Мне не очень понятно, каким образом эта книга оказалась в продаже в сети “Меломан”, принципы формирования ассортимента в “Меломане” остаются для меня загадкой вот уже который год. Здесь порой невозможно найти бестселлеры, несмотря на обилие книжного мусора родом из 1990-х навроде справочника по целебным травам (кому он нужен в одном из самых дорогих книжных в центре Алматы?). Поэтому, обнаружение в центральном магазине сети книги Джонатана Литтелла “Чечня. Год третий” меня порадовало.
Джонатан Литтелл, получил широкую известность благодаря роману “Благоволительницы”, принесшему писателю Гонкуровскую премию. Однако основная его работа - репортёрская. В качестве журналиста Литтелл был в Чечне во время обеих кампаний, а затем добился приглашения в 2009 году. По итогам его последнего визита и написана эта книга.
Чтение краткое (в книге 127 страниц), но довольно сложное. В “Годе третьем” собрано много фактов, много диалогов как со сторонниками Кадырова, так и с сотрудниками “Мемориала”, но самое ценное, пожалуй, это авторский взгляд, авторские сомнения. Литтелл приводит не только описание бытия Кадыровской Чечни, но и пытается понять своё отношение к происходящему. Принципы американца/француза вынужденно подвергаются переоценке и пересмотру. Три разных образа Чечни и России, три разных реальности, каждая из которых оказывается в конфликте с мышлением европейского писателя и его убеждениями.
Мы редко отдаем себе отчет в том, до какой степени наши представления обусловливают наш опыт; в теории мы это знаем, но все время забываем об этом, и наш разум всегда хочет верить, что то, что мы видели, слышали и поняли, сочетается между собой для формирования нового и «объективного» представления. Когда Александр Черкасов заявил мне в июне: «Ад стал комфортабельным, но все-таки это ад», или же когда Олег Орлов утверждал в разговоре со мной: «В результате длительной войны, колоссального кровопролития, насилия там теперь строится тоталитарная, по сути дела, система», то я про себя подумал: «Да, возможно, но все-таки они чуть-чуть преувеличивают, прошло так много времени после их поездок туда, у них нет чувства перспективы». Каждый, разумеется, может запутаться в собственных представлениях, это я хорошо знал; моя ошибка состояла в том, что я считал, будто мои представления ближе к реальности, нежели их представления. Но кто знает, что такое реальное? Реальное — это две пули в голову. И только те, с кем это произошло, видели в течение более или менее долгого мгновения, как это реальное обрушивается на них всей своей тяжестью, раз и навсегда раздавливая какие бы то ни было представления.
Д.Литтелл. Чечня. Год третий
Казалось бы, кому нужна книга о Чечне в Казахстане. Но чеченская война Казахстана коснулась непосредственно. Казахстан был одним из мест куда бежали от войны - и русские и чеченцы. Это особо не освещалось в прессе, и не стало фактом в общественном сознании. Но те, кто живёт на севере республики, к примеру, в окрестностях Караганды, смогут неплохо дополнить историю о беженцах из Чечни. Дополнить её с человеческой стороны. И потом, представлять себе, что происходит в соседней стране - это полезно Если вы хотите качественного нонфикшена - эта книга для вас.
Параллельно “Чечнёй” Литтелла неплохо будет прочитать очерк “Россия во мгле” Герберта Уэллса, вышедший за девяносто лет до того - в 1920 году.
Книга того же жанра, и, собственно говоря, о стране, так же находящейся в послевоенном и послереволюционном состоянии, жестокой, дикой для европейского писателя, которую он всеми силами пытается понять. Уэллс до того был в России в 1916 году, и так же, как и Литтелл впоследствии, имел не только поле для выражения своего мнения, но и возможность сравнения. Правда, писательское и исследовательское везение Уэллса чуть больше - он с Лениным встретился, тогда как Литтеллу не удалось взять интервью у Кадырова.
Но Маркс для марксистов - лишь знамя и символ веры, и мы сейчас имеем дело не с Марксом, а с марксистами, Мало кто из них прочитал весь "Капитал". Марксисты - такие же люди, как и все, и должен признаться, что по своей натуре и жизненному опыту я расположен питать к ним самую теплую симпатию. Они считают Маркса своим пророком, потому что знают, что Маркс писал о классовой войне, непримиримой войне эксплуатируемых против эксплуататоров, что он предсказал торжество эксплуатируемых, всемирную диктатуру вождей освобожденных рабочих (диктатуру пролетариата) и венчающий ее коммунистический золотой век. Во всем мире это учение и пророчество с исключительной силой захватывает молодых людей, в особенности энергичных и впечатлительных, которые не смогли получить достаточного образования, не имеют средств и обречены нашей экономической системой на безнадежное наемное рабство. Они испытывают на себе социальную несправедливость, тупое бездушие и безмерную грубость нашего строя, они сознают, что их унижают и приносят в жертву, и поэтому стремятся разрушить этот строй и освободиться от его тисков. Не нужно никакой подрывной пропаганды, чтобы взбунтовать их; пороки общественного строя, который лишает их образования и превращает в рабов, сами порождают коммунистическое движение всюду, где растут заводы и фабрики. Марксисты появились бы даже, если бы Маркса не было вовсе.
Г.Уэллс. Россия во мгле
Мне кажется, что эти две книги просто обязательно читать параллельно. Сильно стимулирует мышление и освежает память (наверняка школьный курс истории у большинства из нас полузабыт и окружён мифологической дымкой), а главное - даёт возможность взглянуть на историю со стороны человека, непосредственно её наблюдавшего.
Читайте хорошие книги!
PS: Как только оператор выйдет из загруза, будут новые видеовыпуски (надеюсь, вы по ним скучали!)