На самом деле они это прекрасно понимают, что видно хотя бы из гуляющих по всем соцсетям цитат наших депутатов и чиновников по поводу блокировки «ВКонтакте» и некоторых других российских ресурсов на Украине. В этом случае их риторика повторяет слова сторонников свободного интернета буквально один в один, но на заднем фоне всё равно слышится истошный вой обиженного котика. Почему так?
Дело в том, что некоторые наши не очень умные головы испугались интернета как мощного средства низовой социальной самоорганизации, поэтому внезапно решили, что российский интернет должен пойти по стопам китайского с его виртуальным «железным занавесом» и тотальным контролем за всеми. У КНР есть такой прекрасный «Золотой щит», что даже трафик Tor получилось заблокировать (правда, ненадолго).
А как решили — так и начали исполнять. Множество чиновников из Минкомсвязи оформило себе под это дело заграничные командировки, десятки семинаров провели, опытом обменялись, а результат всё равно выглядит убого. Роскомнадзор блокирует сайты — народ ставит себе простейшие плагины в браузер или сразу VPN и смеётся над тупыми чиновниками. В день принятия решения о блокировке Telegram страницу со способами обхода опубликовали чуть ли не правительственные СМИ. «Закон о запрете средств обхода блокировок» просто испортил воздух — перестала работать парочка плагинов и один VPN, никто даже не испугался.
И Марк Цукерберг российскую власть, видимо, просто пошлёт подальше — у него и по месту жительства проблем хватает. Ну что, как всегда, «строгость российских законов искупается возможностью их неисполнения», или как?
Нет, дело именно в том, что выбор «китайского пути» был ошибочным с самого начала. Потому что Россия — не Китай. «Лет ми спик фром май харт»: Россия в сегодняшнем интернете — это глухая и никому не интересная провинция. Правда состоит в том, что вес той или иной страны в киберпространстве определяется не числом сайтов на её языке, и не способностью властей что-то там запретить, и даже не количеством пользователей, а только одним — объёмом покупок в сети. Да, именно так: всемирная паутина давно уже не принадлежит учёным, студентам и блоггерам, её давно и прочно подмял под себя бизнес, и он же определяет правила игры.
А они таковы:
1) существование и успешность любого сайта, соцсети или приложения определяется исключительно его способностью продавать;
2) если вы ничего не покупаете в интернете — вас не существует.
Давайте посмотрим с этой точки зрения на Китай. Численность населения — 1,329 млрд человек, причём 71,4% из них находятся в социально активном возрасте от 15 до 64 лет. Китай — молодая нация, ещё не шагнувшая за грань второго демографического перехода. Интернетом на постоянной основе там пользуются 513 млн человек, что в полтора раза больше, чем всё население США. 145 млн китайцев регулярно делают покупки в онлайн-магазинах, а по оборотам интернет-торговли Китай уже успел обогнать США - $562 млрд против 349.
А теперь смотрите, что сделали китайцы, прежде чем поднять свой «Золотой щит». Местными интернет-компаниями были изготовлены и запущены внутренние аналоги ВСЕХ основных мировых социальных сетей и сервисов. У них есть свой Amazon — это знакомый и нам AliExpress, свой WhatsApp — WeChat, свой Twitter — Sina Weibo, свой Facebook — Renren, свой Google — Baidu и даже свой Youtube — Youku Tudou. Все эти проекты раскрутились при минимальной поддержке китайского правительства и уже успели приобрести обширную пользовательскую базу. Для примера: число пользователей WhatsApp на текущий момент — 400 млн, а в WeChat сидят 300 млн китайцев.
Теперь всё понятно? Да, Китай может себе позволить огородиться от мира любой стеной, и он же может требовать чего угодно от мировых интернет-гигантов, а они будут покорно вставать в позу «чего изволите» просто за то, чтобы их допустили на местный рынок. Не все, конечно, но тот же Google и поисковые запросы покорно фильтрует и активно сотрудничает с китайскими властями. Но вообще Китай может хоть завтра полностью отключиться от мирового интернета — большинство населения этого даже не заметит.
Теперь посмотрим на Россию-матушку. Численность населения — 140 млн человек, из которых 68,2% находятся в возрасте от 15 до 64 лет. Но по факту мы — стареющая нация, и это вам скажет любой демограф. Пользователей интернета — 85 млн, но только 61% из них пользуются интернетом ежедневно. И только 70% от этого 51 млн регулярных пользователей делают покупки в сети, причём 38% из них — в зарубежных магазинах. Разница — на порядок. Объём интернет-рынка в России — 498 млрд рублей, в мировом рейтинге онлайн-шопперов мы стоим на крайне непочётном девятом месте, сразу после Канады с ее 38 миллионами населения.
К тому же наше дорогое правительство приложило массу усилий для того, чтобы у нас не было лишних денег, в то время как в Китае средняя зарплата в 2015 году превысила российскую. То есть как рынок мы, конечно представляем собой кусок пирога, но очень маленький. Идти из-за него на репутационные риски и прогибаться под желания туземных царьков и депутатов — себе дороже.
А значит, никто не будет ни о чём договариваться с Роскомнадзором и подчиняться безумным законам, принятым Государственной Думой, — ни Сергей Брин, ни Марк Цукерберг, ни Джефф Безос. В этом жестоком мире у нищих нет права ставить условия, даже если у них под лохмотьями и спрятана новейшая атомная бомба. На бирже это никого не интересует.