Казахстан избран в Совет Безопасности ООН. Наша страна стала первым государством Центральной Азии, избранным в состав наиболее важного политического органа ООН, на который Уставом Организации возложены полномочия по поддержанию глобального мира и безопасности. Казахстан официально вступит в права непостоянного члена СБ ООН с 1 января 2017 года и будет осуществлять их до 31 декабря 2018 года. Кандидатуру Казахстана поддержали 138 государств из 193 государств-членов ООН, принявших участие в голосовании. Что даст и предлагает Совет Казахстану? Мы собрали мнения экспертов по данному вопросу.
Ерлан Карин, директор Казахстанского института стратегических исследований:
"Избрание Казахстана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН (СБ ООН) не является имиджевым проектом. Это вопрос не престижа и не репутации, по крайней мере, это не является самоцелью. Данное событие действительно имеет важное значение, в первую очередь, с точки зрения укрепления международной субъектности нашей страны, а также с точки зрения возможности артикуляции Астаной актуальных проблем в сфере международной и региональной безопасности, затрагивающих национальные интересы.
При определении плана действий в СБ ООН Астаной учитывалась не только текущая повестка дня СБ ООН, но, прежде всего, и основные приоритеты внешней политики, закрепленные в Концепции внешней политики Казахстана на 2014-2020гг. Исходя из них, Казахстан сформулировал приоритеты своей деятельности в СБ ООН, среди которых отмечены 4 области международного сотрудничества – это вопросы ядерной безопасности, энергетической безопасности, продовольственной безопасности и водной безопасности. По всем этим вопросам Казахстан регулярно выдвигает разного рода инициативы и предложения.
Безусловно, избрание в СБ ООН имеет значение и с точки зрения дальнейшего укрепления международного и внешнеполитического авторитета нашей страны. Многие задаются вопросами: "Какую пользу принесет это простым людям?" или "Растущий авторитет чем поможет конкретным гражданам"? Польза простым гражданам заключается в том, что благодаря своему международному авторитету Казахстан сможет более эффективно защищать интересы своих граждан и эффективно решать реальные вопросы, в том числе и на двусторонней основе. К примеру, в прошлом году между Казахстаном и Китаем был подписан протокол об обмене ратификационными грамотами по Договору между РК и КНР о передаче осужденных лиц. Мы являемся одной из немногих стран, с которой Китай подписал подобного рода соглашение, которое дает возможность решить вопросы об экстрадиции казахстанцев, осужденных в Китае. При этом протоколом прописано, что они отбывают наказание в рамках, предусмотренных нашей уголовной системой мер и ответственности. Данный документ позволит Казахстану защищать права своих граждан. Договориться и согласовать такой документ с китайской стороной было непросто, но именно авторитет нашей страны позволил нам добиться подписания соглашения. Другой пример, недавний случай – освобождение одного из наших граждан, который был осужден по, так называемому, «бостонскому делу». Изначально ему грозила очень суровая мера ответственности, вплоть до пожизненного заключения, затем был риск того, что его осудят на 20 лет. В конечном итоге он был на 3 года и недавно вернулся.
Это одни из немногих примеров, когда нашим дипломатам и государству в целом удавалось защитить и обеспечить права наших граждан. Все это происходит в совокупности благодаря авторитету и влиятельности нашей страны. Так что внешнеполитический авторитет имеет реальные измерения"
Ерлан Саиров, политолог:
Как в старые добрые времена. Бурные аплодисменты на грани истерики. По поводу непостоянного членства Казахстана в Совбезе ООН. Нет вы не подумайте, я патриот, даже больше патриот чем некоторые. Тоже рад дипломатической победе нашей страны! Но действия некоторых государственных мужей почему-то мне напоминают определенную эпоху, которую называли "поздне -брежневским" или застоем...
Расул Жумалы, политолог:
На самом деле это - рядовое событие в международной бюрократии, которое ничего особенного нам не дает. Попытки придать этому ротационному событию некое значение, как признание "особых заслуг" Казахстана рушатся об скалу того, что в СБ вошли страны с такой подмоченной репутацией, как Боливия, Сенегал, Эфиопия, Египет. И даже в них никто не устраивает тоев на сей счет. Понимаю, когда все рушится дома, охота хоть какую-то отдушину, хоть какую-то приятную новость. Если таковой нет, то придумать ее и заставить общество верить в нее. Боюсь, ничего из этого не выйдет. Не пробовали вместо дешевого PR начать с решения насущных проблем самого Казахстана? Уверяю - поможет.
Магеррам Магеррамов, депутат Мажилиса от КНПК:
Уникальность Казахстана в том, что наша страна имеет стабильные и дружественные взаимоотношения со всеми странами мира, наша страна является диалоговой площадкой мирных переговорных процессов, межконфессионального диалога, наш Лидер последовательный сторонник мирного развития и решения любых проблем в формате диалога и переговоров, поэтому избрание Казахстана непостоянным членом СБ ООН, как раз укладывается в алгоритм миссии столь солидной и значимой в планетарном масштабе организации.
Руслан Жангазы, политолог:
Прежде всего, позвольте напомнить, что работу по продвижению Казахстана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН (СБ ООН)впервые инициировал Марат Тажин в 2009 году, сразу же после возвращения на должность помощника Президента – секретаря Совбеза РК. Среди стран постсоветского пространства непостоянными членами СБ ООНуже были Литва, Украина, Беларусь и даже Азербайджан (Россия является постоянным членом СБ ООН). За последние десятилетия ведущие международные институты, в том числе СБ ООН, испытывают серьезный кризис. Самым грубым образом нарушаются нормы международного права и фундаментальные положения Устава ООН. Все чаще военные действия в отношения отдельных государств производятся без получения санкции СБ ООН. Сама площадка СБ ООН из «стола переговоров» превратилась в место выяснения отношений между великими державами.
Страновой состав постоянных членов СБ ООН не отражает актуальную геополитическую картину мира. Периодически возникают споры о необходимости реформирования системы ООН, в том числе через увеличение постоянных членов СБ ООН. Так, образовались фракции государств, претендующих на постоянное представительство, как например, «G4» – Япония, Германия, Бразилия, Индия или «G5» – Италия, Египет, Нигерия, Индонезия, ЮАР, выступающих за увеличение числа постоянных членов. Западные эксперты положительно оценивают членство Казахстана в СБ ООН, так как считают, что это позволит в некоторой степени восстановить принцип многовекторности внешней политики нашей страны, который былнарушен в результате вступления в Евразийский экономический союз. Казахстан должен максимально прагматично использовать возможности СБ ООН для продавливания национальных интересовна высшем уровне системы глобальной безопасности. Нельзя допускать нивелирования нашего членства в СБ ООН до очередной имиджевой кампании. В тоже время не стоит хвататься за решение глобальных конфликтов и проблем всего человечества. Задачи должны быть достойными, но реалистичными.
Заявка Казахстана содержит четыре приоритетные сферы безопасности: продовольственная, водная, энергетическая и ядерная. Наиболееперспективным направлением представляется продовольственная безопасность. С учетом высокого потенциала развития отечественного агропромышленного комплекса Казахстан мог бы предложить «прорывные» инициативы в сфере сельского хозяйства. К примеру, почему бы в рамках резолюции СБ ООН не выдвинуть инициативу о создании«Продовольственного пояса Шелкового пути» или «Евразийского межгосударственного продовольственного консорциума «Юг – Север»? Еще раз хочу подчеркнуть – наша внешняя политика должна быть переориентирована на получение конкретной экономической выгоды.