1. НАС ПРИТЯГИВАЮТ ТАЙНЫ
Сюжет, известный из первых серий, излагает историю главного героя в жанре фэнтези. Судебный писарь и втайне литератор волею судьбы и знаменитого следователя Гуро попадает в Малороссию, где предстоит раскрыть тайну жестоких убийств молодых девушек. Сакральная тайна скрывается и в судьбе самого прототипа Гоголя. Долгое время тайна остается неведомой для него, вызывая недоумение и ломая психику. Создатели фильма сочинили чувствительную историю о тайне рождения мальчика. В крайней ситуации слуга решается рассказать, как его отец, потеряв двух детей, вымолил у потусторонней силы право на жизнь третьего сына. «Живи, Темный!» – восклицает тот. С тех пор Темный в воде не тонет и в огне не горит…
2. НАМ НРАВИТСЯ УЗНАВАТЬ ПОДРОБНОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ
И пусть эти подробности переосмыслены режиссером и актерами. Главное – возможность прикоснуться к неизвестным фактам из жизни писателя, знакомого по школьным учебникам. Если принять за чистую монету биографическую часть триллера, то мы узнаем о классике много нового, начиная от рождения и заканчивая замысловатостью смерти. В фильме обыграли и популярную мистификацию о том, что Гоголь при жизни очень боялся быть похороненным заживо. По сюжету триллера это как раз и случилось на хуторе близ Диканьки. Выбравшись на белый свет из гроба (по чистой случайности, оказавшегося гнилым), наш герой переживает настоящий катарсис, понимая, что он может не только спасти Лизу, в которую влюблен, но и все человечество. А действительно ли известный писатель Николай Гоголь боялся быть похороненным заживо? Подробнее об этом читайте в статье Александра Шувалова «Николай Гоголь. Пророк абсурда. “Моего тела не погребать…”»
3. …И СЛЕДИТЬ ЗА ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ СУПЕРГЕРОЯ
Дальше в свои права по закону жанра вступает супергерой. Но сам Темный плохо представляет, как жить в новой ипостаси. Психология подсказывает ему ходы самосохранения, но воевать-то приходится с нечистью. В Диканьке разворачиваются немыслимые ужасы, льется кровь мистических жертв. А тайну Черного всадника знает только блестящий сыщик Гуро. Почему нам нравятся фильмы ужасов? Что в них такого притягательного с психологической точки зрения? Оказывается, так мы учимся преодолевать страхи в собственной, реальной жизни, и не только…