misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 267 гостей
Қазақстан
2885
с нами с 26 октября 2015

Тілде, пікірде, істе бірлік - или что нужно чтобы Казахстан стал казахоязычным

Хочу заметить сразу, что я большинстве своем русскоязычный казах. Есть четкое понимание зачем казахам, как минимум казахам, нужно использовать исторически родной язык, а не силой насажденный. Мало того, есть огромное желание у большинства казахов говорить на казахском, и даже, с моей точки зрения, у большинства среди других народов РК это желание говорить на языке родины также присутствует. Есть и любовь ко всему родному, особенно, у продвинутой подросшей молодежи которая растет в эпоху Западного Мира и пытается найти точки соприкосновения со своими предками.  То есть с духовной точки зрения есть все что надо-любовь, желание, понимание. Однако результат это порождение действий, а действия материальны. Хотя и тратятся бешенные деньги, но как правило в никуда. Сегодняшние и вчерашние знатоки того как решить языковой вопрос приводят новые формулы победы одна краше другой. Кто-то внедряет новомодные методики, кто-то пишет учебники, кто-то говорит чтоб население выучило казахский нужно развивать искусство на казахском, кто-то кричит о необходимости на должности от министра до парикмахера ввести экзамен на знание гос языка. Вообщем кто во что горазд, прямо тендер разыгрывают. Это конечно все хорошо, музыка, кино, экзамены - все это подстегнет и интерес и необходимость. Только вот, этого явно недостаточно. Эти предложения явно не смогут стать катализатором, иначе бы они уже дали ощутимый эффект. Нету простого понимания одной важной вещи, язык может и атрибут независимости, и символ намыса, и свидетель наличия глубокой истории, и родовая память и еще бог весть что, но, да, это так. Однако прежде всего язык это инструмент коммуникации. Почему же мало жить в стране Казахстан чтобы выучить казахский? Это разительно отличает Казахстан от почти всех других стран. Где еще государственный язык не основной язык общества? Только в Казахстане, и еще в автономных республиках, например в Российских. Чтобы ответить на этот злаполучный вопрос ПОЧЕМУ нужно сперва рассмотреть фундаментальные вещи. Смоделируем ситуацию, предположим вы иностранец в рассвете сил вам лет 25, приехали в США или в Италию или во Вьетнам, или в любую другую страну, выбирайте сами. Вы приехали жить сюда насовсем, вы предположим знаете язык этой страны на очень базовом или никаком уровне. У вас нет человека переводчика, почти нету тех кто говорит на вашем, вы не идете на курсы, вы просто погружаетесь в атмосферу, и чтобы донести что-либо до человека вам приходится говорить на их языке, они другого не знают. Плюс вы профан в языках, у вас вообще технический склад ума. Через всего-лишь три года жизни вы овладели языком на беглом разговорном  уровне без сильных напрягов. Разговоривали с соседями, новыми друзьями, коллегами по работе, и разными общественными работниками. Иногда почитывали газеты, иногда лазили в интернете граматику смотреть. Все. Вместо изначальных ста слов вы теперь знаете больше 20,000, можете читать литературу, писать статьи, говорить складно хоть и со своим ярко выраженным акцентом, и понимаете любые песни, мало того вы теперь думаете на этом языке, и бывает что видите сны на нем, и это без всяких платных курсов. Вопрос, как же вы так сделали, и почему также не получается прожив двадцать лет гденибудь в Алматы? Потому что в Алматы, да что в Алматы, в Шымкенте, в Таразе, в Актау, в глухом ауле, почти везде в Казахстане ты можешь говорить по русски и тебя поймут. Нету такой необходимости мучиться и формулировать предложения в голове, всасывать в себя услышанные обороты чтоб потом использовать. Нету необходимости для русскоязычного, нету и все. Тебя поймут, везде. Тебе не нужно знать казахский в Казахстане ни для одной чертовой причины, ни для одной! С покрасневшем лицом и тост на тое скажешь на русском все поймут. Ни чтоб понять новости на Хабаре, их переведут, ни чтоб пообщаться с чабаном, нынче чабаны знают русский вполне сносно, ни чтоб поступить на гос службу, потому что пресловутые тесты на знания гос языка составлены таким образом что их сдаст любой человек хоть и знающий, но не умеющий свободно разговаривать на казахском человек. Ни чтоб прочитать Путь Абая, ведь он, как и большинство шедевров отечественной литературы переведены на русский. Так что каким духовно любящим ты ни был, но отсутствует материальная сторона. Нет материальной необходимости, а без этого, ничего не будет, никогда. Любви мало, нужна осязаемость.

Что еще хочу сказать, очень большая проблема современного казахского языка, это его ШАЛАвливость. Надо признать казахский язык в городах мутирует под влиянием русского языка. Вкрапления русских слов паразитов в разговорный казахский язык это пол беды. А как же то что язык действительно отдаляется от своих корней, ведь меняется структура речи, так как индоевропейский русский и алтайский казахский две разные по структуре предложения семьи. Забываются многие выражения, слова. Два языка мешают развитию друг друга, и это видно из практики - послушайте среднестатического русскоязычного алматинца казаха, он довольно скудно и однородно говорит по русски, при этом он еще хуже говорит по казахски. Вот ваш продукт пресловутого двуязычия, которое переросло в треязычие.

Что же делать?

Все очень просто, проще некуда. Два языка существующие в замкнутном пространстве постепенно будут мешать друг другу в развитии и изменять друг друга. Чтобы изменить ситуацию нужно создать необходимость изъяснится по казахски с людьми. Чтобы это сделать нужно изъять из, для начала, официального обращения язык русский. Когда тебе переводят все, даже название улицы - ты не сможешь начать говорить на этом языке. Большинство стран не считая черную Африку, которая еще сильнее испытала тяготы колониализма, имеют один единый язык в качестве официального, этот же язык как правило единственный язык общения между гражданинами страны и между различными народами. Это значит что СМИ, гос лица, образование, все это ведется на одном языке. При таком подходе вопрос изучения языка не стоит, он проходит естественным способом любым иностранцем, не то что маленьким ребенком. Все становится легко и непринужденно. Это и есть тот самый триггер, и доступен он через один лишь инструмент - законотворческий. Закон оставляющий один официальный язык - спусковой крючок на пути к решению проблемы. Наличие 95% информации ТОЛЬКО на казахском языке - катализатор создания нужной атмосферы. Когда СМИ будут вещать на казахском 95% времени, когда 95% школ будут казахские, когда будут ссылаться лишь на казахскую версию конституции, когда вывески, реклама будут лишь на одном языке, когда поход в кино будет доступен в большинстве на казахском дубляже, когда правительство и официальные лица будут обращаться лишь на казахском. Вообщем вы уловили суть, все по казахски, язык сам охватит ваши умы, вам даже делать ничего не надо будет, просто жить дальше, вы сами не поймете как заговорите на казахском. И все будет был бы закон. Конечно этого будет мало, вот тогда то и в ход пойдут курсы, музыка и искусство, литература итд. Это уже не будет спонсироваться государством, это само по себе выплывет из народа. Итак закон о придании казахскому языку статусы единственного официального языка - спусковой триггер на развитии и возрождении языка. Потому что со временем из него вырастет необходимость изъяснятся с людьми на казахском, которой нету сейчас.

К чему я не призываю?

Я не призываю быть против русского языка, я не призываю быть против любого другого языка, я не призываю к национализму и даже к патриотизму. Я не призываю к запрету использовать любой другой кроме казахского язык в Казахстане. Это бред. Однако что не бред так это то, что хотите вы возродить чистый казахский язык и жить в казахоязычном обществе - вы не сможете это сделать в двуязычном обществе, где даже для слова дүкен дается перевод на русском. Доказательство в виде последней четверти века тому пример. Любой человек имеет право говорить на чем ему пожелается, а тут я имею виду официальный язык официальных и общественных институтов. Погружение в атмосферу единого официального языка постепенно будет менять основной язык общения внутри общества с русского на казахский.

Кто виновник прогресса?

Я думаю что вы и сами знаете, самого главного противника казахского, или скорее заступника русского языка. Этот человек имеет свое мировозрение на этот вопрос, которое сформировалось еще в годы его молодости, когда он получал высшее образование и делал первые шаги на партийном поприще. Он мог в любой момент его карьеры решить этот вопрос по мановению палочки в течении нескольких месяцев. Но его взгляды сформировались иначе, они политичны, советизированы и не рациональны если ты сторонник казахского языка. Мои взгляды сформировались во многом исходя из моего международного опыта в изучении иностранных языков, а также изучении психологии.

Что будет?

Виновник прогресса слишком стар чтобы менятся, соответсвенно в ближайшем будущем ничего не поменяется. Пришедшие на смену люди будут это свои или опозиционеры также ничего сильно не поменяют. Свои будут проводить старую политику, опозиционеры все кругом за казахский, но они также не очень понимают важность такой языковой реформы. Она кажется им радикальной, они воспитанны в двуязычном обществе что поделать. То есть ничего хорошего для языка не будет, будет продолжатся прежняя стагнация. Таков прогноз, чтоб этот прогноз не сбылся должны пройзойти сюрреалистические вещи.

Итог,

- Казахский язык в Республике Казахстан не сможет развиваться в присутствии русского языка.

-Бытовой казахский среди простого населения мутируют под влиянием русского языка сейчас, даже быстрее чем в СССР. Например, узбекский мутировал под персидским и частично потерял свойственный всем тюрским языкам, сингармонизм.

- Казахстан не станет казахоязычным пока будет жива политика двуязычия, а соотв. менталитет говорить на двух языках который вышел из этого.

- Придания казахскому языку статуса единого официального языка общения внутри страны даст сильнейший импульс и результат который только был в истории РК к его овладеванию и в увелечении его повсеместного использования. 

- Вопрос подобного закона не должен переходить в русло националистического. Такой вопрос не националистичен, это вопрос фундаментальный, важный для построения здоровой экономики и благополучной страны. Всем известно, что единство в языке упростит очень многое и даст возможность сфокусироваться на дальнейших проблемах.

- Становления Казахстан как казахоязычного общества не будет препятствовать использовании в народе других языков. Общество продолжится придерживаться толерантных традиций.

-Без единства в языке никогда казахстанцы не будут едины. Откладывания подобных законов лишь откладывает наше светлое будущее где мы в гармонии с самими собой и своим языком.

 

ҚАЗАҚ СОЛДАТ
9 мая 2017
Шашубай Шаймерден
просмотров: 3184
Борап тұр, көз аштырмай, қолды тежеп, Ұсақ оқ снарядпен алма кезек.
Кілемнің «кері жағы» кімге қызық
8 марта 2017
Тимур Ермашев
просмотров: 3233
Әр тілдің дамуы әдебиеттен басталады. Егер біз тек Отандық авторлардың шығармаларын ғана қанағат тұтсақ, басқа ұлт, мемлекеттердің мәдениетін, рухын, мұрасын қалай ашамыз?