по итогам резюме
Америка самая благоприятная страна для эмигрантов. Создано множество программ, благодаря которым можно осуществить свои грезы и каждое лето десятки студентов едут на заработки. Часто на это удовольствие тратится много денег, а результат оставляет желать лучшего. Но есть и положительные истории. Но стоит помнить одно, ничего не дается легко. С этим согласна и казахстанка Алиса Куприна. Она и ее мама Наталья довольно известные журналисты Павлодарской области. Теперь она завоевывает Америку, вернее, она завладела одним единственным, главным сердцем и строит свою судьбу. Для тех, кто мечтает уехать в Америку, учит язык и подыскивает способы получения визы, мы спросили у Алисы об особенностях жизни «за бугром».
— Алиса, здравствуйте! Расскажите нашим читателям, на что похожа жизнь в Америке?
— Ваш вопрос заставил меня задуматься. В августе будет 3 года, как мы живем здесь. Могу сказать, что это были самые интенсивные 3 года моей жизни. Столько перемен и событий. Я теперь знаю — мечты сбываются. Может, это покажется несерьезным, но я всегда хотела увидеть океан, моя первая встреча с ним была потрясающей. Я никогда не забуду этот момент. Жизнь в Америке похожа на муравейник, здесь существует иерархия, но для всех равные возможности. Все зависит только от тебя. Это четко понимаешь здесь. В первое время мне было очень трудно, что мы такие разные. Не каждый здесь знает, например, периодическую систему или как правильно разжечь костер. Это поменяло мое мировоззрение, я действительно поняла, что все люди разные, со своими способностями. То, что для нас является само собой разумеющимся для них — выбор. Ты выбираешь, знать тебе что-то или нет. Образование — это привилегия. Средним студентам недоступны летние программы обучения, где можно пройти курс, допустим, по геометрии или биологии. И как следствие ты имеешь большие возможности при поступлении в университет и при приеме на работу. Школьная программа, на наш взгляд, до смешного проста. То, что моя дочь делает как говорится «левой ногой», для большинства детей очень трудно. Тот запас знаний, который она получила за шесть лет казахстанской школы, до сих пор помогает ей. Иногда думаю — бедные наши дети выдерживают такую нагрузку. Существует мнение, что американцы тупые, но я скажу — они просто не такие многозадачные как мы. Хотя и здесь есть исключения. Понятие тяжело работать отличается от нашего, но это связано с особенностями американской системы. Они ценят труд, хорошо платят за это.
— Как и почему Вы приняли решение уехать так далеко от родных. Много ли времени ушло на осуществление задуманного?
— Это тесно связано с моей личной жизнью. Я встретила моего мужа в 2010 году, онлайн. Около года мы общались как друзья, а потом он сказал, что влюблен. В то время я планировала переехать в другой город (из-за заводов в Павлодаре мое здоровье ухудшилось. С каждым годом моя аллергия становилась все невыносимее, дошло до приступов астмы), но мне не хотелось уезжать так далеко. Плюс я начиталась и насмотрелась историй про браки с американцами, боялась страшно. 2 раза я разрывала отношения, но Джозеф не сдавался. Я досконально изучила мои права и подумала, а почему бы и нет? Даже вначале я имела такие же права, как обычный гражданин, кроме голосования на выборах и участия в суде присяжных. В 2011 он приехал в Казахстан. По правилам, перед тем как начать оформлять визу невесты мы должны были встретиться хотя бы 1 раз. Он хотел, чтобы я прилетела в Лас Вегас, но я очень боялась. Тем не менее я ездила в посольство, чтобы получить турвизу. Офицер отказал мне, ведь я не скрывала, что возможно эта встреча закончится замужеством. Наверное, он решил, что я выйду замуж по туристической визе. Если говорить о сроках, то процесс оформления визы невесты занимает максимум 6 месяцев. Сразу после интервью мы получили визы. Не буду рассказывать как проходит интервью, скажу только одно, там важно доказать, что это не фиктивные отношения. У меня была куча доказательств. И вот 22 августа мы прилетели в Лас Вегас. Миграционные службы дают 90 дней, чтобы окончательно решиться на брак. Мы решились. Поженились почти в последний момент. За те 3 месяца много путешествовали и присматривались друг к другу.
— С какими сложностями пришлось столкнуться в первые годы? К чему тяжело было привыкнуть?
— У меня пока еще первые годы. В первый год жизни здесь мне было тяжело конечно из-за языка. Мой мир сузился до размеров нашего дома. Я стеснялась даже сходить в магазин. У меня не было водительских прав и я была ограничена в передвижении. Это было трудно. Я хотела пройти курсы английского, но мне нужно было прожить здесь хотя бы 1 год, потому что образование в 3 раза дороже для резидентов штата меньше 1 года. Я всеми силами старалась не скатиться в депрессию, через которую проходят все эмигранты. Благо, мне не нужно было заботиться о хлебе насущном. Тогда мои трудности возросли бы в 10 раз. Переживала за Дашу (старшая дочь Алисы — прим. авт.), ей пришлось осваиваться в новой школе без знания языка. Но даже тогда все учителя отметили, что она имеет хорошие знания. Она выезжала на письменных тестах. Сейчас тараторит лучше любого американца и лучше меня.
