Великодержавие кыргызов, или Кыргызский каганат (840-920 годы), по словам историка Юлия Худякова, — «звездный час» кыргызской истории. В это время происходило совершенствование технологии оружейного производства, упорядочение форм военной организации, повышение эффективности тактических приемов военного искусства.
Этот период был наивысшим подъемом государственного строительства для кыргызского этноса, совершенствования духовной культуры, наибольшего распространения енисейского варианта рунической письменности, развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Именно в этот период в армии каганата появились рыцари, одетые в доспехи и вооруженные по последнему слову техники.
Внешний вид и одежда
Для защиты головы тяжеловооруженные кыргызские воины использовали железные шлемы с куполом, составленным из нескольких пластин, стягивающим эти пластины обручем и навершием с трубочкой-султаном для плюмажа из конских волос.
Свое туловище тяжеловооруженные воины защищали ламеллярным панцирем, имевшим вид нераспашной верхней одежды с проемом для головы и короткими руками. В качестве дополнительной защиты кыргызские воины использовали деревянные накладные щитки: округлый щиток в виде зерцала, крепившийся на груди, продолговатые щитки размещавшиеся на плечах, а также наручья и поножи.
Помимо панцирей кыргызы имели и кольчуги, вероятно, приобретенные у средназиатских купцов. Для защиты головы и корпуса применялись деревянные щиты округлой формы, составленные из досок.
Кыргызские тяжеловооруженные всадники прикрывали защитной попоной и тело боевого коня. По сведениям исторических источников в состав этой попоны входили накладные щитки, покрывавшие коня «от брюха до ног».
Кстати, позже этот тип доспехов и броня для лошади были почти полностью скопированы европейскими оружейниками.
Вооружение
В VI-VIII вв. на вооружении у енисейских кыргызских был только один тип сложносоставных луков с концевыми и срединными боковыми накладками, а уже в IX-X вв. у них стали применяться луки трех разных форм. Среди них были луки со срединными боковыми и концевыми накладками и две других формы: со срединными боковыми и со срединными боковыми и фронтальной накладками.
Наконечники стрел кыргызского воина. Фото: swordmaster.org
В XI веке на вооружении у них были стрелы с трехлопастными, двухлопастными, четырехлопастными и плоскими железными наконечниками, предназначенные для поражения незащищенных металлическими доспехами вражеских воинов. В составе кыргызских трехлопастных стел были разные формы наконечников: вытянуто-пятиугольные, вытянуто-пятиугольные шипастые, удлиненно-шестиугольные, удлиненно-ромбические, удлиненно-треугольные шипастые, асимметрично-ромбические, боеголовковые, ярусные. В лопастях наиболее крупных трехлопастных наконечников делались сквозные отверстия округлой, полуовальной и полулунной формы, а плечики снабжались зубцами.
Луки и стрелы кыргызские воины хранили и носили в налучьях и колчанах, изготовленных из органических материалов, крепившиеся к кожаным портупейным ремням. Из-за распространенного у кыргызов погребального обряда кремации от налучий и колчанов в курганах сохраняются только металлические детали крепления: петли, кольца и оковки.
Согнутый меч из захоронения кыргызского воина. При погребении воинов их мечи и клинки сгибались, чтобы не попали в руки врагов. Фото: swordmaster.org
На вооружении у кыргызских тяжеловооруженных конных воинов в IX-X вв. были палаши с прямыми однолезвийными клинками, перекрестьем и прямой рукоятью, сабли с прямыми и слабоизогнутыми клинками, перекрестьем и изогнутой рукоятью. Палаш и сабля были самым престижным видом оружия профессиональных воинов — батыров. Оно очень высоко ценилось, поэтому сравнительно редко помещалось в захоронения кыргызских воинов.
На вооружении у кыргызских воинов в эту эпоху были и другие виды оружия ближнего боя: боевые топоры и кинжалы.