misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 59 гостей

Советская идеология и родоплеменные отношения

с нами с 10 июня 2014

К большому сожалению нынешние учебники истории Казахстана просто скопированы с советских книг. Например, восстания Исатая и Махамбета, Сырыма Датулы называются восстаниями шаруа-крестьян против угнетателей феодалов, хотя на самом деле они были вызваны теснотой земель, связанной с колониальной политикой России, и ущемлением прав родовых вождей ханами и султанами.

Недавно ученым Р. Темиргалиевым был опровергнут советский тезис о том что в казахском обществе существовал класс бедняков и класс баев. На самом деле такого не было. У казахов не было частного права на владение землей.

То есть землей владела вся община, то есть род или племя. То есть в роду не было бедных или богатых, род сам мог быть или бедным, или богатым.

А баем назывался тот кто был бием - вождем богатого рода или племени. А бием же, в свою очередь, мог стать только человек с определенными способностями, талантами, признанный народом человек. То есть баем он был если был богатым его род и он был главой этого рода.

Представьте себе, вот кочует один аул, со своими отарами и табунами. В этом ауле все друг другу братья и сестры, родственники ведут свою генеалогию от одного ближайшего предка.

Не мог только один из них владеть всеми богатствами родичей, оно досталось им всем от общих предков, оно было их общим достоянием. К тому же в соседстве кочевали еще несколько аулов ведущих свое происхождение от более дальнего предка. Вместе они назывались родом.

Обычно все их богатства паслись вместе и не делились по аулам. И старейшины рода - аксакалы выбирали рубасы - главу рода, чтобы тот представлял их род на курултаях и судебных процессах в межродовых спорах. Если род был богатым, то этот рубасы назывался баем.

Человек оставшийся без рода-племени не вписывался в казахскую среду, становился рабом, нищим, изгоем. Вот поэтому у казахов очень ценились родственные узы, память предков и знание своей генеалогии.

Так вот о восстаниях Сырыма, Исатая и Махамбета. Они не были восстаниями бедняков против богатых. Это было восстанием притесняемых ханами родов. Ханы же (Нуралы и его внук Жангир) в свою очередь опирались на российскую колониальную администрацию которая усмиряла силовыми методами тех, кто был против их марионеточного хана. А хан пользуясь их поддержкой ставил над родами своих родичей - султанов, и отбирал для них лучшие пастбища.

Родовые вожди, не пожелавшие подчиняться поставленным российской администрацией султанам, и вытесненные со своих родовых кочевий, вынуждены были поднять восстание.

Они не было восстаниями бедных казахов, как твердили советские историки. Таких вообще не было. Это были восстания родов и родовых вождей. Вот такой вот поворот.

20 снимков с демонстрацией влияния самого времени на разные предметы
2 июля 2020
GONZO
просмотров: 91
В мире нет ничего постоянного и это вовсе не наша вина, а воздействие четвертого измерения – времени
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС УКУСИЛА ГАДЮКА
2 июля 2020
GONZO
просмотров: 77
Зимой это пресмыкающееся прячется в глубокие норы и впадает в оцепенение, схожее со спячкой медведей...

Комментарии

NUNU NUNU
16 Июнь 15:58 # ответить
Автор сам утверждает, что было восстание бедных против богатых. Только добавил слово "родов". А уравниловки в ауле никогда не было. Ее не было даже в пещерное время. В СССР пытались реализовать уравниловку - мы знаем что из этого вышло. Иногда, конечно, доставляет уовольствие свергать авторитеты и изобретать... велосипед.
Адильбек Каратаев   →  NUNU NUNU
21 Июнь 22:38 # ответить
NUNU NUNU, я не писал бедных родов. я писал притесняемых. разница то есть
Адильхан Ержанов
21 Июнь 22:54 # ответить
Состоятельность исчислялась во всем - в количестве крыльев юрт, в количестве голов скота, в количестве жен, в количестве платков в сундуке, в количестве самих сундуков, то есть во всем, что имели. Внутри аула существовала дифференциация классов, и племена также делились на бедных родственников и богатых, бедные пасли овец богатых, богатые женились друг на друге. С тех пор ничего не изменилось - сейчас все это выродилось в самые ужасные формы кланственной коррупции. Приятно, конечно, идеализировать прошлое, но надо быть реалистами - расслоение общества было всегда и у всех народов, которое вытекало из излишков производства по Марксу))))
Адильбек Каратаев   →  Адильхан Ержанов
21 Июнь 22:58 # ответить
Адильхан Ержанов, но применительно к данной теме, вы наверное согласитесь что все таки это были не восстания бедняков? тогда бы бедняки не стали делиться на племена и поднялись против своих соплеменников, верно? а тут поднялись не бедные Исатай (которому Букей хан выделил огромные территории для кочевий) и Махамбет (который был одним из вельможей хана Жангира) и Сырым (который был главой рода Байбакты в 9000 юрт).
Адильхан Ержанов   →  Адильбек Каратаев
21 Июнь 23:17 # ответить
Адильбек Каратаев, Ну во многом это были восстания против политики царя, против рекрутизации населения в первую мировую - об этом пишут советские учебники по истории - здесь нет тайны. Однако восстания по идеологическим причинам, к примеру Амангельды Иманова, который придерживался коммунистических взглядов тоже имели место.

Бедняки были - и баи были. Мой прадед как раз участвовал в начале революции и его закололи вилами свои же баи. Это не советская пропаганда - это история, переданная от бабушки и прабабушки. По большему счету, все казахи хорошо приняли Советы, потому что в большей мере, чем, к примеру оседлые узбеки и туркмены, принадлежали к бедному классу. Отрицать существование баев и бедных - это не объективно. У нас и сейчас есть баи, это традиции.
Адильбек Каратаев   →  Адильхан Ержанов
21 Июнь 23:27 # ответить
Адильхан Ержанов, вашу мысль понял, но я не об этом писал. я написал про восстания Сырыма, Исатая и Махамбета. их восстания и восстание Амангельды разные вещи. все казахи хорошо приняли Советы??? вы видимо только по советским учебникам и читали историю. Голощекин сказал что революция прошла мимо казахов и велел устроить коллективизацию. голодомор унес жизни половины казахской нации и еще одна большая часть откочевала за рубеж. только после этих зверств казахи приняли советскую власть. я не отрицал существование баев перечитайте заново статью. бедными были только те кто оторвался от рода - байгуши, жатаки - наемные рабочие. их было очень мало. остальные все жили хорошо благодаря родовому коллективизму. у нас сейчас есть баи, но они не те баи что были раньше. те баи заботились о целых родах, а сегодняшние заботятся только о своей семье. сравнивать их глупо. это не традиции, это капитализм. богачи есть везде.
Адильхан Ержанов   →  Адильбек Каратаев
21 Июнь 23:36 # ответить
Адильбек Каратаев, Голодомор был после. А во время революции советская идея, коммунистическая идея несла народам независимость от царя, от баев и путь к всеобщему просвещению. Советы, несмотря на большие перегибы, в общем-то свою программу выполнили. Дали и формальную независимость и всеобуч. Другого пути освобождения от царя и империи не было. А вот плохо во время установления советской власти было всем - не только казахам.

Утверждение, что баи прошлого заботились о своих родах - верно, как и сейчас баи заботятся только о своих кланах. Нет никакой разницы.
Адильбек Каратаев   →  Адильхан Ержанов
21 Июнь 23:54 # ответить
Адильхан Ержанов, ничего себе перегиб.
Адильхан Ержанов   →  Адильбек Каратаев
22 Июнь 00:01 # ответить
Адильбек Каратаев, У нашей власти перегибы пострашнее. В 86-м не было такого насилия, как в Жана Озене. Так что наши-то баи ничем не гуманнее к своему народу.
Адильхан Ержанов   →  Адильхан Ержанов
22 Июнь 00:08 # ответить
Адильхан Ержанов, У меня просто эмоциональная неприязнь к баям и я не могу быть объективен. Статья и взгляд на историю вызывает споры, и это отлично. Думаю, в дальнейшем мне лучше слить спор - я некомпетентен, потому что не владею историческими фактами в должной мере, не жил в то время, не знаю многого. Позвольте мне просто остаться при своем мнении - что дифференциация общества у нас была всегда.
Адильбек Каратаев   →  Адильхан Ержанов
22 Июнь 01:12 # ответить
Адильхан Ержанов, не оправдываю нынешнюю власть, но в 86 было намного хуже. а так наши да не особо гуманные, я про них ничего не говорю. спорить не спорить дело ваше.
Алина Квонтико
03 Июль 15:57 # ответить
!!!
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2334 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2334', { type: 'blog', node_id: '2334', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });