Больше ста лет назад в Верном открылся первый кинотеатр. Сейчас собственно кинотеатров 21, а экранов больше на порядок — смотри, не хочу. И кстати, многие не хотят — как справедливо заметила когда-то Светлана Ромашкина из Cinema Hotel Corporation (сейчас она в Voxpopuli), проблема нашего кинопроката не в количестве и оснащенности кинотеатров, а в количестве и оснащенности зрителей. В принципе, сокращение количества посетителей кинотеатров — глобальная тенденция, только вот у нас сокращение произошло без фазы расширения. Было мало посетителей, а стало еще меньше. В том числе и потому, что кинотеатров стало больше. Как в анекдоте — «А вы можете сделать из этой шкурки две шапки? - Могу! - А три! - И три могу! - А десять? - Могу и десять!».
Так давайте же сбросим кандалы современности, и обратим свои взоры на те благословенные времена, когда девушки были стройнее, а кинотеатры полнее!

Вообще с первым кинотеатром в Алматы история путаная. Известный историк и краевед Владимир Проскурин утверждает, что первый кинотеатр к нам привез некий делец Сейфуллин (никакого отношения не имеющий ни к Сакену, ни к Жолбарысу) в 1911 году. И это, кстати, самая распространенная точка зрения. А Кабыш Сиранов в книге «Очерки казахского кино» (Алма-Ата, 1980г.) пишет, что да, Сейфуллин открыл одним из первых, но не первый. Пионером был какой-то Фабри из Ташкента, открывший в 1910 кинотеатр «Марс». Уже после этого упомянутый Сейфуллин приволок кинопередвижку. Интересно, что оба бизнесмена сто лет назад испытали примерно то же самое, что испытала спустя сто лет сеть «Отау Синема». То есть финансовые затруднения. Народ не очень-то в кино любил гулять. Не понимал, да и дорого было.

А потом пришла советская власть и всем показала, как надо кино любить. К 1925 году в Алма-Атинском округе было уже 10 кинотовариществ, основной задачей которых было содержание киноустановки и демонстрация фильмов. Например, таких блокбастеров, как «Мусульманка», «Под властью адата», «Кооперация в ауле». Интересно, сохранились ли где-нибудь эти шедевры? А сами киноустановки?
Самый пожилой из сохранившихся построенных кинотеатров – это, пожалуй, «Родина» в Центральном Парке культуры и отдыха. Сначала, в 1937 году, это была летняя киноплощадка. В 1956 году площадку реконструировали, сделав что-то вроде сарая, зато с полноценным широким экраном. Ну и уже в новые времена кинотеатр снова модернизировали, оснастив современным оборудованием и вездесущим алюкобондом. «Родина» хороша тем, что там никогда не бывает много народу. С другой стороны, именно по этой причине там всегда внезапно могут отменить показ. И вообще место оставляет впечатление провинциального такого, захолустного. Для любителей целоваться на задних рядах — самое то.

Старше «Родины» формально кинотеатр «Алатау», но здесь главное – не запутаться. «Алатау» действительно был, но располагался он на месте старого ТЮЗа, и играл роль не только кино-, но и вообще культурного центра Алма-Аты. Там варилась вся интеллигенция города, а «Казахфильм» снимал в павильонах фильмы. На месте же современного «Алатау» стоял кинотеатр «Алма-Ата». Так что нынешний зал с самым большим в городе экраном никакого отношения к славе предшественника не имеет. Да он, по большому счету, уже вообще ничего не имеет. Объективно это самый раздолбанный кинотеатр в городе (уникумы вроде «Казахстана» не в счет). Обивка на креслах порвана, сами кресла шатаются, звук тарахтит…Во всяком случае, так было год назад, и с тех пор у меня ни разу не возникло желания туда вернуться. А ведь когда-то был кинотеатром «высшего разряда» по советской классификации.
То же самое можно сказать и об «Искре». Когда «Отау Синема» реконструировала этот кинотеатр, он стал первым в Алматы комплексом нового поколения. С тех пор «Искра» совсем затухла. Полный мрак, товарищи.
Зато за последние годы бизнесмены понастроили кучу новых первоклассных кинотеатров, причем сейчас пошла мода на именные названия — Chaplin, Bekmambetov. А ведь Кайрат Нуртас еще не исчерпал свой потенциал брендирования! Так что в скором времени будем ходить в мультиплексы Kairat Nurtas 3D или тихие небольшие залы для истинных ценителей арт-хауса Bayan Yessentayeva Cinema Art.