— Среди друзей есть американцы или Вы поддерживаете связь с эмигрантами? Каково отношение американцев к эмигрантам?
— Да, конечно, у меня есть друзья американцы и я познакомилась почти со всеми русскими здесь. Мне даже посчастливилось заиметь здесь лучшую подругу. Мы встретились на той грани, когда готова все бросить и бежать обратно. Мы очень сильно поддерживали друг друга. И делаем это до сих пор. Америка — это страна эмигрантов и отношение к нам нормальное. Правда, русских они очень любят и уважают. Считают нас умными. Сами шутят про тупых американцев. Некоторые побаиваются.
— Что в устройстве жизни было для Вас необычным? С чем тяжело было примириться?
— Необычно было, что ты не можешь гулять по улицам как у нас, не везде есть тротуары для пешеходов. Машина — это необходимость. Я ездила на автобусах, но это всегда занимало очень много времени. Еще мне было необычно, что все расплачиваются кредитками, наличных почти ни у кого нет. Мне не было тяжело примириться с чем-то. Ты просто принимаешь все как есть и все. Я бы сказала, есть вещи, которые я считаю неправильными здесь. Например, налоговая система. Очень несправедливо. Богатый тратит больше и получает больше льгот из-за этого. А средний и бедный платят налоги в полном размере.
— В одном из комментариев в Фейсбуке, Вы сказали своему оппоненту, что он не представляет, сколько надо работать американцу, чтобы хорошо жить. Какой уровень жизни среднего американца и эмигранта?
— Да, меня очень возмущает, когда мои соотечественники показывают какое-то поверхностное мнение. Типа «зажрались» и т. п. То, что вы видите в новостях, разительно отличается от реальной жизни. Здесь все очень дорого. Многие работают по 12 часов. Да, они получают хорошую зарплату, но львиная доля уходит на налоги, оплату счетов и страховки. Кстати, мне нравится здесь то, что если ты имеешь семью, то получаешь льготы по налогам соразмерно количеству членов семьи, поэтому в семье среднего американца 2‑3 ребенка. Но, опять же, если ты один, налоговая берет с тебя за это деньги. Если ты не имеешь страховки — тоже. Моя подруга развелась в прошлом году, она работает по 10 часов в день. Сама платит за квартиру. Зарплаты едва хватает на необходимые вещи. Она не может себе позволить иметь страховку. В этом году она получила счет от налоговой, где увидела дополнительную сумму за то, что одинока и не имеет страховки. Мы даже посмеялись — наказали за то, что нет семьи и не может сходить к врачу. И тем не менее уровень среднего американца в разы выше среднего казахстанца. А уровень эмигранта может быть любым, зависит от эмигранта. Как потопаешь, так полопаешь. Можно еще, конечно, в казино выиграть (шутит Алиса — авт.).
— В интернете друзья могут видеть Вашу старшую дочь Дашу в различных костюмах известных киногероев. Расскажите об этом поподробнее.
— Это называется косплэй. Началось все с моего увлечения комиксами. Здесь проходят так называемые комиконы, где собираются люди, увлекающиеся комиксами, художники, косплэйщики. Это целая культура и я рада, что мы влились туда. Это очень интересно. Там можно увидеть любимых актеров, купить какие-то вещи, книги, комиксы, рисунки. Познакомиться с единомышленниками, поболтать о своем увлечении. Многие художники начинают с комиконов. Это и есть американская мечта — когда ты прославился и разбогател просто, потому что ты талантлив.
— Даша шьет костюмы сама?
— Я ей помогаю, но в основном она все делает сама. Это обязательное условие конкурсов. Там не только пошив, но и какие-то детали, которые требуют особых материалов и времени. Например, она делала костюм Зельды несколько месяцев.
— Совсем недавно Вы стали счастливой мамой гражданки Америки, с чем мы Вас поздравляем. Вы непосредственно столкнулись с медициной. Были ли в этом вопросе сложности? И что входит в социальный пакет? Ведь теперь Вы мама, которая занимается своей малышкой.
— Здесь не так строго наблюдают беременность как у нас. Также, не сохраняют, если есть угроза в первом триместре. Просто отпускают домой, не «лежат на сохранении». Все отдают на волю природы и выносливость организма. Сначала я была удивлена, почему врач только измеряет давление и игнорирует мои жалобы на то, что оно высокое. Потом я просто поехала в русский магазин и купила российские таблетки. Здесь нет понятия социальный пакет. Спектр услуг зависит от твоей страховки. Мой муж присоединил нас к его страховке, и у меня было все, что нужно. Сложностей особо не было. Даже генетический анализ сделали. Здесь нереально дорогая медицина. Анализ крови без страховки стоит от $200, в зависимости какой анализ. Со страховкой $20‑30. Никакие пособия я не получаю, потому что не нуждаюсь
— Алиса, спасибо большое за интервью. Желаем Вам и Вашей семье оставаться всегда на позитиве!
Наталья Бектемирова