такое кольцо носили молодые незамужние девушки, это был своего рода знак молодым людям. 

Обзор хотелось бы начать с самых распространенных украшений казахских женщин - серег. Действительно, сегодня почти каждая женщина носит серьги, хотя они уже утратили то значение, которое вкладывали в него наши предки. Серьги были непременным атрибутом казахской женщины, потому что казахи издревле вкладывали сакральный смысл в это украшение. Во-первых, считалось, что серьги подчеркивают красоту девочки и ее природное начало, а во-вторых - это был своего рода оберег, который защищал женщину от нечистой силы. Вдевая в уши серьги, казахи приговаривали: «құлағың ауырмасын, жаманшылық естіме, бетің ажарлы болсын» (Пусть твои уши не болят, не услышат плохой вести, пусть лицо твое будет прекрасно). Девушкам «на выданье» вдевали серьги, изображавшие солнце, луну, месяц, звезду, или такие, которые по форме напоминали семена, лепестки и зерна. Это был своеобразный символ роста. Также мастера изготавливали объемные серьги в форме кольца, шара, капли, цилиндра, колокольчика. Серьги в виде вертикального стержня, на который были нанизаны серебряный, сердоликовый, коралловый шар или другие объемные предметы, назывались қазық сырға и были распространены преимущественно среди кипчаков. 

Серьги считались оберегом от нечистой силы у многих народов. Поэтому их носили всю жизнь, менялась только форма серег. А женщины, которые долгое время не могли родить, протыкали уши своим детям ранее положенного срока, ибо верили в то, что это способствует их долголетию. 

У казахов есть выражение «Құлақ тесу - қыздың сүндеті». То есть прокалывание ушей ставилось наравне с обрезанием у мальчиков. Девочкам прокалывали уши в 4 года и надевали самые простые в виде колечек. С течением времени форма серег усложнялась, и к тому моменту, когда девочке исполнялось 12 лет, она носила уже весь комплект украшений. Ведь в те времена девочек замуж выдавали в 12-13 лет. Также серьги носили и мальчики. К примеру, если рождался долгожданный сын, то в мочку его уха вдевали одну серьгу. Считалось, что тем самым вводят в заблуждение злых духов, которые, согласно национальным поверьям, были безразличны к девочкам. Мальчики носили эти украшения до 5 лет. Надо отметить тот факт, что у ряда тюркских народов также бытовал этот обычай. А у узбеков серьги выплавлялись из обломков украшений семи многодетных матерей, и носили юноши такие серьги до женитьбы. 

Серьги также считались оберегом не только от нечистой силы, но и от сплетен, сквернословия и негативной энергии. Поэтому когда несовершеннолетний ребенок становился вынужденным свидетелем разговоров взрослых, ему говорили «құлағыңа алтын сырға», что означает «золотые серьги в твои уши». С этого момента считалось, что ребенок становится «глухим» к ненужной информации. Сегодня это выражение стало использоваться в противоположном значении, и говорится с целью обратить внимание на что-либо. Что-то вроде: «обрати внимание и прими к сведению». 

Серьги - это незаменимый атрибут сватовства. Девушке, которую сватают, надевают серьги. У некоторых народов Алтая невесту называют «сырғалық» - «имеющая серьги», то есть, засватанная. Например, автор книги «Қазақтың зергерлік өнері» Тохтабаева Ш. Ж. пишет о том, что у калмыков незамужние девушки носили всего одну серьгу, а замужние - две. 

Удивительно, что казахи относились с особым уважением к украшениям. Например, если невеста умирала, то ее саукеле возвращался ее родне, так как оно был символом благосостояния семьи невесты. А если у женщины терялась одна серьга, то нельзя было заказать одну серьгу у мастера, так как считалось, что тогда у мастера умрет жена. У узбеков бытовало такое же поверье. Когда женщина умирала, ей расплетали косы и с нее снимали все украшения, кроме серег. Считалось, что серьги уберегут ее от змеи, которая может вползти в ухо. 

