misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'blog', action: 'page', content_css_version: '1385306412', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Войти через:
Корпоративные блоги
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 107 гостей

Кинософия

1732 40
с нами с 4 декабря 2013
За каждым режиссером стоит философ, даже если первый ничего не слышал о втором. Кинематограф невозможен без философских направлений и было бы интересно проследить нити, связывающие фильмы и их философские источники.
 
Историю кинематографа условно можно поделить на два истока - Камю и Ницше. Первый взывал к инстинктам, второй к совести.
 
Ницше.
 
Его идеи сверхчеловека и воли к власти печально известны по запрещенной в СССР литературе, и влиянию на становление германского национал-социализма. Примечательно, что сам Ницше указывает на увлечение Достоевским, и вполне вероятно, что Раскольников имел у философа большую популярность.
 
Влияние на режиссеров.
 
Майкл Манн.
 
Его кинематограф пестрит названиями "Али", "Схватка", "Последний из могикан". Его герои - люди, бросившие вызов положению раба в современной цивилизации. Герои Манна продолжают охотиться в асфальтовых джунглях. Как и следует философии Ницше, человек по творчеству Манна всегда над добром и злом, его гнетет мораль, и настоящий человек по их мысли проявляется только в момент борьбы, низвержения старых ценностей, и солидарности с природой, которая, как известно, любит сильных.
 
Влияние на фильмы.
 
"Таксист" - вольная интерпретация Достоевского от Скорсези. У де Ниро-Раскольникова вместо топора вшитый в рукав пистолет, но идея та же - герой не может "прозябать", герой обуреваем манией совершить нечто, что оправдает его существование. Ницше есть у Скорсези в других фильмах (Мыс страха), но здесь его влияние неоспоримо - в финальной сцене, таксист, преодолевший огонь, смерть и мораль является ни кем иным, как сверхчеловеком.
 
"Заводной апельсин" - притча Кубрика по Берджесу, про то, что человеку нужны инстинкты, без которых его жизнь невозможна. Природа есть культ силы, и слабость еще более ужасна, чем насилие. Эта сентенция убедительно раскрывается в течение фильма, пока мудрый Кубрик не низводит всю философию в фарс. Явный вопрос с подвохом - что же есть насилие, а что есть милосердие, как обычно, не накреняясь ни в одну из сторон, задает режиссер, и не допускает ответа. Потому влияние Ницше на Кубрика есть, но однозначно записывать режиссеры в апологеты философа невозможно - слишком Кубрик со своим мнением.
 
"Конан-варвар" - эта сага пышет со всех щелей духом Ницше, начиная с начальных титров "Все, что не убивает - закаляет". В отличие от Кубрика, Джон Милиус и Оливер Стоун не заморачиваются с наследием Ницше - они его последователи без тени сомнения - их герой сверхчеловек Шварценеггер, он верит только железу, и авторская позиция лишена даже намека на кубриковскую иронию. Известный своими милитаристскими взглядами Стоун, впоследствии снявший фильм про Буша, явно пребывает под грузом немецкого философа по сей день.
 
Камю.
 
Известный экзистенциалист, который назвал единственно важным вопросом философии - вопрос самоубийства. Все остальные вопросы следуют после того, что человек для себя решит - терпеть все несправедливости и абсурд этой жизни, или не терпеть? И лишь после принятия решения - жить или умереть, человек может приниматься за иные философские проблемы.
Его влияние на умы настолько велико, что европейский артхаус вряд ли выберется из его диапазона в ближайшее столетие.
Вопросы несвободы и отупения чувств, декоммуникация и взгляд Постороннего - это уже не просто философия Камю, это строй современного общества.
 
Влияние на режиссеров
 
Коены.
 
"Человек, которого не было" повторяет сцену в суде из Постороннего с некоторыми ремарками. Героя судят, который понять не в состоянии, за что. Ему ясно, что убил жену, но раскаяния нет, и в этом абсурд. Инструмент абсурда у Коенов блистал экзистенциализмом постоянно - начиная с Кафки, этот жанр совершенствовался до того состояния, которое мы наблюдаем в картинах братьев. Нарушение логики в действиях человека всегда вызывает смех. Абсурд Коенов смешон, но безысходен, потому что точно доказывает отсутствие смысла существования человека по Камю, когда нет даже причин для свободного выбора. Лебовски не понимает, что происходит до финальных титров, и не хочет понимать, отчего вся комедия наполнена неизбывной печалью, которой томился Камю, все пытаясь решить единственный важный вопрос философии.
 
Камю появился в эпоху, когда уставшее от войн человечество не могло верить ни в одну идею. Все потеряло смысл - позади были руины, предательства, бесчисленные аннексии, аншлюсы, концлагеря, национал-интернационал-социализмы, геноцид. Порядочный человек не мог воспринимать уже происходящее не иначе, как абсурд.
 
