Предупреждение: статья содержит фотографии, которые могут быть не рекомендованы для людей с неутойчивой психикой
16 июля в Бишкеке прошла спецоперация, где были ликвидированы четверо террористов и задержаны семеро членов группировки. Среди боевиков, устроивших перестрелку, были граждане Казахстана. Как стало известно, террористы имеют отношение к ДАИШ, который в день Ораза айт на площади планировал крупный теракт. Какие иные цели преследовали террористы, почему все больше кыргызстанцев идут в ряды радикалов и чем может это обернуться для Центральной Азии, в т.ч. для нашей страны? На эти и другие актуальные вопросы отвечает независимый кыргызстанский эксперт в области религиоведения и безопасности Эрлан Сатыбеков.
- Эрлан, по версии правоохранительных органов, боевики пытались устроить теракт на площади во время Айт-намаза. Так ли это было на самом деле? Какие цели преследовали террористы? Все ли факты известны обществу?
- Действительно, Государственный Комитет национальной безопасности КР заявил, что руководителем нейтрализованной ячейки ДАИШ являлся казахстанец Жанболат Амиров, 1988 года рождения. Ранее, 1 июля, его соучастник, гражданин РК Альберт Абхин, 1991 года рождения, совершил самоподрыв в Бишкеке во время попытки его задержания сотрудниками спецслужб. По версии следствия, Амиров и Абхин проникли из РК в Кыргызстан с поддельными документами, планируя с территории КР вылететь в Турцию, а оттуда пересечь сухопутную границу с Сирией и влиться в ряды вооруженных мятежников из ДАИШ. В результате спецоперации 16 июля Амиров и еще три боевика были уничтожены. 7 человек арестованы. Ранения различной тяжести получили 4 бойца спецназа «Альфа». Жертв среди мирного населения нет.
У членов МТО (международной террористической организации) изъято 6 автоматов АК, 1 АКСУ, 5 пистолетов ПМ и ТТ, большое количество гранат и боеприпасов, а также 500 кг аммиачной селитры для изготовления СВУ. По утверждению Госкомитета нацбезопасности, члены этой группировки готовились к совершению акций 17 июля в местах массового скопления людей (предположительно, во время молебна на Старой площади в Бишкеке, где проходит традиционный Айт-намаз) и на авиабазе «Кант» (военный объект Министерства обороны РФ в 30 км. от Бишкека, входящий в структуру ОДКБ). Эти заявления ГКНБ должны быть подтверждены в ходе следствия, так как у ряда экспертов вызывает сомнение способность доморощенной бандгруппы совершить эффективный теракт в отношении усиленно охраняемой российской авиабазы в Канте, где существует хорошо оборудованная система безопасности и контроля.
Что касается подрывных акций в ходе Айт-намаза, то если эти сведения подтвердятся, то одним из мотивов членов МТО могла быть публичная демонстрация своих возможностей, в том числе перед зарубежными центрами ИГ, а также общая дестабилизация обстановки в столице и республике, и своеобразное наказание верующих из числа умеренных мусульман, чьи постулаты фанатики из ДАИШ считают ошибочными. Это, кстати, ныне распространенная практика во многих странах, когда самодеятельные радикалы устраивают резонансные акции для получения благосклонности со стороны руководства ДАИШ и возможности в дальнейшем позиционировать себя уже как официальное местное представительство ДАИШ. Не исключено, что эти же цели преследовала и группа в Бишкеке.
- Как вы думаете, с какой целью приехали казахстанские боевики в Бишкек? У них была тесная связь с кыргызстанскими боевиками?
- Уроженцы Западно-Казахстанской области Альберт Абхин и Жанболат Амиров проникли в Кыргызстан нелегальным путем в мае и августе 2014 года. Далее они планировали с поддельными паспортами вылететь из Кыргызстана в Турцию, а уже оттуда перебраться в Сирию, однако были задержаны правоохранительными органами. Позднее, согласно решению Первомайского райсуда Бишкека и Аламединского райсуда их приговорили к 4 и 3 годам лишения свободы соответственно по статьям 346 («Незаконное пересечение Государственной границы») и 350 («Подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков») Уголовного кодекса КР. Однако в апреле 2015 года А.Абхин и Ж.Амиров совершили побег из колонии-поселения, где отбывали сроки наказания. При этом, как утверждают спецслужбы, продолжая вынашивать цели совершения терактов на территории Кыргызстана. Была ли у Амирова и Абхина ранее налаженная связь с боевиками из КР сказать затруднительно, но по некоторым сведениям они нашли местных единомышленников уже находясь в заключении на территории Кыргызстана, сумев сагитировать и склонить на свою сторону нескольких осужденных, включая представителей ОПГ, имеющих доступ к оружию…
В целом, преступные намерения Амирова и Абхина были изначально известны КНБ РК и они все это время работали в тесной связке с коллегами из Кыргызстана, делясь с ГКНБ имеющейся оперативной информацией, вплоть до указания вероятного местонахождения радикалов в Бишкеке и Аламединском районе Чуйской области накануне спецоперации 16 июля. Также отмечу, что кроме Альберта Абхина, совершившего самоподрыв при попытке его задержания 1 июля, а также Жанболата Амирова, ликвидированного 16 июля, установлена личность еще одного гражданина Казахстана, уничтоженного в ходе спецоперации. Это Нурпазилов Орынбасар Кадыркулович, 1987 года рождения.
- Как сейчас обстановка в Бишкеке? Наверное, жители еще напуганы…
- Общая обстановка стабильная. Продолжаются следственные и оперативно-розыскные мероприятия, усилена профилактическая и разъяснительная работа с населением, особенно в местах потенциальной активности экстремистов. Хотя, безусловно, многие бишкекчане были шокированы, так как впервые спецоперация против террористов проходила чуть ли не в центре Бишкека, в густонаселенном жилмассиве, на глазах у сотен очевидцев и в светлое время суток, с применением штурмовых спецсредств и гранат, в общей сложности сгорело 5 частных домов, и т.д. Ранее подобные спецоперации против радикалов в столице Кыргызстана и его окрестностях проходили, как правило, менее резонансно.
К примеру, без особых последствий, в течение 2011-2014 годов, были задержаны выходец из Дагестана Низами Абиев (член ИДУ, один из 25 особо опасных преступников, бежавших в августе 2010 года из СИЗО ГКНБ РТ в Душанбе вместе с другими боевиками, уроженцами России, Узбекистана и Афганистана); уроженец Шалинского района Чеченской Республики Аслан Ахтаханов (спецструктуры России разыскивали его за совершение преступлений террористического характера и причастность к вооруженным бандформированиям на Кавказе); аресты Озода Кушматова, члена так называемого «Гимринского джамаата» на Северном Кавказе; Тахира Султана Карасова, ранее прошедшего диверсионно-боевую подготовку в Афганистане и впоследствии приговоренного в Бишкеке к 4 годам лишения свободы за терроризм; ряд членов других экстремистских групп, в том числе из Казахстана: это Ерлан Ахатов, Саян Хайров, Сергей Лескевич и другие лица, связанные с такфиристами и группировкой «Солдаты Халифата».
Исключение здесь, пожалуй, составляет спецоперация 5 января 2011 года в селе Бозболток Аламединского района Чуйской области, проводившаяся против активистов самодеятельной группировки «Джамаат Кыргызстана «Жайшуль Махди». Тогда в ходе штурма дом, где укрывались радикалы, был фактически разрушен и где, к сожалению, погиб боец спецподразделения «Альфа» ГКНБ КР лейтенант Бабараимов. Два экстремиста были уничтожены.
Отметим, что члены «Жайшуль Махди» с целью развязывания террора устроили взрывы на территории бишкекской синагоги, возле Дворца спорта в Бишкеке, планировали также взорвать начиненный 15-килограммовым СВУ автомобиль возле ГУВД Бишкека, а также совершили разбойное нападение и убийство четырех человек, включая расстрел трех сотрудников милиции в одном из столичных микрорайонов…
- Эксперты отмечают, что в последнее время в Киргизии активизировались ячейки ДАИШ, что с каждым годом увеличивается число радикалов. Так ли это?
- Приходится признать, что начиная примерно с 2013 года число рекрутов ДАИШ из Кыргызстана, готовых лично участвовать в джихаде на территории Ближнего Востока, неуклонно растет. По разным данным общее количество кыргызстанцев, уже находящихся в Сирии на стороне вооруженных отрядов исламистов, составляет от 300 до 1000 человек, включая членов их семей, детей и женщин. К примеру, буквально 9 июля 2015 года в аэропорту города Ош работниками ГКНБ и МВД были задержаны сразу 7 граждан Кыргызстана, которые намеревались вылететь сначала в Стамбул, а уже из Турции попасть в Сирию. Такие факты, увы, отмечаются регулярно.
- А по какой причине они уезжают?
- Что касается причин вовлечения именно уроженцев Кыргызстана в орбиту влияния ДАИШ, то я затрудняюсь здесь выделить специфические характеристики. Причины эти достаточно известны, и в разной степени характерны для всех стран Центральной Азии. Среди них духовный кризис, приведший к появлению вакуума, который пытаются заполнить своими реакционными доктринами различные деструктивные силы, финансовая мотивация добровольцев со стороны вербовщиков и эмиссаров, привлекательность идей «социальной справедливости и равенства» в рамках квази-исламского государства, возможность использования своего ранее приобретенного боевого опыта в рядах «борцов с неверными», угрожающе растущая пропагандистско-агитационная активность ИГ в Сети, мифологизация джихада и романтизация шахидизма в масс-медиа, протестные настроения в среде так называемых «альтернативных мусульман», преследуемых карательными органами на местах, возможность формирования некоей клерикальной контр-элиты в ЦА для последующей смены существующих правящих режимов, и многое, многое другое.
Свое глобальное влияние на взгляды потенциальных членов МТО из Центральной Азии оказывают и общемировые процессы. Среди них и вовлечение развивающихся государств исламского Востока и Азии в сферу мирового рынка, разрушающего традиционный уклад их экономической жизни, воздействие так называемой модернизации, глобализации и вестернизации на мусульманские регионы, энергетический кризис в мире, приведший к усилению влияния нефтедобывающих стран Персидского бассейна на региональном и международном уровне, отголоски «арабской весны» и серии госпереворотов на Ближнем и Среднем Востоке, и т. д. В итоге укрепляющийся фактор исламского оппозиционного движения и конфессионального экстремизма как метода политической борьбы становится все более привлекательным для различных групп населения - как в Кыргызстане, так и в других республиках Центральной Азии.
- Насколько эффективно идет борьба с экстремистами и террористами в Кыргызстане?
- Антитеррористические мероприятия в Кыргызстане уже два десятка лет проводятся на различных уровнях и, конечно, с разной степенью эффективности, что обусловлено объективными причинами. Среди них, к примеру, военизированные учения в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, НАТО, других структур. Например, 5 июня на юге Кыргызстана успешно прошли командно-штабные учения «Ош-Антитеррор-2015» с привлечением областных подразделений МВД, Минобороны, Госпогранслужбы, МЧС, Минздрава КР и местных органов власти. А 24 июля аналогичные мероприятия «Заслон-2015» под эгидой ГПС и Центра ОБСЕ в Бишкеке состоятся на полигоне Баткенского пограничного отряда.
В регионах, особенно на взрывоопасном юге Кыргызстана, регулярны тренинги с привлечением населения, органов МСУ, спецслужб, чиновничьего аппарата. Часты совещания и круглые столы с участием экспертов, официального мусдуховенства, активистов НПО. К примеру, концепции и методы «Исламского государства» подверглись жесткой критике 11 марта 2015 года в Бишкеке на Форуме улемов стран Центральной Азии по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.
Отмечу также, что по инициативе спецслужб и Генпрокуратуры страны Октябрьский райсуд Бишкека в марте 2015 года включил ДАИШ в официальный перечень подрывных организаций, чья деятельность на территории Кыргызстана полностью запрещена и наказуема по закону. Тем самым ДАИШ стал 15-м по счету фигурантом «черного списка» террористических движений, преследуемых в нашей стране в уголовном порядке. Это позволит спецорганам КР более эффективно противостоять ДАИШ на законодательном уровне, принимая упреждающие шаги.
Главная опасность в том, что получив партизанский опыт за рубежом, боевики намерены вернуться в Кыргызстан и начать здесь собственную войну против светских властей путем терактов и диверсий. Поддерживающих эти устремления радикалов в республике, увы, множество. 20 января, например, в Ошской области разоблачена очередная группировка, где из шести ее членов четверо ранее прошли подготовку в спецлагере в Сирии. У них изъяты автомат АКС, 1760 патронов, двуствольное ружье, 6 масок, пружинно-складные дубины, биты, перчатки, маски, кастеты, и т.д. А 26 марта в той же Ошской области взяты под арест 3 члена МТО, которые ранее участвовали в боевых действиях в Сирии против правительственных сил.
Подытоживая вышесказанное отмечу, что с целью недопущения развития негативного сценария и обеспечения стабильности в стране, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О Концепции государственной политики КР в религиозной сфере на 2014-2020 годы». Документ призван реализовать решения Совета обороны Кыргызстана от 7 февраля 2014 года с учетом положений Национальной стратегии устойчивого развития КР до 2017 года. Задача – усиление контроля со стороны властей, в том числе служб безопасности, в сфере религиозного развития, и налаживание плодотворных контактов с официальными конфессиями для совместного противодействия подрывным идеям, в том числе ДАИШ.
- Эксперты заговорили о том, что Казахстану грозят новые вызовы от сторонников ДАИШ. Что вы думаете на этот счет?
- Вы спрашиваете, грозят ли Казахстану новые вызовы со стороны «Исламского государства»? А есть ли вообще в мире страны, которые гарантированно защищены от все более усиливающихся террористических угроз?
- Спасибо, за ответы!