misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 101 гость
Блоги
5597 16
с нами с 18 сентября 2014

Великий джихад или Агата Кристи, как лучшая ученица Достоевского

У казахов есть пословица «Өнерді үйрен, үйрен де жирен» − «Научись искусству,  а затем откажись от него» (казахское слово «өнер» сейчас понимается узко, в значении «искусство», но вообще-то оно имеет более широкий смысл «умение, ремесло, технология»).

Таласбек Асемкулов приводит, объясняющую смысл этой пословицы.

Однажды к мудрецу-суфию пришел молодой человек, чтобы стать учеником. Наставник спросил у него:

– Умеешь ли ты лгать?

– Нет, – удивился ученик.

– Умеешь ли ты воровать?

– Нет, – вспыхнул ученик.

– Умеешь ли ты убивать?

– Простите, наверное, я пришел не туда, – возмутился ученик.

– Научись делать все это, а потом уже возвращайся, – сказал в спину ему учитель.

В легенде учитель не подталкивает ученика к преступлениям и лжи, не учит этому «искусству» (хотя маргинальные группы – носители некогда общего для Евразии воинского знания, такие как ассасины или ниндзя, – превратили убийство исподтишка в свой Путь). Он лишь хочет, чтобы юноша осознал: в душе у него, как и у всякого другого человека, есть зло. Лишь после этого человек может начать свой духовный путь, свой великий джихад.

Человек по природе своей видит зло в другом, но не в себе. Человеческие общества с первобытных времен делают также: мы – хорошие, они (чужие, другие) – плохие. И религия склонна объективировать зло, проецировать его вовне.

Ислам более диалектичен, в нем есть представление о борьбе с внешним врагом как малом джихаде и борьбе со злом внутри себя как великом джихаде. Но нынешние мусульмане склонны забывать о великом джихаде. Суфизм, продолжая внутреннее знание тюркской традиции, делает акцент на познании внутреннего зла. Он не разделяет зло и добро, а видит их неразрывную связь и обусловленность в одной душе. Невинность как незнание собственного зла, как неопытность мало ценится в суфизме.

«Зло, вина, глубинный страх совести и жуткие предчувствия откроются взору тех, кто захочет их увидеть. Все это совершили люди: «Я – человек, и человеческая природа так же свойственна мне, как и другим, и поэтому я виновен вместе со всеми и по своей сути обладаю… способностью и склонностью в любое время поступать точно так же»… В силу нашей принадлежности к роду человеческому, мы являемся потенциальными преступниками. На самом же деле нам просто не выпало подходящего случая включиться в этот дьявольский круговорот. Никто не находится вне черной коллективной тени человечества… Только глупец может долго не обращать внимания на предпосылки своей собственной натуры. Такая беспечность является самым лучшим средством постепенного самопревращения в инструмент зла… нас не спасут безобидность и наивность. Напротив, они соблазняют нас переносить «на других» не признаваемые за собой злые качества» (Юнг К. Божественный ребенок. М., 1997. С. 237).

Федор Достоевский как никто другой умел раскрыть эту теневую сторону человеческой души. Зигмунд Фрейд говорил: «Если я чему-либо и научился, то у Достоевского». В «Братьях Карамазовых» на суде по делу об убийстве отца Дмитрий Карамазов говорит приблизительно так: Я не убивал, но я мог убить.

Этот принцип использовала Агата Кристи. Именно она первая в детективах создавала ситуацию, когда все персонажи «могли убить»: имели мотив, желание, даже намерение совершить преступление. Именно поэтому Таласбек Асемкулова называл Кристи лучшей ученицей Достоевского. Она, как и ее мисс Марпл, слишком хорошо знала, что такое зло, скрывающееся в душе добропорядочного среднего обывателя.

Обычно религии и культуры позволяют своим представителям локализовать зло в отдельных группах людей, в соседних этносах и традициях, сохраняя  ощущение своей правоты и полной невинности. Эта позиция облегчает совесть, но повышает фоновую тревожность, усиливает страх перед скрываемым внутренним злом и теми, кто помимо своей воли олицетворяет зло.

Более мудрая позиция была выбрана теми, кто, видя единый источник добра и зла, утверждал «Өнерді үйрен, үйрен де жирен». Это позволяет осознать свою тень и двигаться далее, к состоянию новой целостности и совершенства.

Наша древняя традиция (которую иногда называют тенгрианством) считала необходимым для человека осознать имеющиеся в его природе теневые стороны, сделать самостоятельный выбор и нести личную ответственность за свой выбор. “При необходимости можно убить, но даже в этом своем действии человек должен быть ответственным. Если недостаточно наточенная воином сабля доставит дополнительные мучения его врагу, то воин несет ответственность и за это”.

Человек ответственен за свои действия перед Всевышним,  перед самим собой, перед потомками, которым он должен оставить незапятнанное имя. Чистое имя ценно в любом традиционном обществе, но особенно у кочевников, у которых история предстает в виде родословной, так что человеку всегда могли припомнить недостойный поступок его отдаленного предка. Функцией одной из ипостасей Тенгри был контроль за соблюдением договоров, клятв и т.д. Отсюда непонятная, как показал Л.Гумилев, для оседлых цивилизаций преданность и честность тюркско-монгольских кочевников.

Иллюстрация с сайта: http://ptj.spb.ru/archive/20/moskovsky-prospekt-20-1/edinstvennaya-ten/

Заново открыть на Netflix: 5 культовых фильмов
20 августа 2019
GONZO
просмотров: 93
Замечательные образы, прекрасные актеры и трогательные истории
«Надо уметь договариваться с кем угодно»
20 августа 2019
GONZO
просмотров: 92
Карьерные советы главы Intel в России

Комментарии

Mir
22 Окт 10:49 # ответить
Ну, что тут сказать?

Пожалуй только то, что Зира Наурзбаева отпетый лицемер, так как сама она не ведет этот внутренний джихад, а наоборот, ведет себя крайне недостойно, поступая НЕ по совести, а руководствуясь своими личными пристрастиями.

В этом я имел "счастье" убедиться, когда вступил в полемику на ее странице в Фейсбуке с ее подругой Садыковой, чью сторону она сразу же заняла, хотя та была явно не права, да еще при этом и хамила.

В общем, Зира повела себя не как достойный философ, а как обыкновенная женщина, далекая от всех этих вещей: внутренняя борьба и т.д.

Как обыкновенная домохозяйка, которая сплетничает с подругой на кухне и для которой важна не Истина, а лишь собственный комфорт, в данном случае, комфорт в личных отношениях со своей знакомой.

И теперь, после этого, она еще и пытается поучать кого-то, ведет разговоры о нравственности?

Мерзко.
Mir   →  Mir
22 Окт 13:19 # ответить
ПС. для полной ясности

Заняла сторону Садыковой и в итоге ограничила мне доступ к своей странице, удалив все мои комментарии, но оставив все свои комментарии обращенные ко мне, и все комментарии моего оппонента
Mir
22 Окт 10:56 # ответить
Забыл оставить подпись: Рамир Аспанов https://www.facebook.com/profile.php?id=100007790174418
Mir
22 Окт 11:28 # ответить
Хотя, "благодаря" этому случаю я понял, в какой глубокой яме все мы находимся, если даже наши "зиялы қауым", те, кто постоянно пишут на темы истории и нравственности, памяти предков, ведут себя НЕ по совести.

Печальное знание - тоже знание.

Хотя радости оно мне явно не прибавило.

Я стал сомневаться в счастливом будущем нашего народа в ближайшей перспективе.

Ведь если передовая часть нашего народа такова, то какова основная масса народа?

С таким «человеческим материалом» гражданское общество не построить, увы.

Должна произойти эволюция сознания, на которую, неизвестно, сколько времени потребуется.
Зира Наурзбаева
22 Окт 12:20 # ответить
Спасибо за Ваше неусыпное внимание к моей скромной персоне, Рамир! ;) Если Вы еще научитесь быть вежливым со старшими, заслуженными людьми, которые лучше Вас знают проблему - это будет прекрасно. Бахыт Исаиновна Садыкова - доктор исторических наук, человек, который первым в нашей стране начал изучать наследие М.Шокая, переводила с французского и пр., и пр.
Mir   →  Зира Наурзбаева
22 Окт 13:09 # ответить
Зира Наурзбаева, я бы не сказал, что это "неусыпное внимание".

Просто случайно увидел этот пост, ну и меня, естественно, покоробило несоответствие между декларируемым и тем, что есть за душой у человека на самом деле.

И насчет этого: "Если Вы еще научитесь быть вежливым со старшими" - Вы тут еще и поклеп на меня возводить собрались?

Самым моим "невежливым словом" по отношению к Бахыт Садыковой был вопрос, не обвиняет ли она меня в незнании истории.

Так что давайте обойдемся без манипуляций.

И речь в данном случае, кстати, шла не о знании или незнании предмета, а лишь о культуре поведения, чем она явно не блистала.

И да, ученые регалии (в данном случае регалии Бахыт Садыковой) не дают человеку индульгенции на хамство.
Kulyana Ali
22 Окт 12:37 # ответить
комментатор ввел в ступор))). похоже на упрек в духе "И мы еще боремся за звание дома высокой культуры быта"))).
Mir   →  Kulyana Ali
22 Окт 12:48 # ответить
Kulyana Ali, это сарказЪм?

Или юмор?
Салтанат Ташимова
22 Окт 13:42 # ответить
Согласна полностью, Зира! От нашей личной ответственности зависит все в этом мире.
Shynar Uaisova
22 Окт 13:50 # ответить
почему я на стороне Рамира?
kangli888
22 Окт 17:47 # ответить
"Ну что тут сказать? Пожалуй только то...", что некоему Миру нечего сказать по содержанию материала. А еще то, что ему надо было сразу перейти на личность на автора и сразу обозвать ее "отпетым лицемером" - видимо, это не "поклеп". Ну и правильно забанили, это ж надо разродиться таким количеством комментов из за раненного самолюбия.
Mir   →  kangli888
22 Окт 21:54 # ответить
kangli888, вы знаете, есть такое хорошее выражение: не суди по себе (с).

Правда, оно не во всех случаях может быть быть использовано, но в данном случае, по-моему, оно в самый раз.

Я хочу вам сказать: не судите по себе.

Если ваше самолюбие было бы ранено в подобном случае, то это вовсе не значит, что я испытываю то же самое.

Так что я написал ("разродиться" это как бы не ко мне) столько сообщений в данной теме не потому, что мое "самолюбие было ранено", а потому, что меня задело как лицемерие автора данной статьи, так и ее неэтичное поведение в ситуации на ее странице в Фейсбуке.

Насчет содержания материала.

Вы не модератор, чтобы указывать мне о чем писать, и о чем не писать.

И насчет "поклепа".

Поклеп, если вы не знали, это клевета.

Клевета - это ложь.

Вы обвинили меня во лжи.

Потрудитесь теперь доказать, что я лгу.

В ином случае уже я буду иметь основания обвинить вас в клевете.
SlavaNerush
23 Окт 06:44 # ответить
Я бы не стал тащить на Гонзо фейсбучные разборки..

В коментариях к посту-обычно обсуждается пост, а не личность автора.

В независимости от того кто прав или не прав-хочу поддержать автора.

Зира-вы написали сильный пост, на очень важную тему.

В казнете очень мало авторов, которые могут писать качественные и интересные статьи.

Меня зацепило.

Респект Вам и огромное спасибо!;)
Зира Наурзбаева   →  SlavaNerush
23 Окт 15:39 # ответить
SlavaNerush, спасибо
Fatima Jandossova
26 Окт 18:48 # ответить
Зира, не обращай внимания!

Интересно, что в моей пьесе я тоже поднимаю тему зла, озлобленности, депрессии, агрессии, уныния и других плохих сторон человека. Несомненно, я в себе это открыла, и вот оно выплеснулось в творчество.

спасибо за материал! пошла делиться в ФБ
Зира Наурзбаева   →  Fatima Jandossova
27 Окт 12:57 # ответить
Fatima Jandossova, Тима, с интересом прочитала пьесу, захватывает! и неожиданный финал
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3297 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3297', { type: 'blog', node_id: '3297', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });