Пару дней назад мною была отсмотрена новая картина Дэнни Бойла «Транс», вызвавшая в моей голове такой нехилый фонтан мыслей и чувств. Я даже по приходу домой сел было писать рецензию, которую вы сейчас прочтете, но задался вопросом: с чего начать – с гладковыбритой вагины Розарио Доусон или с постнуаровской эстетики картины? В общем, лень победила души прекрасные порывы потребовалось пару дней на размышления и я таки решил, что первого для графа де ля Фер слишком мало, а второе – шибко умно. Короче, в побритую вагину Доусон все прелюдии, вот вам собстна сама рецуха.
Начнем с того, что каждый раз приступая к просмотру очередной картины Дэнни Бойла, ты никогда не знаешь, что тебя ждет. Уникальность стиля британского режиссера заключается в том, что каждая его следующая картина абсолютно не похожа на предыдущие. В отличии от большинства режиссеров, Бойл не загоняет себя в тесные рамки одного жанра или одной стилистики, а из фильма в фильм скачет от темы к теме, от жанра к жанру и при этом практически каждый раз выдает выдающееся во всех отношениях кино. Кто еще за 20 лет режиссерской карьеры смог бы создать фундаментальный антинаркотический манифест, рождественскую сказку, идеальный зомби-хоррор, «оскароносное» индийское кино и заставить Джеймса Франко в одиночку вытягивать фильм на шесть «оскаровских» номинаций, попутно халтуря на постановке церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне?
Фильм «Транс» по праву можно назвать новой вехой в фильмографии Бойла. В своей юбилейной (десятой) полнометражке режиссер вышел за границы жанров и создал один из самых любопытных и завораживающих проектов этого года. О содержании я писать ничего не буду, ибо гугл вам в помощь!
Начинается картина вполне себе заурядно и если забыть название и ничего не читать о содержании, то может показаться, что перед нами обычный такой боевичок про ограбление в духе «11 друзей Оушена» (физиономия Касселя опять же, который уже в миллиардный раз играет грабителя), однако ж через 15 минут клёв начинается такой, что клиент забывает обо всем на свете. Бойл мастерски лавирует между жанрами от криминального боевика к психолологической драме, от психологической драмы к исконно азиатскому жанру «кино про хитро спланированную и тщательно обдуманную месть», параллельно приправляя все это дело той самой ПОСТНУАРОВСКОЙ ЭСТЕТИКОЙ (не надо вам запоминать это слово). Ближе к развязке слабоподготовленный зритель может запутаться, кто здесь «за наших», а кто «за ихних». Благо, что Бойл не любитель играть в киношную забаву «Додумайте сами!» и в финале все пазлы собираются во едино и тут-то ты понимаешь, что кино-то ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ!
Техническая сторона картины также доставляет, но не без оговорок. При просмотре отдельных сцен меня не отпускало ощущение, что где-то я это уже видел. Посреди фильма до меня доперло, что Бойл очень хитро использует в постановке отдельные визуальные фишки и приемы Дэвида Кроненберга (образца 90-х годов, а не последних с его откровенно слабыми «Космополисом» и «Опасным методом»). Особенно хорошо это проглядывается в сцене со сном главного героя и «Говорящей полуголовой Касселя». Плагиат? Может быть. Хотя мне бы искренне хотелось назвать это примером искусного заимствования. Ну да Бог с ним! Главное, что операторская работа (первое правило задротистого киномана: не забудь похвалить оператора), монтаж (редкий случай, когда флэшбеки не тормозят динамику фильма, а усиливают ее), музыка и все остальное на высшем уровне.
Наконец, актеры. Давайте сразу опустим сопли по Венсану Касселю. Криминальных дядек француз играл уже раз пицот и Фрэнк далеко не лучший из его бандюг. В этом отношении, у Джеймса МакЭвоя (не самый выдающийся, к слову, актер современности) роль была поинтересней. Слабый, закомплексованный, но отчаянно борющийся за свое Саймон до упора пытается казаться главным героем этой истории и местами ему даже удается утащить на себя часть зрительского внимания от главного элемента «Транса». Местами, но… мать ее, Розарио Доусон!
В кое-то веки Розарио Доусон не играла в фильме мебель, а создала яркий и многогранный образ, при этом не влипая в дурацкий штамп, когда овечка скидывает шкуру и оказывается волком. Элизабет в ее исполнении мила, обаятельна, умна, но при этом обладает стальным характером, который, (закаливание, процедуры и т.д. объяснено в финале) собственно, и стал краеугольным камнем во всей истории. Немаловажную часть в «Трансе» играет сексуальность главной героини. Причем, сексуальность неочевидная, на первый взгляд не проглядываемая за образом психолога, специализирующемся на лечении гипнозом. Однако по ходу фильма, героиня Доусон раскрывается (в том числе и в буквальном смысле этого слова) так, что становится абсолютно понятно, почему ей удается так ловко вертеть героями МакЭвоя и Касселя. В общем, Розарио молодец, Элизабет молодец, полная фронтальная обнаженка, позволившая разглядеть в подробностях все стороны актерского таланта актрисы – зачет!
Моя оценка новой картине Дэнни Бойла – 8 из 10.