«Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир» За последние пандемические месяцы Голливуда и его стримингового конкурента, порадовали аттракционы второго шедевра современной межгалактической научной фантастики. Первый – судя по всему оскароносный – полноформатный фильм Дюна, пера Фрэнка Герберта, а второй – высокорейтинговый сериал Foundation, вышедший на Apple TV по мотивам прародителя научно-фантастического жанра – Айзека Азимова. Азимов приобрел всемирную известность не только как ученый, фантаст, кинокритик, популяризатор науки, но и как основа футуристической науки – «психоистории» (сочетание истории, психологии и других социальных наук), которая выявляет поведение людей в галактических пространствах. Библиография Айзека Азимова заложила основу истории галактической цивилизации и сделала его культовым титаном жанра, оказавшим огромное влияние на научно-фантастическую литературу ХХ века. Его творческое и научное наследие продолжает питать воображение писателей и кинематографистов – таких, как Джордж Лукас, Роберт Джордана, Хаяо Миядзаки, – и визионеров типа Илона Маска, достигших осознания вчерашних ощущений сегодняшней реальностью. Будущий маэстро научно-фантастический родился в Смоленской губернии 2 января 1920 года под именем Исаак Озимов в семье мельника. В 20-х годах бывшая Российская Империя уже развалилась, вместо того, чтобы создать тоталитарный Советский Союз, однако родители будущего фантастики решили не участвовать в экспериментах – тем более, что за чертой оседлости это было просто опасно для жизни. Оставить все хозяйства, они успели эмигрировать в США из «свободного государства рабочих и крестьян» до полного закрытия его границ. Азимов вырос и долго жил в Нью-Йорке, но наиболее фундаментальные и популярные труды он построил за 30-летнюю преподавательскую работу, полученную на посту профессора Бостонского университета, в Массачусетсе. О том, как Азимов начал писать межгалактическую историю и подружил людей с роботами, изменив тем самым литературный и научный мир, – в этом материале. Краткий байпик Биография Айзека Азимова началась в деревне Петровичи Смоленской губернии в 1920 году. После еврейской войны и октябрьского переворота 1917 года страна экспортировалась в политический хаос без каких-либо надежд на скорое его завершение. Род занятий семейства Озимовых, их записка к зажиточному сословию при начинающейся продразверстке – фактически это был узаконенный грабеж со стороны власти любой – не сулили этой семьи ничего хорошего. Как только у Исаака родилась сестра, в 1922 году родители приняли решение переехать в США, полностью оставив сельское хозяйство и прихватив лишь самое ценное – сохранение сбережения, детей и их будущего. Правдами-неправдами семья оказалась за океаном, в результате иммиграции Нового Света – Нью-Йорк, где жил сводный брат матери мальчика: он и помог Озимовым с иммиграцией. Тогда Исааку было чуть больше трех лет, и из долгого путешествия в новую жизнь мальчика обнаружили только то, что родители буквально перевезли его «в чемодане». После иммиграции имя и фамилия претерпели его противные изменения, и он стал Айзеком Азимовым. Ранние годы Азимова Родители Айзека очень плохо знали англичан: почти неграмотных иммигрантов ждала нелегкая судьба, но трудности, как это часто бывает, в конце концов выступили катализатором развития личности и упорного движения к успеху. Спустя три года после их переезда в США Азимовы накопили достаточно средств, чтобы открыть свой небольшой магазин сладостей – магазин сладостей и повседневных товаров. Родителям Айзека пришлось работать по 19 часов в сутки, чтобы сохранить бизнес на плаву, и дети, получившие совсем малышами, также в меру своих возможностей обладают взрослыми.
Несмотря на Великую депрессию, начавшуюся в 1929 году, Азимовы даже в условиях кризиса умудрялись сводить концы с концами, а в развитии им удалось достичь значительной степени сети магазинов, торгующих сладостями. В лавках также продавали газеты и журналы, и в них самым интересным для Айзека оказалась фантастика – он зачитывался ей самых юных лет. Мальчику нравились не только тогдашние научные фантастики, но и научные теории и сомнения. Такой интерес и определил его исключительный род занятий в жизни – он стал и ученым, и писателем-фантастом. Уже в 11 лет он черновик написал первого фантастического рассказа, который, прочитав, достойно оценил его приятель-сверстник. Рассказ Айзек так и не закончился, но именно этот первый литературный опыт и положительный фидбэк помог мальчику распознать в себе будущее фантастики. Начало творчества и научной карьеры Закончив среднюю школу в 15 лет, Айзек предложил поступить в Колумбийский колледж, но из-за «еврейской квоты» ему было отказано.
Он поступил в Seth Low Junior College, который был аффилирован с Колумбийским колледжем, что в конечном счете Айзеку удалось перевестись и к 19 годам получить степень бакалавра химии. Его родители хотели, чтобы он стал врачом. Это присвоено и его собственному желанию, поэтому Айзек подал на поступление сразу в пять нью-йоркских школ. Отказали все пять, в двух случаях, даже после апелляций. Несмотря на отказы, Айзек смог успешно принять приемную комиссию Колумбийского колледжа (ныне – Колумбийский университет) взять его «приходящим» студентом на испытательный срок. Его успехи оказались более чем удовлетворительными, и уже в 21 год Азимов получил степень магистра химии. Во время Второй Мировой Азимов Работал по своей ученой специальности на экспериментальной станции военно-морской авиации в Филадельфии. По случаю войны он отслужил еще месяцы в армии, после чего молодой ученый вернулся в свою альма-матер – «Коламбию», где к 1948 году получил докторскую степень в области биохимии. Именно в 40-х годах Азимов начинает серьезно увлекаться писателем, и в это время выбросы атмосферы вызывают его интерес и затрагивают небольшие рассказы, которые в ближайшем будущем прибудут в мировую славу. Наприще науки будущий демиург научной фантастики также был весьма успешен – после получения докторской степени он начал процедуры лечения малярии.
Достижения молодых ученых были куплены в Массачусетсе, где заработал инновационный центр биотехнологий, и Азимова открыла биохимию в Бостонском университете. Космическая эра, расцвет sci-fi его и тренды Работая профессором в Бостоне, Азимов начал создавать одно за другим научно-фантастические произведения, которые принесли ему писательскую славу. С начала 50-х были опубликованы сборники рассказов «Я, Робот» (I, Robot), трилогия «Основание» ( Foundation ) , новеллы «Стальные пещеры» и «Конец вечности» , а целый ряд других органов власти, получили признание не только среди коллег по перу, но и у широкой читательской конференции во многих странах. В 1957 году обнаружен запуск первого искусственного спутника Земли – событие, которое дало начало космической гонке, в которой SCCR и США соревновались в быстроте и надежности покорения околоземного космического пространства. Для Азимова и большей части его коллеги из научной фантастики это событие имело глубокое личное значение – то, о чем они ранее писали в своих новеллах, становилось былью. Именно с этого момента творчество Азимова начинает коррелировать с освоением космоса, а его фантастическая литература становится во многом отражением реальности. «Научпоп»
С началом эпохи покорения космоса Азимов появляется в сюжете своего процессора не только развлекательный элемент, но и просветительский. Именно поэтому к началу 60-х он сосредоточился на научной литературе. Азимов написал научные и научно-популярные статьи и книги, которые должны были ознакомиться с основами научных концепций и достижений ученых из самых разных стран. Именно это когда-то завораживало маленького Айзека, когда он читал фантастику, сидя за прилавком в магазине сладостей. Айзек Азимов научился о космосе, физике, истории и даже о науке: он воспитывал всесторонне образованного читателя, который тянулся бы к знаниям и звездам и шел вперед в ногу с прогрессом. Азимов так много писал о предстоящей высадке на Луну, что когда это все-таки произошло, он получил письмо от наблюдателя сием по поводу того, что люди тратят деньги на микроскопические исследования спутника Земли, когда у нас на планете множество бедных и страждущих. На что фантастика в ответном письме справедливо заметила, что люди тратят куда больше денег на табак, алкоголь и прочие не менее вредные субстанции, чем на освоение космоса. Вероятность обнаружения наиболее бедных и охраняемых средств массовой информации будет полезнее собирать именно из этих источников. Сюжеты книг Азимова Айзек Азимов является культовым писателем в первую очередь потому, что он заложил основные сюжетные основы жанра научной фантастики, которые уже несколько использовали авторы этого жанра.
Среди лучших книг Азимова: «Я, Робот» В этой серии автор уделяет особое внимание сосуществованию роботов с людьми и особенностям их вкуса. Здесь фантастика сформулировала три катастрофы-роботехники , которые гласят, что оборудование должно прежде всего заботиться о процветании человечества. По сути законы робототехники Азимова – эквивалент 10 библейских заповедей, которые были переосмыслены фантастикой в научной фантастике, но при этом их миссия остается той же – регулируемое упорядоченное добрососедское сосуществование индивидуумов. Иногда эти правила даются сбои, и тогда люди вынуждены сталкиваться с правилами с исключительным отличием от нашего мировоззрения. Эта концепция была удачно экранизирована в фильме «Я, Робот» с Уиллом Смитом в главной роли. Эта идея также успешно бралась за использование авторы игровых и киновселенных, включающих в себя какое-нибудь конфликтного робота. А также именно благодаря этому получили широкое распространение слова «роботехника» и «позитронный», которые придумал сам Азимов. Фонд — «Основание» Любители научной фантастики считают этот цикл рассказов шедевром жанра. Вдобавок Фонд недавно был экранизирован Apple TV+, что расширило аудиторию поклонников. Трилогия «Основание» рассказывает об империи людей, раскинувшейся на всю аудиторию, о ее многосложности и искаженном межзвездном приближении, ведущем к ее развалу, как и все империи. Это произведение не только по названию, но и по жанровому содержанию стало основанием — Foundation — для массы других авторов о космических империях, межзвездной политике и культуре трансгалактического социума. Джина Родденберри циклически мотивировала создание «Звездного пути», Джеймса Камерона — на «Аватар», Фрэнка Герберта — на написание саги «Дюна», которая недавно снова была экранизирована. Автор кристаллизовал азимовскую перспективу космического государства, которую также взял за основу Джорджа Лукаса при разработке «Звездных войн».
Есть мнение, что Лукас украл идею у Азимова, так никогда этого и не признав. Кроме того, цикл рассказов Фонд вдохновил Илону Маску на создание SpaceX. По мнению предпринимателя, на него очень повлияли идеи развития цивилизации и цикличности ее истории, которые рассматривались в трилогии в области научных исследований «психоистории», которую я приобрел и популяризировал Азимов. Что почитать, послушать Некоторые произведения маэстро научной фантастики остались неэкранизированными, но их можно почитать и/или послушать. «Разрешимое противоречие» — аудиоверсия книги, в которой автор знакомит читателей с законами робототехники и глубокой логической философии роботов. Ведущий – Олег Булдаков. « Академия » (часть Foundation): аудио версия одного из неподвластных времени рассказов о лучшем и нежелательном, что есть в человечестве, и о силе нескольких отважных душ, способных поддержать свет во вселенной тьмы. Рассказчик – Максим Суханов. «Приход ночи» («И тьма пришла») — аудиоверсия раннего рассказа, написанного в 1941 году, смысл которого не является существенным только известную истину, гласящую, что знание — сила, но еще и возникает к ней весьма существенное предупреждение: незнание — смерть. Наследие в научной фантастике К сожалению, жизнь Азимова оборвалась безвременно и трагично.
В 1992 году во время переливания крови при операции на сердце он заразился ВИЧ-инфекцией. Сработал человеческий фактор – ошибка, невнимательность медицинского персонала. За свою жизнь писатель создал более 470 научно-популярных и научно-фантастических работ, которые внесли существенный вклад в формирование современной футуристики. За литературные заслуги Азимов получил более 10 различных премий и стал всемирно известным писателем. Айзек Азимов стал крупнейшей фигурой научной фантастики. При этом его творчество оказало большое практическое влияние на жизнь человечества, чем, возможно, творчество мастеров жанра фэнтези – Джона Толкина с его «Властелином колец» или Джоанн Роулинг с ее «Гарри Поттером». Азимов производства вдохновил и популяризировал концепцию современного робототехника. В том числе эта отрасль, в том числе массачусетская iRobot , превращает научно-фантастические проекты в реальную жизнь. Идеи Азимова стимулируют уже у нескольких групп стимулировать обширные интересы к науке и осуществлению мечты космических масштабов, как это делает сегодня Илон Маск. Все началось с мечты девятилетнего мальчика, который зачитывался научной фантастикой в кондитерской лавке своих родителей и записал о далеких галатиках. Эти мечты были слаще конфет, а его страстная любовь к науке сделала Айзека писателем-визионером с мировым именем, творчеством, которое волнует людей новаторами и меняет мир. Дерзайте и вы..