Не менее значимым в жизни казахской женщины были кольца. Казахи говорили «Тамақ адал болу үшін, қолда жүзік болу керек» - «Чтобы еда была чистой, на руках должен быть перстень». Адал - чистая еда, которая приготовлена из разрешенных продуктов, то есть годная к употреблению. Это можно объяснить тем, что серебро, которое в основном использовали для изготовления колец, имеет обеззараживающие свойства. Например, на 40-й день после рождения, ребенка купали в воде, куда кидали серебряные кольца. Кольца использовали во время купания ребенка также с оберегающей целью. Трудно было найти казахскую женщину, которая не носила украшения. Объяснялось это тем, что если с женщины снимали все украшения, то это означало только одно - ее символическую смерть. Так делали только во время траура по мужу или во время родов.

Казахи верили, что перстень нельзя носить на среднем пальце, считалось, что в таком случае умрет кто-то из близких. Кольцо на этом пальце могла носить лишь девушка, которая лишилась своих родителей. То есть, ношение кольца на среднем пальце носило информативный характер. 

Браслет с тремя кольцами на цепочке надевала невеста в день свадьбы. Три кольца символизировали: 1. Өз жұрты (своя родня, своей родней называют родныx со стороны отца), 2. Нағашы жұрты (родня со стороны матери) и 3. Қайын жұрты (родня со стороны мужа). 
Браслет как бы объединял три родни.

Также кольцо құстұмсық или құсмұрын (напоминающее птичий клюв) служило знаком для окружающих. Это означало, что обладательница такого кольца – незамужем, потому как смысл, который вкладывался в это кольцо – свободна, словно птица. Этот символ корнями восходит к сакскому периоду, такое кольцо передавали в новый дом девушки вместе с приданным, когда она выходила замуж. После свадьбы к невесте приезжали ее сестренки, чтобы проведать молодуху на новом месте. И если девушка передавала это кольцо обратно домой, это был своего рода знак - «ко мне хорошо относятся». Мать девушки радовалась, звала гостей и в доказательство того, что дочь попала в хорошую семью, показывала всем кольцо.

Надо отметить тот факт, что у казахов есть кольцо, которое называется құдағи жүзік - это большой круглый перстень, который надевался на два пальца и дарили его матери невесты или жениха в день свадьбы. Надевался на два пальца он не просто так – это был символ вечного союза двух молодых. Кольцо у многих народов мира символизировало защиту от злых духов, а у алтайцев кольцо выступает символом межполовых отношений. Обмен кольцами означает согласие на брак и интимную близость. 

 

Литература: Қазақтың зергерлік өнері. Алматыкітап, 2011

 

Бейсенбай Кенжебаев
5 октября 2016
Aray RYSBAY
просмотров: 3827
Бейсенбай Кенжебаев всю свою жизнь посвятил изучению истории казахской литературы, его смело можно назвать одним из самых известных литературоведов Казахстана. Главной заслугой Б. Кенжебаева являются труды в области исследования казахской литературы.  Кенжебаев Б. доказал, что устная казахская литература берет свое начало не с произведений Бухар-жырау, а с орхон-енисейских памятников, тем самым ученый отодвинул историю нашей с вами литературы на несколько веков назад.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МНОГОТОМНИКА ТАЛАСБЕКА АСЕМКУЛОВА
21 сентября 2016
Зира Наурзбаева
просмотров: 3226, комментариев: 1
21 СЕНТЯБРЯ 2016 г., 16.00         Астана, Национальная Академическая библиотека 23 сентября 2016 г., 11.00           Алматы, Национальная академия искусств им. Т.Жургенова Таласбек Асемкулов (1955-2014) – традиционный музыкант, исследователь, двухязычный писатель, переводчик, кинодраматург, сценарист фильмов «Биржан сал» (2008), «Кунанбай» (2015).

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3245 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3245', { type: 'blog', node_id: '3245', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });