-Пап, табель подпишешь?
-Как оно, сын?
-Как обычно... Тройки, четверки и пятерка по программированию.
-Не сдаешься?
-Не сдаюсь.
-Держись…
***
-Ахметов, к доске.
-…
-Ахметов, аууу!
-А? Ааа. Секунду.
Алик аккуратно загнул уголок странички в книге, вздохнул и направился на экзекуцию.
-Ну, Ахметов, расскажи нам, что производят страны Южной Америки…
Вздох. Скучающий взгляд.
-Кофе?
-Допустим… Продолжай.
-… Сериалы?..
Смех в классе.
- Ахметов, не наглей.
Вздох.
- Алина Сапаровна, я не учил.
- Ну и что мне ставить тебе в четверти, Ахметов?
- По моим подсчетам средняя арифметическая стремится к трем и одной десятой.
В классе переглядывания и ехидные смешки.
- И тебя это устраивает?.. Ну ты же умный парень, Ахметов. Олимпиадник. Информатик на тебя молится. Я же знаю, что ты можешь выучить и пересказать один окаянный параграф.
Алик молчал. Вступать в дискуссию и объяснять учителю, что экспорт и импорт Южной Америки ему не интересен и никак не связан с его будущими планами было бесполезно. Он уже проходил это и не раз. Все заканчивалось истериками преподавателей и приводами родителей в школу. Лучше молчать, виновато разглядывая ламинат, и ждать, когда учитель истощит запас риторических вопросов.
- Садись, Ахметов… Поставлю тройку… За кофе… Если тебя отчислят, информатик мне не простит…
***
- Ахметов… Ахметов!..
- Да, профессор?
- Я прекрасно вижу, что вы читаете постороннюю книгу на моей лекции. Закройте ее пожалуйста.
- Извините, профессор.
- Я рассказываю вашим более внимательным соратникам о Канте и его философии. Кстати, Ахметов, что вы знаете о Канте?
- …Он умер в Калининграде?
- Ахметов, вы меня поражаете. Откуда такие глубокие познания?.. Впрочем, я кажется догадываюсь. Вчера был эфир КВН и вы тоже порадовались за нашу команду которая решила, что делает комплимент местным жителям песней «в Калининграде Канта могила».
Алик привычно молчал. Он не смотрел КВН. Вчера он до трех утра дописывал код для приложения, которое они с друзьями должны были выпустить на этой неделе. Но братишка за столом взахлеб пересказывал шутки с игры. И эта почему-то осталась в его сознании.
Философ любил поговорить и подчеркнуть тщету бездумного существования всех не-гуманитариев. Но по сути он не был злым человеком. Он сразу понял, что философия не является царицей наук для Алика и лишь слегка иронизировал над его упорным отказом забивать свое (как он выразился) «ОЗУ» предметами не связанными с программированием.
- Ахметов, нам будет очень весело на сессии. Там не будет Кульманова, который пытается вам нашептать что-то на Парселтанге. Не слушайте его, Ахметов. «Sapere aude!» как говаривал Кант. Имейте мужество пользоваться своим умом!.. Впрочем забудем об Ахметове и вернемся к теории познания Канта…
***
- Алик Арманович, вы наверное один из самых молодых предпринимателей в списке казахстанского Форбс. Ваша компания занимает солидную нишу на рынке программных продуктов в нескольких странах, включая Китай и Россию. Мы внимательно изучили вашу биографию. Поражает полное отсутствие влиятельных родственников, покровителей и прочих, как правило необходимых, ингредиентов для подобного успеха. Расскажите же нашим зрителям, как у вас это получилось?
- Мне повезло с учителями.
- Неужели у нас в Казахстане такая сильная школа программистов?
- Вы удивитесь, но да. Впрочем я не имел в виду своих наставников по профильным предметам. Все-таки программирование это своего рода искусство и спорт. Тут важно быть в постоянном режиме самообучения…
На самом деле больше всего я благодарен учителям по абсолютно не пригодившимся мне в жизни предметам: географичке, астроному, химику, бесконечным философам, культурологам и социологам... Всех даже не перечислишь…
- Это какая-то тонкая ирония?
- Ну что вы! Понимаете, я очень рано определился с призванием. Поэтому все, что не помогало мне программировать мне было неинтересно. При этом я был весьма упрямым юнцом и отказывался тратить время на неинтересные мне предметы.
Сейчас я понимаю - если бы они захотели сломать меня, у них бы это вполне получилось. Но они не мешали мне. Даже когда я читал на их предметах книги по С+. Заучивал и отвечал пару параграфов в начале четверти, чтобы в конце четверти выйти на среднюю троечку с минусом.
Наверное, благодаря им у меня была фора… Я мог тратить время на изучение того, к чему у меня лежала душа и что у меня действительно получалось. Поэтому я искренне благодарен учителям в моей школе, и позже в университете, которые мерились с моим «протестантством». Наверняка многим таким как я повезло намного меньше. Наверняка их стыдили, называли тупыми, снижали самооценку…
- То есть вы считаете, что вам оказали услугу, не настаивая на обучении своим предметам.
- Можно сказать и так. Все что я помню из курса философии - это высказывание Канта: «Sapere aude!» Имейте мужество пользоваться своим умом!.. Я запомнил именно это выражение, потому что в мое время образование состояло в том, чтобы заучить продукты чужого ума.Заучить, рассказать и забыть. Количество спутников Юпитера, длина рек в Африке, классы растений… У нас готовили эрудитов, а не интеллектуалов. И по тем стандартам, я глупее восьмиклассника...
Но именно поэтому, повторюсь, у меня была фора перед сверстниками… И не только… «Sapere aude!» Если вы ищете причину успеха моей команды, то вы ее нашли…