Похоже, времена этого жанра в кинематографе возвращаются.
 
 
ЗАБЫТЫЕ…НО НЕ ПОТЕРЯННЫЕ
1 июля 2014
Дина Изтелеуова
просмотров: 18
Старость. Какой мы себе ее представляем? Как, с кем и где мы хотели бы провести свои последние годы, месяцы, дни, минуты, секунды…Думать об этом совсем не хочется и многие сознательно откладывают подобные мысли в долгий ящик. Быть молодым и полным жизни намного приятнее, а старость…еще не скоро?
Цой жив?
30 июня 2014
Святослав Антонов
просмотров: 188, комментариев: 2
Я не помню Цоя! Я родился через два года после его смерти. В пик “цоемании” еще ходил пешком под стол. Мне никогда не понять всей сакральности и культовости песни «Хочу перемен!», потому, что я живу в мире порожденном этими  переменами.

Комментарии

Ivan Beketov
20 Май 13:50 # ответить
адова мешанина.
Адильхан Ержанов   →  Ivan Beketov
20 Май 13:53 # ответить
Ivan Beketov, к примеру?
Ivan Beketov   →  Адильхан Ержанов
20 Май 16:16 # ответить
Адильхан Ержанов, мне хватило этой фразы "историю кинематографа условно можно поделить на два истока - Камю и Ницше. Первый взывал к инстинктам, второй к совести." )) Простите, но это глупость. И про условное деление, и про "к чему взывали".
Адильхан Ержанов   →  Ivan Beketov
20 Май 18:10 # ответить
Ivan Beketov, А вот тут не очень согласен, извините. Как Вы уже написали, это условное деление. Кино содержит величайшее множество направлений, но я условно делю их на двух философов - и в этом нельзя отказать никому - моя статья не претендует на научную диссертацию. Однако если дать волю воображению, то кинематограф всегда делился на правое и левое отделение, на рефлексирующих и тенденциозных, на реакционистов и революционеров. Неумно было бы не принимать нестандартное мнение. И потом, продолжите позиции Ницше и Камю, в чем моя глупость по их рассуждениям?
Ivan Beketov   →  Адильхан Ержанов
20 Май 16:19 # ответить
а вообще, поздравляю! и картинку вашу глянул бы.
Адильхан Ержанов   →  Ivan Beketov
20 Май 18:03 # ответить
Ivan Beketov, Спасибо, надеюсь, увидим.
Адильхан Ержанов
20 Май 13:52 # ответить
ваши версии
Olzhas Kozhahmet
20 Май 14:28 # ответить
Тексты он сочиняет еще хуже, чем штампует фильмы.
Адильхан Ержанов   →  Olzhas Kozhahmet
20 Май 14:45 # ответить
Olzhas Kozhahmet, )) Почему обращаясь ко мне вы пишете "он"? Что-то не то с координацией психики?
Адильхан Ержанов   →  Olzhas Kozhahmet
20 Май 14:49 # ответить
Olzhas Kozhahmet, Если не нравится текст, будьте добры описать причины, если уж Ваш интеллект не позволяет это, то не следует начинать.
Алдияров Дан
20 Май 15:48 # ответить
Историю всего кинематографа? Не категорично? Не со всем согласен, но спорить не хочется, это ж дебри)

И поздравляю с отличным участием в Каннах!:)
Адильхан Ержанов
20 Май 16:28 # ответить
Ну да, это же субъективный взгляд. Рад, что читаете статьи! Спасибо за поздравления!
Arman Kalbayev
20 Май 16:59 # ответить
Для цельности натуры режиссеры часто выбирают только кусочек философии, обычно довольно спорный. И это объяснимо, ведь режиссер - это не преподаватель философии в университете, который по определению должен знать все течения.
Адильхан Ержанов   →  Arman Kalbayev
20 Май 18:03 # ответить
Arman Kalbayev, Конечно, кусочек. Согласен. Философия есть во всем.
Baurzhan Istleu
21 Май 04:46 # ответить
Сверхчеловек Ницше это не примитивный культ силы, человек это нечто, что нужно преодолеть, писал Ницше и все кинулись преодолевать как им казалось человеческое, однако забыли и не поняли главный посыл, прежде чем преодолевать человека нужно им стать. Мы люди как вид с рождения, но " человеками" становимся в процессе жизни. Сверхчеловек по Ницше, это человек победивший в себе все то , что мешает жить. То же самое, что и в исламе джихад- война с тем в тебе, что мешает жить с помощью веры и поклонения Аллаху!
Beknur Kissikov
21 Май 10:47 # ответить
Когда то смотрел фильм Адильхана, "Строители". Очень понравился. Поздравляю с успехом в Каннах. Текст показался перегруженным. Не будучи продвинутым в теме, вижу уже ряд ...."непоследовательностей" в философской трактовке. Очень просто по Камю. Но претензия автора на интеллектуализм принята. Уверен, что в скоро времени буду называть автора Мастером.
Адильхан Ержанов
21 Май 14:49 # ответить
Честно говоря, удивлен, что смотрели, и очень приятно, что у нас есть зрители для некоммерческого жанра. Значит, есть и перспективы для следующего кино в этом плане.

По поводу текста - я бы хотел диалога с читателями, и рад, что с Вами может получиться. Если укажете подробнее на ряд непоследовательностей, буду рад согласиться и исправить свои взгляды, или же напротив, буду рад отстоять свою точку зрения. В любом случае спасибо за отзыв.
black   →  Адильхан Ержанов
25 Май 01:01 # ответить
Адильхан Ержанов, Здравствуйте! Расскажите пожалуйста как прошли Канны для вас, я отстала от новостей, как приняли ваш фильм, узнать очень хочется. ну или ссылку на новости дайте)Все вас поздравляют и я поздравляю наперед)
Адильхан Ержанов   →  black
25 Май 01:17 # ответить
black, Все прошло отлично, спасибо за поздравления! Однако рассказывать об этом нескромно и неинтересно, лучше я продолжу рассказ о своих взглядах на философию в кино, в следующей статье, если позволит редактор.
black   →  Адильхан Ержанов
25 Май 01:49 # ответить
Адильхан Ержанов, и не сомневалась в таком ответе, потому и попросила ссылки на итоги каннского фестиваля. если не затруднит, конечно. Дело в том, что вы меня вдохновляете и это очень приятное ощущение, а еще это ни с чем несравнимое удовольствие - радоваться за достижения соотечественников. Чувствую себя отгороженной от информационного потока.
Argyn Baimendy
22 Май 10:20 # ответить
Здравствуйте Адильхан. Не могли бы Вы рассказать, какого мнения о Казахстанском кино в Каннах?
Адильхан Ержанов   →  Argyn Baimendy
22 Май 14:31 # ответить
Argyn Baimendy, Здравствуйте, Аргын. У них стараются вообще не делить кино на страны - даже в каталогах не указывают происхождение. А вот к Казахстану отношение в основном по двум режиссерам - Омирбаеву и Дворцевому. Конечно, их знают только специалисты и фаны. А так - наш кинематограф не особо известен широкой публике, однако имеет ярко очерченное авторское направление - в этом плане мы ценимся побольше других стран на постсоветском пространстве. И еще - со стороны посольства РК на просмотре не было ни одного представителя. Для государства, видимо, не существует проблемных фильмов о настоящем Казахстане, им нужны лубочные "Кочевники".
ПВО
22 Май 13:14 # ответить
Адильхан, поздравляю с успехом в Каннах! Желаю трансформировать его (возможно, другим фильмом) в и в более массовое признание у нас.

Абсурд у Коэнов Вы тонко заметили...особенно впечатляющ он в прологе "Серьезного человека"..помните, когда жена убивает человека, помогшего ее мужу..)
Адильхан Ержанов   →  ПВО
22 Май 15:35 # ответить
ПВО, Спасибо, я очень люблю Коенов и первую сцену в Серьезном Человеке тоже - она пропитана магическим реализмом - что-то в ней очень фольклорное. Братья всегда смешное неожиданно превращают в страшное , этот эпизод просто показателен!
ПВО   →  Адильхан Ержанов
22 Май 15:37 # ответить
Я на этот фильм натолкнулся после рецезии Голубицкого, если прогуглите..очень интересно...
Батан Аманжолова
22 Май 21:13 # ответить
Адильхан, желаю вам успехов. Твердости духа. Не обращайте внимания на всплески эмоций разных людей. Просто работайте и создавайте шедевры. Берите пример с Ермека Турсынова. Уж как его пинают... не позавидуешь. Он создает классное кино. Каждый фильм - явление. Подскажите, где можно посмотреть ваш Каннский успех - фильм Хозяева??
Адильхан Ержанов   →  Батан Аманжолова
22 Май 22:07 # ответить
Батан Аманжолова, Спасибо за ободрение, теплые слова нынче дефицит, гораздо лучше обложить человека негативом, потому что так выходит у некоторых оригинальнее и умнее, чем банально хвалить, это понятно, конечно. Фильм вряд ли выпустят в прокат. Для этого необходима лицензия от министерства, и затраты на рекламу, зрительский потенциал, и т.д., но я в этом деле не очень соображаю. Надеюсь, устроят просмотр где-нибудь, это тоже хорошо!
NUNU NUNU   →  Адильхан Ержанов
26 Май 13:18 # ответить
Адильхан Ержанов, вы обратили внимание, что некоторые комменты к вашей статье исчезли? Понятно - они не понравились хозяину сайта, но почему отмалчиваетесь вы? Ведь это ваш блог, а следовательно ваша территория. Или слово "хозяин" завораживает? Или хочется быть как Турсунов, заурядно, зато с влиятельными друзьями? Так не хочется разочаровываться...
Адильхан Ержанов   →  NUNU NUNU
26 Май 13:23 # ответить
Честно говоря, да, исчез один коммент, но по моей просьбе - там была моя почта и личная информация. А так, вроде больше ничего не удаляли. Если же пойдет политическая цензура, я молчать не стану, это точно!)) Спасибо за внимание к авторам сайта.
NUNU NUNU   →  Адильхан Ержанов
26 Май 16:08 # ответить
Адильхан Ержанов, был мой комментарий, Был ваш ответ на него.
Адильхан Ержанов   →  NUNU NUNU
26 Май 17:22 # ответить
NUNU NUNU, Кстати, я тоже пересмотрел - нет комментария Вашего. Странно. А там было что-то крамольное? Я спрошу у редактора. Спасибо за замечание!
Адильхан Ержанов   →  NUNU NUNU
26 Май 13:31 # ответить
NUNU NUNU, Да, я Вас понимаю, что Вы имеете в виду - дружба с влиятельными людьми определенно приводит к неким ограничениям. К счастью, или к сожалению, у меня из влиятельных друзей пока никого нет, большого имущества нет, должности нет. Тот случай, когда терять нечего)). Потому и дышится, и пишется нестесненно))
Dilya K
10 Июнь 14:00 # ответить
Спасибо за статью. А по европейским и советским режиссерам вы что можете сказать? Под чье влияние они попадали/попадают?
Адильхан Ержанов   →  Dilya K
10 Июнь 17:27 # ответить
Dilya K, Советский кинематограф зарождался как антибуржуазное движение, преобладал футуризм Вертова, неоконструктивизм Эйзенштейна, когда старое подвергалось ревизии, когда киноки схватывали жизнь врасплох, и советский кинематограф того периода действительно подарил мировой культуре революционные свершения. Весь мир старался заимствовать их изобретения - однако позже, уже после дискредитации всех коммунистических идей и убийства Троцкого кинематограф СССР предстает в своем необуржуазном виде. Возникают формалистские приветы футуризму от Урусевского, но в основном - кино превращается в бесхитростное народное кино. Отдельные личности вроде Тарковского и Германа, Климова ведут свою линию гиперреализма, когда правда становится главнейшим достоинством в эпоху тотального вранья.
Dilya K   →  Адильхан Ержанов
11 Июнь 14:11 # ответить
Адильхан Ержанов, Т.е. необуржузное=народное? Или я ошибаюсь? Просто для меня народное кино к примеру ассоциируется с фильмами Шукшина,которые назвать необуржуазными рука не поднимется...
Адильхан Ержанов   →  Dilya K
11 Июнь 14:22 # ответить
Dilya K, Конечно, необуржуазное, не значит народное. "Народное" - в плане развлекательное и безобидное, то, что отвлекало народ от проблем. К примеру, "Веселые ребята" или "Таны мадам Вонг". У Шукшина кино народное в истинно художественном значении, конечно, в фольклорной силе, в культурном пласте, как и кино Тарковского - кино народного значения. Однако термин народного кино для меня сильно подпорчен сейчас так называемыми народными комедиями - потому лучше Шукшина называть левым. )) Это мои бзики, извините.
Адильхан Ержанов   →  Dilya K
10 Июнь 17:41 # ответить
Dilya K, С европейскими режиссерами совсем сложно - тут впору трактаты писать. До второй мировой рулил авнгард, поиски возможностей форм кинематографа, реальность распадалась на дадаизм и сюрреализм Бунюэля, экспрессионизм и абсурд Ланга, Мурнау. База современного артхауса - экзистенциализм, который бессменно идет с окончания второй мировой, иногда приобретая форму декоммуникации Антониони, барокко Феллини. Как правило, мысль смерти, конца, вырождения европы присутствует во всех экзистенциальных фильмах таких знаковых режиссеров, как Ханеке, Триер, Бергман.
Dilya K   →  Адильхан Ержанов
11 Июнь 17:10 # ответить
Адильхан Ержанов, кстати Ханеке и Триер для меня скорее гуманисты,чем экзистенциалисты.
Адильхан Ержанов   →  Dilya K
11 Июнь 17:15 # ответить
Dilya K, Только вот Триер немножко уже дегуманист и мизантроп в последнее время...
Dilya K   →  Адильхан Ержанов
12 Июнь 00:42 # ответить
Адильхан Ержанов, это вы про скандал в Каннах,который был раздут до небес? Станешь после этого антигуманистом и мизантропом. Но,думаю,это все-таки не про него. Он слишком непростая личность для этого.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2289 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2289', { type: 'blog', node_id: '2289', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });