Тема об Едином национальном тестировании (ЕНТ) всегда была актуальной и самой обсуждаемой в обществе. Практически через неделю стартует главный экзамен страны. Но как и прежде перед ЕНТ у школьников много вопросов, чем ответов. Зачем каждый год реформировать ЕНТ? На самые злободневные вопросы вокруг тестирвоания для Gonzo ответил доктор экономических наук, член Комитета по финансам и бюджету Парламента, депутат Мажилиса от КНПК Турсунбек Омурзаков.
- Турсынбек Казенович, вы не раз поднимали вопрос о реформировании ЕНТ, были написаны запросы и т.д. Но многие предложения, критика, которые звучат в стенах Парламента, не учитываются со стороны Министерства образования и науки. Или это не так? Каким должно стать ЕНТ, чтобы о нем говорили «хорошо»?
- ЕНТ для нас процесс относительно новый и несмотря на то, что он существует уже 11 лет, и год из года реформируется, тем не менее постоянно вызывает нарекания. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать официальный сайт в поддержку справедливого ЕНТ, информирующий обо всех аспектах его проведения. Также этот ресурс можно использовать для сбора общественного мнения, который в дальнейшем должен быть проанализирован, сконсолидирован и использован в целях совершенствования формата тестирования. К примеру, в РФ на официальном информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ) можно не только ознакомиться с последними новостями о ЕГЭ, актуальными документами, регламентирующими его организацию и проведение и другими информационными материалами, но также и получить обратную связь. Так, на сайте проводятся опросы в виде голосований, публикуются ответы на часто задаваемые вопросы, а также есть возможность отправить электронное обращение. Кроме того, функционирует телефон «горячей линии» Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ.
Формат тестирования – также предмет постоянных дискуссий. Я, например, считаю, что для оценки глубины знаний и владения, а тем более получения государственного образовательного гранта, тестирование должно включать также открытые вопросы, требующие доказательства своей позиции. Практика использования нескольких типов вопросов (тестовые, открытые, эссе) применяется в РФ (ЕГЭ), Великобритании (A-Level), США (SAT). При этом, предметы должны сдаваться в разные дни. К примеру, при сдаче A-Level в Великобритании, каждый предмет сдается в отдельности. В РФ сдача отдельных предметов проводится в среднем с трехдневным перерывом. Кроме того, в моем запросе было предложено увеличить срок подачи апелляции до двух дней с момента опубликования результатов и усилить информационную поддержку. У выпускников и родителей будет возможность спокойно оценить результаты и подойти взвешенно и обдуманно к принятию решения об апелляции. Аналогичный срок подачи апелляции практикуется в РФ по результатам ЕГЭ. Думаю, что в будущем вопрос прозрачности и доступности апелляции встанет еще не раз.
Есть и хорошая новость: с этого года итоговый балл будет считаться не только по результату ЕНТ, а средним арифметическим между итогом окончания школы и итогом тестирования. Кроме того, с этого года результаты тестирования перестанут быть публичными: выпускникам будут присвоены идентификационные номера, по которым они уже смогут узнать результат тестирования. Это сделано для того, чтобы защитить экзаменуемых от дополнительного стресса «соревнования» по результатам со сверстниками.
- Как ни странно, именно в то время, когда до ЕНТ остается меньше месяца по всей стране в школах разгораются скандалы, увеличиваются факты суицида. В свою очередь МОН обычно заявляет, что суициды нельзя связывать с ЕНТ, что виноваты сами школьники и их родители. Вы согласные с этим? Почему до сих пор в стране не выработана удобная система подготовки к экзаменам и другие какие-то инструменты, технологии для безболезненной сдачи тестирования?
- Я думаю, что о причинах суицидов утверждать никто не вправе. Однако то, что ЕНТ – это большая ответственность – это факт. ЕНТ полностью заменяет выпускные и вступительные экзамены. От количества баллов, полученных на ЕНТ, зависит поступление выпускника в ВУЗ. Давление на учеников может чувствоваться как со стороны образовательной системы, так и со стороны родителей. Поэтому необходимо организовать дежурство профессионального психолога на время проведения ЕНТ на «Горячей линии» для работы как с выпускниками, так и с родителями, с целью оказания психологической поддержки и профилактики суицидов. Кроме того, необходимо проработать вопрос возможности пересдачи ЕНТ, чтобы возможный провал не казался выпускникам «концом света».
- Но как школьники сдавали экзамены в советсткое время? Кстати, в то время также был жесточайший отбор, практически не было коррупции, технических сбоев... Все школьники волновались, но на суицид никто не шел.
- Я думаю, что в советское время все были более подготовленными – выпускной экзамен не был таким стрессом, хотя многие помнят, что было сложнее. Раньше у детей было много ответственности, знания получали такие, что до сих пор помним. Самое главное - победить страх перед любым школьным испытанием в начальных классах. Если бы учеба с первого класса включала в себя больше элементов игры, то сами тесты воспринимались бы детьми как соревнования. Но и в соревнованиях не могут все занимать призовые места, как и в разных видах спорта, победители разные. Если ребенок спокойно будет относиться к тому, что в одном предмете он слабее, а в другом сильнее и это нормально, и родители его за это не пилят, на ошибках можно учиться, отношение ребенка к учебе изменится. Кроме того, не нужно забывать о психологическом состоянии школьников сегодня. Я имею ввиду интернет-зависимость, социальные сети, компьютерные игры. Многим детям после длительного пребывания в «другой» реальности трудно снова влиться в процесс.
- Как вы думаете, не виновато ли во всей ситуации вокруг ЕНТ само министерство, которое, мол, вынуждает все школы сдавать ЕНТ (либо не позволяет всем желающим участвовать, чтобы не портить показатели), оценивая их рейтинг итогами ЕНТ, формируя вокруг тестирования какую-то непроходимую страшную систему?
- Нельзя сказать, что всех заставляют сдавать ЕНТ. По данным, в 2015 году в Республике Казахстан школу оканчивают 124 346 выпускников, из них 84 248 - с казахским, 40 062 – с русским языком обучения. Заявление на участие в ЕНТ подали 87 782, что составляет 71% от общего количества выпускников, из них с казахским языком обучения - 62 384, с русским – 25 398. Таким образом, 29% выпускников в этом году ЕНТ не сдают. В основном от ЕНТ добровольно отказываются те, кто планирует продолжить свое образование за границей. Также случаются такие факты, когда на слабоуспевающих учеников оказывается давление с целью принудить их сдавать экзамены в школе, чтобы не портить показатели школы. Чтобы этого избежать, необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с работниками управлений образования, директорами школ, классными руководителями, выпускниками и их родителями. Если выпускник желает участвовать в ЕНТ, но ему создаются препятствия в школе, он имеет право обратиться с заявлением непосредственно в пункты проведения единого национального тестирования (ППЕНТ). В подобном случае за нарушение педагогической этики руководство школы, учителя должны быть строго наказаны.
- Хорошо. А вы помните, что в 2013 году МОН заявлял, что к 2015 году единое тестирование заменят на два экзамена по окончанию школы и при поступлении в ВУЗ. Но этого не случилось.
- Формат итогового экзамена ЕНТ по сведениям МОН РК меняться не будет. Однако в силу реформ, которые сейчас проводятся министерством, содержание заданий самих тестов и методологии их разработки, внедрения и пробации будут и дальше совершенствоваться. Ежегодно база тестовых заданий обновляется на 20-30%. В 2014-2015 учебном году база пополнена 21 200 заданиями, из которых 3 000 - логические. Если в 2012 году тесты по математике включали по 1 логическому заданию, то в 2015 году – по 2. С 2016 года в ЕНТ введут задания естественно-математического направления на определение функциональной грамотности. На мой взгляд, доля вопросов на логику и мышление должна еще увеличиться, чтобы выпускники не просто «зубрили», а использовали полученные знания.
В прошлом году в своем запросе я опирался на анализ международной практики, мнений международных экспертов и результатов ЕНТ прошлых лет, и пришел выводу о необходимости пересмотра типов тестовых заданий ЕНТ. Более того, вы, возможно, помните, что в 2011 году МОН сняло 1500 заданий ЕНТ по результатам проведенной экспертизы, «как не дающие никакого логического и творческого мышления для ребенка». Для оценки глубины знаний и владения компетенциями необходимыми для поступления в ВУЗы, а тем более получения государственного образовательного гранта необходимо удостовериться в наличии у выпускника способностей к критическому логическому мышлению и более глубоких знаний по предметам. По моему мнению, тестирование должно включать также открытые вопросы, требующие доказательства своей позиции. Это позволит снизить вероятность угадывания и повысит качество оценки.
- Вот недавно на заседании Парламента министр Аслан Саринжипов отметил, что на сегодняшний день существует дефицит специалистов, которые смогли бы написать качественные учебники. Получается что мы уже которое поколение обучаем и воспитываем по некачественным учебникам, и не справедливо оцениваем их знания... Что думаете на этот счет?
- Вопрос обеспечения учебниками поднимается из года в год, и каждый год в СМИ мы видим бесконечные очереди в библиотеках, в магазинах, ажиотаж и недовольство людей. Также каждый год поднимается проблема качества учебников как со стороны учеников и родителей, так и со стороны преподавателей. Разработка учебников поручена издательствам, потом они проходят экспертизу в МОНе, а затем государство финансирует тиражи и платит издательствам за авторские права. При этом издательства не несут ответственность за урон, который они наносят бюджету вследствие ошибок в учебниках. Здесь необходимо рассмотреть возможность разработки учебников самим министерством. Кроме того, из-за того что издательство учебников – это неплохой бизнес, несмотря на то, что срок службы учебника 4 года, все равно находятся причины перепечатывать их практически каждый год, то книги изнашиваются раньше срока, то в тексте находятся ошибки.
- Кстати, есть такое мнение, что ошибки допускаются специально...
- Да бытует такое мнение, что ошибки допускаются специально, чтобы можно было учебники переиздать, естественно на платной основе. Вместе с тем, у нас по каждому учебному предмету разрешено до пяти альтернативных учебников. На мой взгляд, это является растратой сил и средств. В итоге мы получаем не всегда качественные учебники и претензии со стороны выпускников, что они не проходили тот материал, который был на ЕНТ. Возможно, целесообразнее перейти от количества к качеству и разработать базовые учебники.
Наша страна, как и все постсоветские государства, получила в наследство от советской системы достаточно хороший образовательный потенциал. Стратегическая цель заключается в его развитии и повышении конкурентоспособности. Нужен системный подход в образовательной сфере, охватывающий все этапы процесса - от дошкольного до послевузовского. В мировой практике системный подход реализуется кластерах. Формирование образовательного кластера становится объективной необходимостью и в нашей стране.
Спасибо, за содержательный разговор!