Последние инициативы и действия Национального банка Казахстана стали самыми обсуждаемыми темами в интернете. Несмотря на неоднакратные заявления о недопущении девальвации тенге, большинство казахстанцев снова обеспокоены за свои сбережения, и в недоумении на оптимистические прогнозы Кайрата Келимбетова. Не секрет, что с приходом Григория Марченко финансовый регулятор стал «Национальным банком оптимизма» и кажется, что таким его запомнят надолго. Хочется отметить, и это подтверждают исследования агентства Рейтинг.кз, первые руководители Национального банка - Галым Байназаров, Даулет Сембаев, Ораз Жандосов имеют больше признания и доверия среди общества и экспертного сообщества, чем остальные. По оценкам независимых экспертов, за время правления Григория Марченко и Кайрата Келимбетова Национальный банк сильно подпортил свой авторитет, и главное - доверия народа.
Мы собрали самые яркие жизнерадостные высказывания председателей Нацбанка Казахстана.
Кадыржан Дамитов (февраль 1998 — октябрь 1999)
Заявление К.Дамитова после завершения Всемирного экономического форума в Давосе, 5 февраля, 1999 г:
«Вообще у кризиса есть позитивная сторона. Это то, что он заставляет государство взглянуть критически на свою экономическую политику, еще раз более реалистично подойти к своему бюджету. Я считаю, что определенную волну негатива мы уже успели предотвратить, усиленно работая в апреле-июне прошлого года. Тогда целый пакет изменений был внесен в соответствующие законодательные и нормативные акты. Это позволило улучшить условия внешней торговли, поддержать отечественных товаропроизводителей. ... Сейчас уже имеются итоги года, общая ситуация в нашей и мировой экономике представляется яснее. И поэтому в проект бюджета заложен еще более реалистичный сценарий. Если бюджет утвердят, это будет хорошее подспорье. Я бы даже сказал, основное подспорье стабилизации финансовой системы, курса нашего тенге»
Перед президентскими выборами 1999 года, господину Дамитову необходимо было снова успокоить население. Появились слухи о предстоящей девальвации, которая состоится после выборов главы государства.
«Достаточно спокойная, объемы тоpгов на валютной площадке биpжи мизеpные, ажиотажные опасения спали, и спpос на иностpаннyю валютy снизился. Hикаких искyсственных меp Hацбанк в этом напpавлении не пpедпpинимал. В Казахстане сyществyют pезеpвы и возможности для того, чтобы кypс национальной валюты - тенге по отношению к доллаpy оставался «достаточно стабильным»
Григорий Марченко (октябрь 1999 — январь 2004, январь 2009 — октябрь 2013)
«Мистер девальвация» как его называют в народе славится своими крылатыми фразами. Именно Григорию Александровичу больше всех приходилось успокаивать и радовать казахстанцев.
В июне 2012 года он заявил следующее:
«Одни считают, что 5 февраля будет резкое укрепление тенге, а другие ждут второй девальвации. Но я уже сейчас могу сказать, что 5 февраля ни девальвации, ни резкого укрепления не будет 2010 году»
6 марта 2013 года на пресс-конференции в Алматы:
«Ситуация неопределенности с колебаниями на рынках, которая началась весной 2011 года, всех этих страхов и опасений продолжается уже два года. По нашей оценке, все это будет продолжаться до конца 2013 года. Но в целом уровень цен на сырье – нефть, металлы, зерно – для Казахстана более чем адекватный. Можно жить и радоваться»
В августе вновь заявил:
«Прогноз один, все будет спокойно»
«Это очередная волна слухов и связанных с этим спекуляций. После того как была проведена девальвация 4 февраля 2009 года, такие волны и слухи были 19 раз. Последние несколько месяцев таких слухов не было, весной все было спокойно. И поэтому, может быть, они приобрели особую популярность в народе, потому что уже соскучились, скучно им стало жить без слухов о девальвации. Это у нас в стране обычный, к сожалению, процесс. Хотя неделю назад были разговоры о том, что люди утром проснутся и будет 200 тенге за доллар. А люди, которые говорят, что 153 - это много, вероятно, забыли, что в конце 2002 года и начале 2003 года курс доходил до 155,7. Поэтому сейчас ничего сверхъестественного или необычного на рынке не происходит. Просто появилась очередная волна слухов и, к сожалению, часть населения на прошлой неделе среагировала. У нас более чем достаточно ресурсов и никакой резкой, обвальной девальвации никто не планирует и делать не собирается»
Анвар Сайденов (январь 2004 — март 2009)
В интервью «Каравану» 26 сентября 2008 г.:
«Знаете, я тут на днях прочел заметку, где говорилось, что фондовый рынок Казахстана резко обвалился. Даже смешно стало – чему там резко валиться? Как ни парадоксально, но неразвитость рынка акций в данной ситуации сыграла нам на руку. На самом деле мы ожидали намного худшего. Но сейчас видим, что ситуация даже выправляется»
«Казахстанская финансовая система, конечно, встроена в мировую систему... Но она сама по себе все-таки небольшая и встроена не слишком глубоко. Основной урон нашим банкам был нанесен в августе прошлого года. И новая волна кризиса нас почти не задела. А зачем пугать себя и других? Не вижу причин для паники».
Сценарии бывают разные, но:
«Пессимистичный сценарий есть. И есть готовность к такому повороту событий. Но я думаю, он останется в закрытом конверте»
После кризиса в 2007 году:
«В Казахстане кризиса не было»
Кайрат Келимбетов (с октября 2013 г.)
Январь 2015 г.:
«Раньше вклады до пяти миллионов тенге гарантировались государством, как в долларах, так и в тенге. Теперь для того, чтобы стимулировать именно накопления в национальной валюте, предусмотрена мера, где до 10 миллионов тенге гарантируется вклад в одном банке. Если вы храните во всех казахстанских банках, то, соответственно, в каждом банке вклад гарантируется. Мы посчитали, что это сумма - свыше 300 миллионов, которую, в принципе, граждане Казахстана могут спокойно держать в банках страны. Она гарантируется государством. Если говорить в долларовом эквиваленте, то это сумма свыше 54 тысяч долларов»
В февраля 2015 года на расширенном заседании Правительства:
«На сегодняшний день макроэкономических предпосылок нет, в том числе текущий коридор позволяет находиться нам именно там - сегодня доллар порядка 185 тенге стоит»
«Мы считаем, что в текущих макроэкономических условиях мы продолжаем политику текущего валютного коридора. Существующие макроэкономические условия этому соответствуют. Если будут изменения на внешних рынках капитала, то, соответственно, мы не допустим одномоментной шоковой девальвации, а будем работать в рамках плавного и гибкого изменения обменного курса»
«Вкупе с реализацией программы "Нурлы жол" это позволяет уверенно сформировать экономическую политику на 2015 год. Национальный банк намерен не допустить резких колебаний обменного курса в текущем году»
На брифинге в Службе центральных коммуникаций:
«Я хочу еще раз заявить: те изменения, которые мы сегодня наблюдаем по телевизору и которые в качестве консенсус-прогнозов на 2015-2016 годы объявляются - они не дают никаких поводов для беспокойства. Никаких причин для проведения дополнительных валютных корректировок, девальвации мы не рассматриваем»
«Я также хотел сказать, что по итогам 9 месяцев у нас в целом резервы страны выросли на 9 процентов, золотовалютные резервы с начала года выросли больше, чем на 10 процентов - по итогам октября мы ожидаем рост. Несмотря на все инсинуации золотовалютные резервы ежемесячно увеличиваются. Так что поводов для беспокойства мы не видим»
Человек позиции:
«В свою очередь, я считаю, что поводов для беспокойства нет. Запас прочности той валютной корректировки, которая была проведена в феврале, очень мощный»
Отметим, что после заявления главы Нацбанка о расширении коридора колебания обменного курса тенге к доллару со 170-188 тенге за доллар на 170-198 тенге за доллар в сети повились новые демотиваторы и шутки с участием Кайрата Келимбетова.
И мы надеемся, что с тенге все будет хорошо!