Попробовать себя в рекламной отрасли может любой, даже относительно образованный, человек. Зарабатывать деньги в Рекламе можно тремя основными способами:
1. Работая в рекламном агентстве.
2. Работая в отделе маркетинга и рекламы коммерческой фирмы.
3. На фрилансе.
Всю свою рекламную биографию рекламисты перетекают между этими тремя сосудами.
Давай я расскажу тебе о "ништяках" и подводных камнях каждого из трех.
Рекламное агентство
Бывает двух видов:
1. Крупное сетевое
2. Среднее и мелкое
Я предлагаю тебе начать "помогайкой" в крупном сетевом агентстве. Помогайке первые пару месяцев денег никто не платит, но помогайка может легко передвигаться по отделам агентства вникать в процессы и заводить полезные связи.
Если ты внимательно не читал и не знаешь наизусть книгу Огилви "О рекламе", ты меня пугаешь и меня сильно беспокоит твое будущее в рекламной отрасли.
В крупном РА несколько отделов:
1. По работе с клиентами
2. Креативный (креаторы, дизайнеры, копирайтеры)
3. Медиабаинга
4. Наружной рекламы
5. По работе со СМИ
6. Ивентов и событийного маркетинга
7. СММ и дижитал
8. Офис, водители, логистика
Могут быть и еще, но эти основные.
Если ты не совсем уж потерян для общества, ты можешь стать "помогайкой" в любом из них, но вот навыки и требования к помогайкам, а также оплата везде разные.
1. Без мыла в задницу.
Красивые ноги и железные нервы очень помогут тебе в отделе по работе с клиентами. Стать опытным и хорошим аккаунт-менеджером круто и полезно. Это офигенные навыки общения с людьми, полезные связи, премии и неплохая зарплата
2.В отделе креаторов тебе понадобятся:
- Дреды.
- Узкие желтые подстреленные брючки
- Айфон, Индия и прокачанный Инстаграм.
А так же стойкое неприятие к работе и огромное желание “колымить” на стороне.
3.Отдел медиабаинга
Изнасилует тебя медиа-планами, циферками, табличками и непрерывным сидением на заднице перед монитором.
Что-то мне подсказывает, что лучше тебе для этого вообще родиться девочкой.
4.Наружка - это гора неразмещенных принтов.
Куча нервотрепки и идиоты из городского департамента рекламы.
5.Отдел по работе со СМИ
Лучше бы тебе тогда мечтать о журналистике, любить тусовки и халявное бухло, Маркеса, Сноб, Есквайр, Фейсбук и фотографию.
6. В отделе ивентов ты научишься выпрыгивать в окно на ходу, жить по минутам, делать из говна конфету и твердо понимать, что ведущий - сволочь и идиот, а без продуманного и подписанного клиентом сценария, идиотом будешь ты.
7. Прокачанные соцсети, дофига знакомых селебритиз, CTR и котики помогут тебе быстро сделать карьеру в дижитал отделе.
8. Красное от телефонной трубы ухо, чаёк-кофеёк, расторопность, придурки курьеры и водители, политая герань на окошке и энергичная радость в ответ на любые непонятные приколы душки-Шефа гарантируют тебе карьерный рост в этом непростом отделе.
Хорошие новости.
Спустя 2-3 года кочевья по разным отделам Крупного сетевого агентства из тебя получится вполне приличная заготовка для Большого Рекламщика. Тебя возьмут в любой отдел маркетинга любой компании. И ты будешь почти готов к житию во Фрилансе.
Отдел маркетинга и рекламы тоже бывает двух видов:
1. Отдел маркетинга и рекламы в крупной компании
2. Отдел в средней и мелкой коммерческой фирме
Давай я расскажу, что ждёт тебя по другую сторону баррикад, то есть в средней и мелкой фирме.
1. Помогайкой туда устроиться не получится.
2. Ты теперь получишь возможность издеваться над собратьями из рекламного агентства (кстати, не шибко-то усердствуй - земля, как известно, круглая и впоследствии вы легко можете поменяться ролями).
3. Но работать в отделе рекламы крупной компании о-о-очень полезно.
Как это делать?
Начать с того, что если у тебя есть любое высшее образование, помогайкой устроиться возможно и сюда. Как это делать, я напишу в отдельной главе (прочитай ее!). А вот как работать я объясню здесь.
Вникай в суть продуктов и сферы деятельности компании. Спрашивай, ознакомься с производством, “закентуйся” с продажниками, у них вагон хороших идей и предложений, только успевай внедрять.
Внимательно следи за тем, что делают конкуренты - это тоже подсказка.
А самое главное - не работай, а СЛУЖИ.
Служи бренду, идеям и идеалам компании, которые она несет в этот мир. И это не бла-бла-бла. Например, если ты искренне считаешь банкиров ростовщиками и кровопийцами, не нужно идти работать в банк. Ты с таким подходом всё равно там ничего не добьешься. Если ты вегетарианец, тебе не нужно идти продвигать колбасу на мясокомбинате.
Я например, всегда отказываюсь продвигать казино, табачников и алкогольные бренды.
Вообще, рекламщику нужно чётко понимать, что хорошо овладев рекламными инструментами, он получает в руки страшное оружие, способное кардинально менять умы людей.
Ты всегда должен думать как твоё слово отзовётся. Слово убивает, спаивает, но и вселяет радость и уверенность в сердца. Это ты обязательно поймешь и услышишь лет через пять, но я тебя честно предупредил в самом начале.
Экономить деньги партии.
Это волшебный ключ к твоему успеху и процветанию. Просмотри все закупочные и медийные договора. Там всегда можно сэкономить процентов 30 от общего бюджета. Как? Да просто пойти и поторговаться еще раз. Проверено тысячу раз – назначай встречу и иди торгуйся.
Сэкономишь компании кучу бабла и будет тебе плюсик.
Запомни, когда ты работаешь в отделе маркетинга фирмы, ты должен исходить из того, что за рекламу вообще платят только трУсы.
Приведу конкретные примеры:
Я работал в огромном развлекательном центре. 7000 кв.м для 2001 года было очень круто.
Так вот, мы всегда имели кучу эфирного времени на радио и ТВ и никогда не платили за это.
Секрет прост. Ты удивишься, но сотрудники радиостанций, газет, популярных журналов, ТВ тоже люди.
Мы заключали бартерные сделки, один раз веселили коллектив, к примеру тв, и имели три месяца почти бесплатной рекламы. Ну если быть точным, по себестоимости жратвы и пойла, которая в договоре была "золотая", мы же нагибали канал на максимальную скидку от прайса. Часто так не бывает, но вам ведь и не надо часто.
Я отработал три сезона в парке развлечений.
Я придумывал новые аттракционы, продавал рекламные площади, брендировал карусели – короче, тащил дополнительное бабло всеми доступными и недоступными способами.
И шеф очень ценил мою службу. Из менеджера за 200$ я за пяток лет дослужился до его зама, со всеми вытекающими последствиями.
Служи бренду, шефу - не обязательно, он тоже служит бренду, думает о нем ночами, нервничает, борется, не спит. Помоги ему по-чесноку и от души и ты удивишься, что из этого получится.
Запомни, тех, кто по-настоящему служит бренду в каждой конторе по пальцам одной руки пересчитать можно. Войди в их число и больше не парься о своем будущем.
Ради экономии денег компании, я год мудохался, чтобы установить 22 своих билборда - это дорого, гемморойно и почти невозможно. Но результаты превзошли все ожидания. Моя компания круглый год рекламировала свои бренды на 44 сторонах конструкции почти бесплатно, а конкуренты за тоже самое платили пятьсот тысяч долларов в год.
Ну есть же разница - мы за год $ 50000, а они $ 500000. Ровно на один нолик. Со всех привлеченных денег я получал бонусы 10%. Это помимо премий, тачек и зп.
Плюс шеф любил меня и берег, как родного сына.
Думайте, делайте, учитесь и служите, а не работайте!
Реклама и маркетинг закаляют и ежедневно тренируют мозги. Кто вам будет платить, если вы не даете крутых идей? Это открытый футбол, “ноу мани-ноу хани”.
Конечно, мне отработав 15 лет, легко говорить. Говорить может и легко, но я вот сейчас сижу в воскресенье и пишу для тебя эту книжку, да, мне этого хочется, я созрел и хочу на новый уровень, мне на старом тупо скучно. А когда мне становилось скучно я всегда уходил с насиженного места в "поле", на ФРИЛАНС.
Это очково, но жутко увлекательно и интересно.
Фриланс.
Я об этом напишу целую главу, но здесь тебе необходимо запомнить следующее:
Отпахав лет пять в крупном агентстве и в отделе маркетинга в крупной компании, ты станешь почти настоящим РЕКЛАМЩИКОМ.
Почему почти? А вот из того самого!
Без опыта самостоятельной работы “в поле” лет эдак в пять, ты никогда не войдешь в высшую рекламную лигу. Пять лет на папу, пять - на себя и всё, девочка созрела для БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ.
Фриланс для рекламщика может быть двух видов.
1. Твоё рекламное агентство.
2. И сдельно-премиальная работа на основе договоров и контрактов.
И то и другое прикольно, интересно и приносит достаточно денег. Но я начинал с пункта два. Хорошая новость - здесь проекты выбираю я сам.
К примеру, хочется мне поработать на большущую торговую сеть. Придумываю проект, продаю его и получаю деньги, кайф и новые знания. Очень круто так жить, вот где настоящая социальная защищенность. Стань профи и живи себе в удовольствие!
В рекламе, да, по сути, везде, первые десять лет ты работаешь на опыт, знания и имя, а дальше, начиная с 30-33 лет, ИМЯ, ОПЫТ И ЗНАНИЯ начинают пахать на тебя.
Сейчас, особенно, рай для фрилансеров-спецов. Потому, что всё больше менеджеров уходит из больших компаний, заработав экспириенс и ипотеку, и начинают продавать свое время и знания не оптом (за зп), а в розницу (за гонорары). Конечно, жить своим умом очень непросто.
Люди, вообще, боятся и не любят думать. Но уж ты мне поверь, думать своей башкой о-о-очень выгодно и увлекательно.
Эта книга вообще-то не про рекламу. Про рекламу лучше Огилви мало кто писал. Беги качай книжку быстрее, хорошие новости - вы сейчас имеете доступ к любой инфе за секунды, мы же мудохались в библиотеках и покупали нетленки за квадратные бабки.
Удачи тебе на рекламном поприще. Надеюсь, чем-то помог.