Тема сегодняшнего интервью – казахстанское высшее образование. Ситуацию изнутри хорошо знает тот, кто уже давно работает в этой сфере. Поэтому ответить на актуальные вопросы высшего образования мы попросили доктора политических наук, профессора кафедры политологии КазНУ им. аль-Фараби Сейлбека Мусатаева.
- Сейлбек Шаяхметович, у вас есть опыт преподавательской работы в КазНПУ и КазНУ, наверняка вы были членом в приемной комиссии. Что вы можете сказать о системе отбора магистрантов и докторантов в национальных вузах? Насколько отбор прозрачен и отвечает высоким требованиям науки?
- В настоящее время отбор магистрантов в Казахстане проходит в два этапа. На первом этапе претенденты сдают вступительные экзамены по одному из иностранных языков по выбору (английский, французский, немецкий) методом тестирования. Затем предусмотрен устный или письменный экзамен по специальности. При поступлении в докторантуру такие же требования. По сути, де-юре все оформлено прозрачно, будущий магистрант или докторант показывает свои знания и навыки, а экзаменационная комиссия выносит независимое решение. Многим известно, что на самом деле отбор кандидатов не всегда проходит прозрачно. Где-то комиссия способствует утечке секретной информации, продавая коды ответов, кто-то воспользуется гаджетами, даже были случаи, когда вместо тестируемых заходили другие лица. В последнее время тем, кто приносил сертификаты IELTS, сразу же засчитывались 100 баллов, они не сдавали вступительные экзамены по английскому языку. С одной стороны, это справедливо, когда знание английского языка подтверждает международная комиссия. Но опять-таки, в наших условиях некоторые сограждане научились подделывать эти международные сертификаты... У гуманитариев есть преимущество, они могут выражать свои мысли, аргументировать и защищать свои идеи во время экзамена. Устный экзамен ради этого и существует. Однако, при устном или письменном экзаменах присутствует человеческий фактор, то есть, на мнение экзаменационной комиссии могут повлиять заинтересованные люди: делается «нужный звонок», кто-то чей-то родственник или знакомый и т.д. Конечно же, существуют вузы, в которых экзамены проходят прозрачно, честно, справедливо. Например, в КазНУ имени аль-Фараби вступительные экзамены в магистратуру и докторантуру организуются и проводятся на высоком профессиональном уровне. Надо отдать должное, в нашем университете обеспечен максимальный контроль над процессом тестирования и сдачей письменных экзаменов. В помещениях, где проходят экзамены, имеются камеры с высокими разрешениями, и каждый тестируемый претендент находится под бдительным контролем строгой комиссии. Во втором этапе, при сдаче письменного экзамена, также соблюдается контроль и полная конфиденциальность. К каждому листу ответов присваивается индивидуальный секретный код, поэтому члены комиссии не знают, чей ответ они проверяют, и в независимости от фамилии, ставятся объективные оценки. Таким образом, полностью исключен личный контакт, пресловутый человеческий фактор. Мне кажется, такая система обеспечивает необходимую прозрачность и честность при отборе магистрантов и докторантов. А про другие вузы мне говорить сложно, так как не владею информацией.
- В 2013 году министерство образования заявило об оптимизации вузов. Но этот процесс сразу же начался со скандалов. К примеру, в регионах больше всего пострадали студенты, у которых изменилась оплата за обучение, некоторым пришлось поменять специальность, так как в новом вузе не было аналогичной. На ваш взгляд, насколько правильно у нас идет реализация данной реформы?
- Идея оптимизации учебных заведений хорошая, она направлена на повышение качества образования, укрепление материально-технической базы, экономии расходов, сокращению ненужного бюрократического аппарата, дублирующего друг друга. Но, вопрос опять-таки в реализации этой прекрасной идеи. Возникновение таких проблем, которые вы озвучили, это результат борьбы интересов среди владельцев вузов. Старые хозяева не хотят терять свой бизнес, упускать выгоду, поэтому делают все, чтобы не остаться не у дел. Таким образом, оптимизация превращается в саботаж. Их тоже можно понять, они вложили столько усилий и средств на становление и развитие своего вуза. Кому охота в один момент потерять то, что уже имеет? Кто захочет отдать свое детище другому лицу? Поэтому, бывшие хозяева пытаются получить максимум выгоды от сложившейся ситуации. Но, в конце концов, страдают студенты. Мы живем в правовом государстве. В условиях оптимизации стороны должны применять правовые методы. Государство должно решить так, чтобы и учредители, и педагоги, и студенты остались довольными. А у нас как всегда, важен конечный результат. Получается «оптимизация ради оптимизации». Но такой подход усугубляет положение.
- Недавно стало известно, что вузы перейдут к профильным министерствам. Поможет ли это мера подготовить качественных и востребованных кадров на рынке?
- Это больная тема нашей системы образования. У нас основная проблема в том, что образование и наука оторваны от производства. Каждая сфера существует сама по себе. Не учитываются возможности, запросы и требования друг друга. На сегодняшний день сфера образования готовит и выпускает кадров с высшим образованием, но при этом, не понятно, насколько они востребованы. Выпускники в основном приносят липовые справки о трудоустройстве. В действительности наши компании, производственные объединения и госучреждения не готовы принимать такой поток молодых специалистов. Отсюда и начинаются проблемы с реальным трудоустройством. А также, имеются проблемы с патентованием научных изобретений, внедрением в производство научных открытий наших ученых. Наша проблема - плохая взаимосвязь внутри триады «образование-наука-производство». Имеются много нерешенных проблем. Сами ученые отмечают, что их прорывные технологии не пользуются у нас спросом. При этом изобретения наших ученых активно скупают иностранные производители. В чем заключается успех развитых стран? Их успех заключается в том, что они своевременно внедряют в производство ноу-хау, тем самым рационализируя, оптимизируя производственный процесс. Таким образом, они в итоге добиваются снижения себестоимости выпускаемой продукции и повышают качество. Поэтому они становятся на рынке конкурентоспособными, выигрывая и по цене, и по качеству. Не прошло и полтора месяца с момента вступления Казахстана в ЕАЭС, как наши предприниматели в один голос заявляют, что из-за девальвационных процессов, происходящих в России, не могут конкурировать с российскими производителями. И просят помощи у власти, убеждая всех, что без государственных субсидий отечественные предприятия обанкротятся. Если сейчас наши товаропроизводители не могут конкурировать с российскими, то, что будет, когда Казахстан вступит во Всемирную торговую организацию? При этом никто обращает внимание на такой факт: наши спекулянты-предприниматели дешевые российские товары в основном перепродают в тенге по старой цене, получая сверхприбыль. Пока никто не забыл о том, что в 2014 году и в Казахстане была девальвация, но от этого, почему-то казахстанские товары не стали дешевле, наши товаропроизводители не стали конкурентоспособными. Дело не только в девальвации. Самая главная проблема – у нас нет взаимосвязи и интеграции между производством, наукой и образованием. Каждая сфера живет по-разному. Если не решим эту проблему, не будет и наукоемкой, конкурентоспособной экономики. Усугубляет положение и однобокое сырьевое развитие казахстанской экономики. В России более или менее есть связь между образованием и наукой, наукой и производством. Они как-то стараются не разорвать эту цепочку. И в развитых странах такое же положение. Вот если мы решим данную проблему, то появится шанс урегулировать рынок труда. Инициатива отдавать учебные заведения в руки профильных министерств является первым шагом государства улучшить связь между образованием, наукой и производством. Но насколько это оправдано? Покажет время. Нам надо не только изучать опыт других стран, но и найти свой особый казахстанский путь. Мы часто гоняемся за чужим опытом, при этом забывая свои особенности.
- Вопрос о программе образования в вузах. Студентам начальных курсов приходиться заново изучать школьную программу, а только позже профильные предметы по специализации? Как вы думете, не целесообразно ли студенту изучать профильные предметы, чем терять время на учебу школьной программы?
- Сейчас школы заинтересованы выдавать красивые цифровые отчеты о качестве знании, особенно об итогах ЕНТ. При подготовке к ЕНТ в старших классах ученики занимаются зубрежкой тестовых вопросов, и мало уделяется времени урокам, которые необходимо изучать. И в конечном итоге получается, что вчерашний школьник, становясь студентом, знает только ответы к тестам. Преподаватели вузов не раз поднимали этот вопрос, так как у многих первокурсников кругозор очень узкий. Нет фундаментального знания. Это большой минус нашей системы среднего образования. И как после этого нашим вузам работать с такими студентами? Поэтому, вузам приходятся поневоле уделять внимание некоторым общеобразовательным предметам. Если ученики в школах вместо выучки-зубрежки вопросников ЕНТ, действительно изучали бы нужные дисциплины, то университеты и институты могли бы больше внедрять профильные предметы без оглядки.
В свое время, два года назад этот вопрос поднимал ректор КазНУ имени аль-Фараби Галимкаир Мутанов, который дал поручение всем факультетам решить данную проблему. И был пересмотрен весь учебный план, в итоге сократились дублирующие предметы, в том числе и схожие со школьными материалами. Взамен были включены профильные предметы по специальностям. Данная реформа уже оправдала себя, положительно способствуя повышению качества высшего образования.
- Десять лет назад минобразования заявляло, что в будущем студенты сами смогут выбирать своих ректоров. Но такая технология выбора существует только в нескольких частных вузах. Как вы думаете, почему этот вопрос сейчас не актуален? И почему ректоры так любят засиживаться на одном месте по 10-20 лет?
- Во-первых, по законодательству ректоров национальных ВУЗов назначает сам президент. Во-вторых, многие государственные, региональные вузы стали акционерными обществами и у каждого из них есть свои учредители. Поэтому вопрос менеджмента решает учредители. Рыночные отношения коснулись и сферу высшего образования. Получается, сегодняшние вузы являются самостоятельными организациями, которые предоставляют свои платные услуги клиентам. Клиенты вузов – обучающиеся студенты, магистранты и докторанты. Вопрос выбора руководителя здесь неуместен. Это как в банке, являясь клиентом банка, у вас же нет права избирать директора банка. Это закон рынка. Главное, чтобы эти акционеры и вузы четко выполняли свои обязательства, предоставляя качественное образование. А студентов вовсе мало интересует, кто управляет вузом. Их должно интересовать учеба, знание, творчество, искусство и спорт.
- По статистике, почти половина выпускников вузов не может найти работу по специальности. В чем корень проблемы?
- Казахстанские вузы стараются отвечать высоким требованиям и стандартам образования. Например, КазНУ имени аль-Фараби имеет высокий мировой рейтинг. И сегодняшняя молодежь особая, надо просто найти подход. Казахстанские студенты всячески пытаются получить высшее образование, мечтают найти работу по своей профессии. Вся проблема в том, что как я уже отметил, это потеря связи между образованием, наукой и производством. У нас реальный сектор экономики слабо развивается, заводы и фабрики недостаточны, сельское хозяйство в упадке. И это все бьет бумерангом по системе образования. Вот основная причина. Если наш рынок труда бы был развитым, то и кадры были бы востребованными.
- «В Казахстане каждое шестое коррупционное преступление совершено работниками образования». Это информация из недавнего исследования партии «Нур Отан». Как вы думаете, почему в сфере образования растет число коррупционных преступлении?
- Я считаю, что не надо очернять всю систему образования. По статистике, большинство коррупционных преступлении совершаются с сфере госзакупок по линии минобразования. А в самом процессе образования они сведены к минимуму. Включение Казахстана в Болонский процесс, кредитные технологии обучения искоренили многих причин и условий, способствующих проявлениям коррупции. Например, у нас в КазНУ, оценки учащихся в виде баллов ежедневно ставятся в электронный журнал, их могут увидеть в онлайн-режиме не только студенты, но и родители. В конце недели электронный журнал закрывается, и автоматически сохраненные баллы уже невозможно изменить. Экзаменационные сессии также проходят прозрачно, чисто. Во время экзаменов действует специально созданные дежурные, проверяющая комиссия, осуществляется видео мониторинг. У студентов нет никакой возможности воспользоваться шпаргалками, разного рода гаджетами. Поможет только знание. Листы ответов закодируются, да к тому же, они проверяются двумя-тремя альтернативными преподавателями. Все открыто, честно, прозрачно. Кто знает предмет и добросовестно готовился к экзаменам, тот получает справедливые оценки. Поэтому, общественное мнение о том, что «все преподаватели вузов взяточники», не соответствует истине. На самом деле, профессорско-преподавательский состав живет от зарплаты до зарплаты. Вот и я жду очередной зарплаты. Чтобы исправить информацию партии «Нур Отан» о коррупции в целом, государство должно сделать прозрачным и открытым сферу госзакупок, процедуру проведения тендеров, приема-передачи выполненных работ. Министерство образования и науки тоже должно поработать в этом направлении. Конечно, надо ужесточить отбор студентов. Нужен хороший стимул, чтобы молодежь действительно обучалась. Никому не секрет, что коррупционные деяния в основном имеют место в тех вузах и на факультетах, где учится «золотая молодежь». У избалованной части казахстанской молодежи ценности другие, и взгляды на жизнь иные. Благодаря «могущим родителям», им кажется, что для них светлое будущее обеспечено. Их девиз: «Все можно купить!» Но времена меняются. Скоро наступит время знающих специалистов, высококвалифицированных кадров. А на «народных» факультетах совсем другая картина: скромная и воспитанная молодежь всегда верит только в свои силы, у них есть стимул, интерес к жизни, они действительно хотят стать специалистами. Как правило, в таких местах отсутствует коррупция.
- Спасибо, за содержательную беседу!
Фото Айтжан Мұрзанов