Кто они – те, кто избрал своей профессией смерть? На протяжении десятилетий кинематограф пытается разгадать эту загадку.
В данном посте я рассмотрела наиболее, с моей субъективной точки зрения, знаковые и впечатляющие образы экранных киллеров, в значительной мере повлиявшие на типаж наемного убийцы и кино в целом.
Это продолжение поста "Лучшие киллеры в истории кино. Часть 1". Фильмы расположены в хронологическом порядке.
Молчун/ Великое Молчание (Il Grande Silenzio), реж. Серджо Корбуччи, 1968
«Великое молчание» - один из лучших образцов жанра спагетти-вестерн, который отличается от классического американского вестерна, в первую очередь, некоей подчеркнутой гиперболичностью действия. Персонажи Корбуччи - своего рода сверхлюди. Они быстрее, смелее, стремительнее, чем самые крутые парни из фильмов Джона Форда. Они фантастически метко стреляют, в мгновение ока перезаряжают пистолеты и словно сошли со страниц Шекспира. Герои спагетти-вестернов монументальны, эпичны, трагичны.
Оригинальное название фильма “Il Grande Silenzio” - игра слов, которую можно перевести двояко: и как «Великое молчание», и как «Великий Молчун». Silenzio – в переводе с итальянского «молчание», и в то же время это прозвище главного героя фильма. Его прозвали так потому, что он немой, а еще «потому что, куда бы он ни пошел, за ним всегда следует безмолвие смерти», как говорит один из персонажей фильма.
Silenzio-Молчун в исполнении Жан-Луи Трентиньяна насквозь простреливает три предмета, одновременно подброшенные в воздух; издалека попадает противнику точно в палец и никогда не меняется в лице. Когда-то ему перерезали горло, но он выжил. Теперь он – киллер, убивающий киллеров. Так называемых «охотников за головами» - профессиональных убийц, сделавших бизнес на убийстве тех, кто объявлен «вне закона» и разыскивается властями «живым или мертвым». Обычный тариф Молчуна – тысяча долларов. Если у вас не хватает денег – вы всегда можете с ним договориться. Он возьмет столько, сколько есть. Главное – убить как можно больше «охотников». Тайна его прошлого и причина его ненависти к наемным убийцам раскрываются зрителю, когда однажды для выполнения «заказа» вдовы, чей муж был убит «охотниками», Молчун приезжает в занесенный снегом городок Сноу-Хилл, где царят хаос и произвол.
Влюбленный в американское жанровое кино Корбуччи, переплавив его в горниле собственных эстетических и политических взглядов, сказал новое и смелое слово в кинематографе. Придерживаясь, как и большинство итальянских режиссеров того периода, принципиально «левых» взглядов, в «Великом молчании» он восстает против капиталистической системы, которой легче объявить голодных и неимущих людей «вне закона», чем позаботиться о них; системы, в услужении у которой находится беспомощный закон; системы, которая в своих интересах породила криминальный мир. При всей внешней гиперболизации, Корбуччи смог снять самый жестокий и реалистичный вестерн в истории кино – показав кровавую правду Дикого Запада и противопоставив суровую реальность привычным историям с хэппи-эндом. Монументальный финал «Великого молчания» - своего рода приговор всей существующей системе и крах великой иллюзии.
Шакал/День Шакала (The Day of the Jackal), реж. Фред Циннеманн, 1973
«День Шакала» захватывает зрителя с первых минут и держит прикованным к экрану до самого финала. Создатель культового вестерна «Ровно в полдень» и гениальной военной драмы «Отныне и во веки веков», режиссер Фред Циннеманн сумел создать и один из лучших образцов политического триллера. Жанра, пик популярности которого пришелся на 60-70-е годы XX века, как своего рода реакция на взбудоражившие весь мир события – Карибский кризис, убийство Джона Ф. Кеннеди, Уотергейт. Жанра, бесспорной классикой которого, наряду с такими фильмами, как «Маньчжурский кандидат» Джона Франкенхаймера, «Три дня Кондора» Сидни Поллака и «Вся президентская рать» Алана Пакулы, стал и «День Шакала».
Франция 60-х. Не все понимают политику президента Шарля де Голля. Освобождение ряда стран от статуса французских колоний вызывает гнев. После признания Алжира независимым, ряд ультраправых военных создает террористическую группировку OAS (Организация Секретной Армии). Неудачное покушение на де Голля приводит к казни их лидера и неусыпной полицейской слежке. «Нам нужен посторонний человек. Иностранец. Наемный убийца» - решает руководство OAS и приглашает элитного «профессионала» по прозвищу Шакал, которого не смущает тот факт, что объект – президент. Он требует огромную сумму денег и обещает им: «Взамен, господа, вы получите Францию».
Шакал - безупречный наемный убийца. Он молод, но уже имеет солидный послужной список «заказов» высшего уровня. Он мил и обаятелен, легко входит в доверие и нравится людям. У него нет никаких особых примет, его лица никто не может запомнить. «Блондин, лет тридцати, невысокого роста» - вот все, что могут сказать о нем полиции свидетели. Он может быстро перекрасить автомобиль в другой цвет и с первого же выстрела попасть объекту точно в лоб из снайперской винтовки.
Когда нужно, Шакал пускает в ход свою харизму и соблазняет женщин и мужчин – кто попадется, используя их как прикрытие, а их дома – как убежище. Если они начинают мешать, он быстро избавляется от них, кого-то задушив, кого-то заперев в сундук. И когда по его следу отправляется лучший полицейский Франции, комиссар Лебель, два равных друг другу ума вступают в смертельную схватку, и поиск преступника здесь скорее похож на погоню за призраком.
На роль Шакала претендовали такие звезды, как Майкл Кейн и Роджер Мур. Но Циннеманн, с его безошибочным чутьем на таланты, открывший в свое время миру Монтгомери Клифта и Марлона Брандо, выбрал малоизвестного актера Эдварда Фокса, и вновь не прогадал. Фокс сумел создать незабываемый образ наемного убийцы, ставший каноническим. Его Шакал – загадка. Он существует вне законов и морали, его единственная цель – выполнить «заказ» и получить свой гонорар; и он уничтожает все, что встает на пути к этой цели. Никто не знает, как его зовут, где он живет, откуда он приехал. Одна за другой, все теории рушатся, и перед зрителем в конце концов встает вопрос - а человек ли он вообще?
А-Джонг/Наемный убийца (The Killer), реж. Джон Ву, 1989
«Наемный убийца» традиционно считается лучшим фильмом гонконгского периода Джона Ву. Сам режиссер признавался, что частично вдохновлялся при создании фильма «Самураем» Мельвиля и образом Джефа Костелло, созданным Аленом Делоном (см. Часть 1). Однако у Ву мельвилевские меланхолия и отрешенность, залитые дождем пустынные ночные улицы и прекрасная пианистка уникальным образом соединились с головокружительными полетами и прыжками героев, оперой пуль и гиперболичной озвучкой схваток, что составляет его фирменный неповторимый стиль.
Когда у гонконгских мафиозных кланов возникает конфликт интересов, они прибегают к услугам главного героя, задумчивого красавца по имени А-Джонг, который без особых угрызений совести отправляет на тот свет криминальных боссов, потому что, по его мнению, «они того заслуживают». Но все меняется, когда однажды он приходит в бар, чтобы выполнить очередное «задание», и в перестрелке нечаянно ослепляет певицу Дженни, в которую влюбляется. Мучимый раскаянием, он решает завязать со своей «профессией». Однако Дженни нужна дорогая операция для восстановления зрения, и, чтобы заработать на нее, А-Джонг берется за свое самое последнее «задание», не подозревая, что оно окажется для него роковым. Внезапно после его выполнения на него начинают охоту и полиция, и и могущественный заказчик.
«Он выглядит решительным, но не безжалостным» - говорит о герое полицейский, идущий по его следу. И действительно, А-Джонг, хоть и одет как Джеф Костелло – безупречно элегантный плащ, шляпа и пресловутые перчатки - и также молчалив и отрешен, по сути совсем иной. Он романтичен, благороден, способен на настоящую дружбу и самопожертвование. Он великодушно прощает предавшего его лучшего друга. Ради любимой он готов отдать свою жизнь. По вечерам, вернувшись домой с «работы», он мечтательно смотрит на звездное небо и меланхолично поигрывает на губной гармонике. Он назначает встречи со своим посредником в католической церкви, где подолгу сидит, созерцая лик Девы Марии. «Ты что, веришь в Бога?» – спрашивает его однажды друг. На что А-Джонг отвечает: «Нет. Мне просто здесь нравится. Здесь так тихо». Наемный убийца, изо дня в день живущий в кровавом вихре перестрелок и погонь, он мечтает обрести любовь и покой, он ищет тишины – но возможно ли это в его мире?
Джон Ву, выросший в криминальном районе Гонконга и с детства видевший разборки триад и произвол, не понаслышке знаком с этим миром, что породило в его творчестве определенный скептицизм по отношению к возможностям закона и полиции. Вкупе с его любовью к жанровому кино это определило характер его фильмов - взрывной криминальный коктейль из кун-фу экшена, нуара и спагетти-вестерна. Стиль Ву невозможно не узнать. Многие его фирменные приемы и находки давно стали растиражированными клише: герои, стоящие спина к спине в последнем неравном бою, «мексиканская дуэль», замедленное действие, гиперреалистичные погони и схватки. Трудно переоценить то влияние, какое его фильмы оказали на современный кинематограф. Его творчеством вдохновлялись Квентин Тарантино, Роберт Родригес, братья Вачовски и множество других.
Продолжение следует.