На ТНТ и платформе Premier заканчивается минисериал — 8 серий — «Полет» Петра Тодоровского-младшего. Это второй опыт режиссера в сериальном деле — первым был сериал «Лавстори». Производством «Полета» занималась студия 1-2-3 Production, продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов.
Команда из шести человек — сотрудники большой строительной компании — отправляются в командировку в Пермь, но по невнимательности приезжают не в тот аэропорт, самолет улетает без них и разбивается при взлете. Чудом миновавшая героев трагедия неожиданно открывает в каждом новые грани и заставляет каждого перетрясти свои шкафы в поисках забытых скелетов.
Скелетов на компанию из шести человек оказывается столько, что все восемь серий они валятся из шкафов, и к концу фильма их становится существенно больше, чем всех персонажей сериала. В душах ничем не выдающихся офисных клерков запрятаны тонны историй, тайн и загадочных преображений. Клерк Ира (Оксана Акиньшина) под воздействием чудесного спасения обнаруживает в себе дремавшие бури страстей, которые вырываются демонами на свет божий, но довольно быстро возвращаются обратно. Клерк Илья (Павел Табаков), скромный офисный финансист, оказывается парнем с сомнительным прошлым и беспокойными демонами внутри. Симпатичная внешность — не преграда брутальным поступкам, некоторые из которых омыты кровью. Илья пишет прозу, завидуя собственному отцу — талантливому, но бестолковому писателю (Тимофей Трибунцев), который между приступами вдохновения валяется на полу пьяный или развлекается с проститутками. Проституток писателю оплачивает сын.
Оксана Акиньшина в роли Иры в сериале «Полет» © tnt-online.ru
Юная Таня по прозвищу Котенок (Юлия Хлынина), хорошенькая кокетка, всю жизнь чувствующая вину за самоубийство брата, уже наладившая было личную жизнь, в конечном счете не в состоянии справиться с этим разрушительным чувством. Клерк Жабенко (Михаил Ефремов), много лет практикующий активное саморазрушение и тоже чувствующий вину за гибель человека (боже, каким пророческой оказывается порой незатейливая фантазия — герой Ефремова садится за руль пьяным), вдруг осознает весь ужас собственного бытия и пытается вырваться из дурного замкнутого круга, но все зашло слишком далеко. Самая старшая в компании, Катя (Евгения Добровольская), этакая «всехняя мама», в конце оказывается прибежищем таких бесов, что выходки ее коллег начинают казаться играми в песочнице. Главный по должности в этой компании, Дима (Никита Ефремов), и вовсе срывается с катушек, обнаруживая в себе миллион фобий и застарелые страдания от материнской нелюбви.
Никита Ефремов в сериале «Полет» © tnt-online.ru
Одна серия — один герой. Каждый ведет рассказ о себе от первого лица, постепенно погружаясь в собственные рефлексии, как в болото и увлекая за собою остальных. Авторы предлагают нам взглянуть на окружающий нас мир глазами персонажей и испытать ту же тоску. Мир, который видят герои «Полета», — действительно так себе. В нем правят чужие амбиции, в нем симпатичные юноши носят за пазухой условный топор, а смазливые девицы между любовью и деньгами выбирают второе, и никто из них не может разумно распорядиться ни топором, ни деньгами. Здесь каждый герой — в тупике, и каждый в той или иной степени занимается саморазрушением. Вирус саморазрушения особенно сильно поразил Жабенко, которого Михаил Ефремов играет, что называется, «до полной гибели всерьез». Человек, своею рукою поставивший точку в собственной судьбе, по привычке продолжает разлагаться, сжираемый червями неудавшегося бытия. На сегодня это последняя роль Михаила Ефремова. И думается, что лучшая. Отчего больно вдвойне.
Актер Михаил Ефремов сыграл в «Полете» последнюю роль перед трагическим ДТП, в котором по его вине погиб человек © tnt-online.ru
И каким свежим, обаятельным выглядит Никита Ефремов в дуэте с отцом — они играют начальника и подчиненного, двух скользких вороватых аферистов, и если старший — преступник от отчаяния, то молодой видит в своей бойкой нечестной жизни большой смысл — это мостик в его будущую безбедную сытую жизнь. Молодой Ефремов — актер тонкий и обаятельный, самое мерзкое зло в его исполнении преисполнено игривой куртуазности.
Люди, отмеченный тоской, не могут создать ничего конструктивного. Да что там конструктивного — просто хоть чуть-чуть полезного не могут. Каждый из героев «Полета» — среднестатистический гражданин своей страны, не бедный и не богатый, не совсем дурак и не слишком умный, не подлец и не образчик добродетели, и даже квартирный вопрос их не слишком испортил. Это тот самый средний класс, который по замыслу должен быть опорой цивилизованного общества. Но если средний класс — такая вот тоскующая невнятица — то чего ожидать от всего общества?
Может, это слишком глобальные обобщения, и Петру Тодоровскому-младшему, внуку Петра Ефимовича, сыну Валерия Петровича в голову не приходили, но то, что один из главных героев сериала — вселенская тоска, видно в каждом эпизоде.
Герой Павла Табакова, Илья, скромный офисный финансист, оказывается парнем с сомнительным прошлым и беспокойными демонами внутри. © tnt-online.ru
Правда, время от времени кажется, что режиссеру (он же одновременно — и автор сценария) немного тоскливо самому с собственной драматургией, от которой он ждал несколько большего. В первую очередь, так и остается неясным, при чем тут авиакатастрофа, которой счастливо избежали герои. Драматургически она не имеет никакого отношения ни к сюжету, ни к рефлексиям героев — все персонажи и без того рефлексируют довольно отчаянно, без всяких катастроф. В рабочем порядке, как говорится. Все, что с ними происходит, должно было произойти и без такого мощного катализатора, как трагедия в воздухе, чуть было не ставшая их собственной трагедией. От того, что событие, должное стать смыслообразующим, сразу же лишается этой функции, рождается сначала маленькое, потом — более солидного недоверие вообще ко всему, что происходит на экране. Начиная с того, что глубокие рефлексии — не самое любимое занятие офисного планктона. Разумеется, за редким исключением, которым здесь стал Михаил Ефремов — действительно трагический герой не на своем месте.
Лица главных героев сериала «Полет», когда они узнают, что самолет, на котором они должны были лететь, разбился © tnt-online.ru
От всего этого возникает известная натужность повествования, когда волей-неволей цепляешься за несообразности и начинаешь подмечать то, на что в другом случае не обратил бы внимания. То герой Ефремова-младшего танцует по комнате с револьвером, и ты принимаешься не к месту считать, в каком количестве фильмов, претендующих на крутой психологизм, ты это видел. Ты еще не успел сосчитать, как оказывается, что героя в детстве не так, как надо, любила мать, поэтому он вырос таким, каким вырос, — и становится неловко за авторов.
Один из главных минусов «Полета» — очень уж неторопливая интрига, которая непозволительно долго заставляет себя ждать, прячась за телодвижениями и рефлексиями героев. Порой от всего фильма нет-нет да и повеет инфантилизмом — словно режиссер не очень сам понял, что хотел сказать, потому что сказать ему особо нечего. Но все-таки Тодоровскому-самому-младшему удалось сколотить очень приличную актерскую команду и поработать с ней вполне результативно — все до единого актеры четко понимают свою задачу, это особенно хорошо видно на крупных планах, которых здесь очень много. Немного четкости в собственном замысле — и получится очень качественный продукт. Ждем, надеемся.