misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 1445 гостей
Блоги
895
с нами с 14 ноября 2012

Ты отстал от жизни, если никогда не работал коучем

В XXI веке невозможно быть по-настоящему успешным, если у тебя нет коуча. Коучи есть у всех: у спортивных команд, у победителей «Формулы 1», у миллиардеров, у звёзд, у успешных СЕО. Если у тебя никогда не было коучинговой сессии — ты динозавр. Сейчас коуча легко найти не только в столице, но и в любом провинциальном городке. Но не переживай, у тебя ещё не всё потеряно. И сразу после прочтения моей статьи ты сможешь быстро наверстать упущенное. Но не торопись гуглить фразу «ищу коуча», а дочитай до конца, чтобы не попасть к шарлатану, коих уже пруд пруди, впрочем, как и в любой другой профессии.

 

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны — коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа — управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

о что самое поразительное — настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия: 

Коучинг — это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Коучинг 1

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

3927170072_6b40bc7776-290x290.jpg

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера — помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 году.

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор — британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC)  и проекта CoachVille.com.
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х — этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х — коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х — коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х — в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х — в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х — в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день — фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

отличие

Таким образом, коучинг — это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) — один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии. В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон — основатель и президент Американского общества клинического гипноза(American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии.

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку — коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон — президент Международного Эриксоновского университета,доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона, известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос — некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW, которую придумал Уитмор:

  • Goal — какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality — опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options — какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will — что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча — поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные — 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека — 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 — неверно, 4 — совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

»
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет — это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

Источник

 

«Просто быть в “Звёздных войнах” — уже счастье»: Райан Джонсон об эпизоде VIII
14 декабря 2017
GONZO
просмотров: 3
Дроиды, капюшон Люка Скайуокера, феминизм и Михаил Калатозов — накануне голливудской премьеры «Последних джедаев»
Как китайцы построили железную дорогу в Тибет
14 декабря 2017
GONZO
просмотров: 48
Всего за пять лет и три с половиной миллиарда долларов в Китае построили магистраль длиной в 1150 километров, соединившую «Крышу мира» с основной территорией страны.     Еще в начале 1920-х революционер Сунь Ятсен в своем программном «Плане реконструкции Китая» предложил построить в стране около 100 000 километров новых железных дорог, в числе которых были и линии на Тибетском нагорье. По объективным причинам к идее «отца нации» смогли вернуться только в 1950-е годы при председателе Мао. Проект железной дороги в столицу Тибета Лхасу был утвержден к 1960 году, однако ее строительство было заморожено почти на полтора десятилетия — Китай с трудом пожинал плоды «Большого скачка». Только в 1974 году возведение первого участка будущей магистрали, от столицы провинции Цинхай города Синин к Голмуду уже на Тибетском нагорье, возобновилось. 814 километров железной дороги силами армии и заключенных построили за пять лет, к 1979 году, но пассажирское движение открылось здесь только в 1984-м.     Работа над вторым, высокогорным, участком до Лхасы была связана с инженерными задачами особой сложности: строителям предстояло трудиться в условиях вечной мерзлоты, недостатка кислорода и к тому же уникальной тибетской экосистемы, сохранение которой было объявлено китайской партией и правительством вопросом первостепенной важности.   Только в начале XXI века страна достигла уровня технологической готовности, позволившего приступить к реализации масштабного инфраструктурного проекта. Более того, возведение железной дороги до Лхасы стало ключевым этапом программы развития Западного Китая, целью которой является ликвидация диспропорции в развитии восточных и западных регионов страны. Еще одной важной, а возможно и основной, задачей правительства КНР было укрепление связей именно Тибетской автономии, контроль над которой был вновь установлен лишь в 1950 году, с основной китайской территорией.   Согласно проекту, утвержденному в 2000 году председателем КНР Цзян Цзэминем, общая протяженность новой железной дороги должна была составить 1142 километра. На этом участке было организовано 45 станций, 38 из которых были автоматическими, без обслуживающего персонала. Тибетская магистраль от Голмуда поднималась с высоты 2800 метров над уровнем моря до перевала Танг-Ла (5072 метра) и затем вновь спускалась к Лхасе (3642 метра).   Вокзал Голмуда. Конечный терминал в Лхасе.   Около 80% всего нового участка (960 километров) проходило по труднопроходимым высокогорным районам на высоте свыше 4000 метров над уровнем моря, из них около 550 километров располагалось в зоне вечной мерзлоты.     Строительство железной дороги там представляло серьезную инженерную проблему. Дело в том, что верхний слой вечной мерзлоты имеет свойство в краткий летний период оттаивать, порой превращаясь в труднопроходимое болото. В этой связи реальную угрозу представляли подвижки почвы, что могло привести к деформации и разрушению пути. Для того чтобы ликвидировать такой риск, проектировщики Цинхай-Тибетской дороги разработали специальную схему ее устройства, фактически изолирующую какое-либо влияние магистрали на окружающую среду и наоборот. Рельсы укладывались на специальную насыпь из булыжников, засыпанных песчаным слоем. В поперечной проекции насыпь перфорировалась сквозной сетью труб для обеспечения лучшей ее вентиляции, а ее склоны закрывались специальными металлическими листами, отражающими солнечный свет и тем самым еще более препятствовавшими ее нагреванию. На отдельных участках устраивались еще и скважины, заполненные жидким азотом. Все эти мероприятия фактически замораживали насыпь под дорогой, предотвращая нагрев верхнего слоя вечной мерзлоты, его оттаивание и последующую деформацию железнодорожного полотна.   Для компенсации перепадов высот в районах строительства значительная часть магистрали проложена по эстакадам. Всего на ее 1142 километрах устроено 675 мостов, общей протяженностью 160 километров. Опоры этих эстакад по сути представляют собой сваи, основания которых покоятся глубоко в вечной мерзлоте, благодаря чему сезонные оттаивания верхнего ее слоя не оказывают никакого влияния на стабильность конструкции сооружения. Промежутки между опорами-колоннами не препятствуют свободной циркуляции воздуха под ними, что позволяет минимизировать дополнительный тепловой эффект от железной дороги. Помимо технической составляющей, важным достоинством эстакадных участков является тот факт, что они не препятствуют свободному перемещению под магистралью уникальных порой представителей местной фауны. Негативный эффект от инородного включения в тибетскую экосистему сведен, таким образом, до минимума. Участки Цинхай-Тибетской дороги, проложенные на насыпи по поверхности земли, огорожены на всем их протяжении, а для перехода мигрирующих животных регулярно проложены специальные тоннели и сооружены мосты.   После окончания строительства Тибетская магистраль установила сразу несколько рекордов железнодорожного строительства. В 350 километрах от Голмуда на высоте 4900 метров над уровнем моря был построен самый высокогорный железнодорожный тоннель в мире, получивший название Фэнхошань (тоннель Ветреного вулкана) Станция же Танг-Ла на одноименном горном перевале стала самой высокогорной железнодорожной станцией в мире. Окружающие ее горы кажутся скорее холмами, но это обманчивое впечатление. На самом деле трехпутная Танг-Ла находится на высоте 5068 метров лишь четырьмя метрами ниже высочайшей точки всей магистрали (5072 метра).   Хотя здесь и останавливаются поезда, по сути это всего лишь разъезд на однопутной магистрали. Станция полностью автоматическая и управляется из Синина, где расположено центральное управление всей дороги. Никаких населенных пунктов поблизости нет, что, впрочем, не помешало китайцам построить здесь довольно крупный вокзал, достойный станции-рекордсмена.   В большинстве случаев здесь даже не открываются двери вагонов. Для неподготовленного человека оказаться на такой высоте, где давление атмосферы составляет лишь около 35—40% от стандартного на уровне моря, представляет определенную угрозу здоровью.  Для того чтобы путешествие по высокогорным районам с их ошеломляющими пейзажами доставляло пассажирам лишь удовольствие, для Цинхай-Тибетской дороги был разработан специальный подвижной состав. Американская корпорация General Electric спроектировала для магистрали тепловозы NJ2, модифицированные для работы в высокогорных условиях, мощностью 5100 л. с. каждый. Локомотивы способны развивать скорость до 120 км/ч с составом в 15 вагонов. В зонах вечной мерзлоты скорость их движения ограничена 100 км/ч. Вагоны для обслуживания дороги были построены на китайском заводе канадского концерна Bombardier в количестве 361 штуки (308 обычных и 53 специальных туристских). Все они фактически герметично изолированы от окружающей среды, внутри поддерживается давление кислорода, близкое к стандартному.   Несмотря на это, приступы горной болезни, вызванные недостатком кислорода, у пассажиров случались. Для их предотвращения каждое место в вагонах оборудовано индивидуальными кислородными трубками по образцу больничных. Тонированные стекла вагонов со специальным покрытием защищают пассажиров от избыточной солнечной радиации, опять же свойственной высокогорьям.   Стандартные вагоны разделены на привычные и нам три класса: сидячий, плацкарт и купе. Кроме того, в поездах имеются вагоны-рестораны.            Пропускная способность магистрали составляет восемь пар пассажирских поездов в сутки (не считая грузовых). В настоящее время Лхаса связана регулярным пассажирским движением не только с соседним «областным» центром Синином, но и с крупнейшими городами страны — Пекином и Шанхаем. В пути экспресс Пекин — Лхаса находится 44 часа. Стоимость билетов в зависимости от класса составляет от $125 (плацкарт) до $200 (купе).   Строительство Цинхай-Тибетской железной дороги началось в 2001 году. Около 20 000 рабочих, одновременно начавших прокладку магистрали из обеих конечных точек (Голмуда и Лхасы), справились с ответственной задачей партии всего за пятилетку, потратив $3,68 миллиарда долларов. По официальным данным, при этом никто не погиб, даже несмотря на длительную работу в не самых комфортных для этого условиях.     За семь лет функционирования по дороге было перевезено более 63 миллионов пассажиров и 300 миллионов тонн грузов. Годовой пассажирооборот увеличился с 6,5 миллиона человек в 2006 году, когда магистраль была сдана в эксплуатацию, до 11 миллионов человек в 2012 году, годовой грузооборот возрос с 25 миллионов тонн в 2006 году до 56 миллионов тонн в 2012 году. Уже сейчас очевидно, что новая железная дорога значительно активизировала экономическое развитие Тибета и соседней провинции Цинхай.  Существенно удешевилась доставка грузов в Тибет, в том числе и особенно ценных в горных условиях энергоносителей. Новый толчок к развитию получила и туристическая отрасль, хотя по-прежнему просто так любому желающему уехать, например, на пекинском поезде в Лхасу не получится. Для посещения Тибета китайское правительство как и прежде требует получение специального разрешения, без которого на поезд вас просто не посадят.     Скептики же считают Цинхай-Тибетскую железную дорогу лишь очередным этапом постепенной китайской колонизации своеобразного автономного региона и локомотивом освоения его природных ресурсов. Геологи уже обнаружили в высокогорных районах Тибета месторождения меди, свинца и цинка, сырья, крайне необходимого бурно растущей китайской промышленности. Экологи, разумеется, опасаются, что наличие в крае современной железнодорожной магистрали лишь подстегнет правительство КНР к скорейшему освоению этих месторождений с непредсказуемыми последствиями для хрупкой экосистемы региона.     Впрочем, пока это лишь ничем не подтвержденные опасения. Зато трудно отрицать популярность дороги среди жителей Тибета, получивших возможность легко и быстро добираться до высокоразвитых восточных районов страны, и в особенности среди туристов, для которых магистраль является прекрасным аттракционом, созданным с типично китайским упорством, в буквальном смысле сворачивающим горы.     Источник

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_4187 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_4187', { type: 'blog', node_id: '4187', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });