misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 72 гостя
Блоги
74551
с нами с 14 ноября 2012

"Правило маркетинга:я прихожу,тебе плачу, ты размещаешь-больше не работает"

Татьяна Лукинюк — генеральный директор Red Bull в Украине и Беларуси. Ранее работала в маркетинге Coca-Cola, директором по маркетингу в Oriflame (все страны СНГ и Балтии, кроме России), затем в ведущей пивоваренной компании "САН ИнБев Украина".

Татьяна вошла в рейтинг топ-15 сильнейших маркетинг-директоров в 2011 году по версии MMR. С 2010 года — преподаватель The Chartered Institute of Marketing (UK), а с 2016 — профессор Kyiv School of Economics.

Мы обсудили современные правила игры в маркетинге. Узнали об эмпатии как важном качестве маркетолога. А также выделили основные этапы создания маркетинг-стратегии и определения своей целевой аудитории.

Не забыли спросить о книгах — у Татьяны свой книжный клуб Kyiv Bookworms Club, поэтому она с радостью поделилась с нами своими любимыми произведениями.

 

О себе, маркетинге, миссии

Кто я? Забавный вопрос. В первую очередь — человек, безотносительно пола. Личность, ощущающая свой путь. Я знаю, кем я родилась и кем была первые 40 лет, но мне точно неизвестно, кем я умру.

В маркетинге мне нравилось то, что у меня была возможность быть в курсе всех последних трендов и понимать, куда движется мир.

Маркетинг — это такой центр коммуникационной энергии. Источник нового, знаний о потребителе, которых нет ни в одном другом отделе компании.

Если посмотреть на людей, которые что-то глобально изменили, они по своей сути являются маркетологами, часто не имея соответствующего образования. Потому что понимали не только свои потребности, но и других, могли придумать то, что сделает жизнь людей легче, интереснее, быстрее, разнообразнее.

Способность менять мир — то, что меня всегда привлекало в этой сфере.

Какая у меня миссия? У меня нет готового ответа.

 

Есть желание сделать больше в этой жизни. Внутри все время присутствует неудовлетворенность тем, что есть сейчас, и потребность попробовать что-то еще.

 

Так появилось преподавание, переход из маркетинга в продажи, а оттуда — на должность генерального директора. Так возник книжный клуб и т. д. Все зарождается благодаря стремлению сделать больше.

 

О стратегии и тактике

Стратегия обычно разрабатывается для компании в целом, а потом спускается до определенной продукции. Например, миссия компании Disney — делать людей счастливыми. И под это создаются основные продукты, фильмы, парки аттракционов, которые радуют детей, семьи и так далее.

Тактика — это уже детали о том, какие товары или услуги мы создаем, когда мы их запускаем и по какой цене. А также что мы говорим об этих продуктах.

Исследования — это тоже часть тактики. Сначала мы определяем, что хотим сделать. Какая у нас миссия, какова наша большая цель. После — как мы это делаем. И только после этого приступаем к работе.

Как сможем донести наш посыл? Важно знать, где находится ваша целевая аудитория.

Смешно представить, что реклама лекарства для пожилых людей, которые лечат печень или сердце, будет транслироваться через диджитал и социальные медиа. Хотя моя 75-летняя свекровь активничает в Facebook.

Очевидно, они будут получать информацию в другом месте, а именно у докторов в больницах и поликлиниках. Соответственно, с этим каналом и нужно работать.

Улыбаюсь, когда вижу, как, например, В2В бренды создают странички в Facebook и ждут немедленных результатов и продаж. Когда спрашиваешь: зачем вам это нужно — они не могут ответить. Все побежали, и я побежал. Это такая печальная практика в маркетинговых тактиках.

 

Об эмпатии

Как попасть в инсайт потребителя? В первую очередь нужно оставаться собой, человеком и личностью, и в какой-то мере пропускать то, что происходит в этом мире, через себя.

Лучшие продукты были придуманы людьми для самих себя. Мне кажется, Стив Джобс создавал iPhone прежде всего для личных целей, чтобы телефон решал его повседневные проблемы. И вдруг это оказалось актуально для всех нас.

 

В маркетинге помогает эмпатия. Когда ты можешь предположить, что человек чувствует. Другими словами, как поет Depeche Mode: "Try walking in my shoes".

 

Способность понимать мысли, мотивы и движения души других людей — это то, что отличает гениального маркетолога от обычного. Человек, который может, не являясь потребителем, например, подгузников, понять, что думают и чувствуют мамы, о чем они волнуются и заботятся, способен разработать отличные продукты.

Вот, например, вы знаете, как появились Pampers? Это было изобретение одного дедушки-инженера из компании Procter & Gamble, которому не нравилось менять тканевые подгузники своему внуку. Как раз такие идеи и меняют мир.

 

Как определить свою целевую аудиторию

Хорошее понимание своего сегмента рынка — это то, что является базовым условием формирования любой стратегии и тактики, но почему-то часто игнорируется.

Есть несколько подходов определения своей целевой аудитории:

 

, иконка 1

Научный: когда вы проводите исследования, сегментацию рынка, понимаете, что люди делают с вашим продуктом, как им пользуются, с какой частотой и так далее. Например, почему люди пьют газированные напитки? Ради вкуса, чтобы освежиться, показать свой статус. Поэтому они могут купить Schweppes и продемонстрировать, что они взрослые. И тем самым подтвердить уверенность в себе. Все идет от естественных потребностей потребителей и превращается уже в конкретные желания определенных торговых марок.

, иконка 2

Другой: когда бренды, используя ваши естественные побуждения, становятся символами того, что вы стремитесь подчеркнуть в себе. Хотите выделить престиж — появляются Prada и Louis Vuitton. Если вы цените моду и комфорт, тогда Zara и Mango будет вполне достаточно. Если вам важно, чтобы нога выглядела красиво, вы покупаете дорогие туфли на каблуках. Когда в приоритете удобство — кеды.

 

Маркетинг ничего не создает с нуля. А использует знания и потребности, которые у нас есть, и трансформирует их в физические вещи.

Основная задача маркетолога — понять, что вы хотите, какие у вас проблемы и как их можно решить. Каковы ваши желания и как мы сможем их реализовать. И только после этого, на основе ваших предпочтений, стоит переходить к созданию продукта и его коммуникаций.

У меня есть пример, который я часто привожу на своих лекциях: рекламная кампания Sprite. У компании одинаковое позиционирование — это утоляющий жажду напиток. Но при этом в разных странах реклама основана на инсайтах менталитета потребителя.

Так, посыл рекламного ролика Sprite для Латинской Америки в том, что парень-подросток не может быть другом девушки-тинейджера — он только испытывает к ней желание. И голос за кадром на разных примерах объясняет: если ты думаешь, что парень хочет дружить с тобой — это не так.

Им движет сексуальное влечение. И Sprite — напиток, который утолит жажду и покажет тебе жизнь такой, какая она есть. Он раскрывает things as they are — как все на самом деле.

Когда я демонстрирую рекламный ролик в классе студентам, он вызывает смех и легкую истерику. Можно ли такое транслировать у нас? Нет.

А в Латинской Америке это была самая успешная рекламная кампания десятилетия. Потому что она релевантна населению и его культуре. Латиноамериканцы в состоянии принять такую подачу информации, а наше общество — нет.

 

Мы достаточно традиционны и консервативны, поэтому нашу рекламу мне обычно просто неинтересно смотреть и использовать в качестве ярких примеров.

 

Кстати, выделение целевых аудиторий очень наглядно происходит в Facebook. В этой социальной сети 2 миллиарда человек. Анализируя, как мы ведем свои страницы, можно сделать определенную сегментацию и определить, кто мы и с какой целью сидим тут.

Некоторые люди создают бизнес через эту соцсеть. Есть те, кто продвигают свои ивенты или занимаются модой, самопиаром. Все эти группы разные, с различными уровнями потребностей. И в них можно попасть со своим продуктом.

 

О блогерах

Сегодня технологии позволяют каждому быть каналом коммуникации.

Наряду с телевидением, радио, прессой у нас появились возможности создавать что-то своими руками — являться телеканалом на YouTube, источником новостей в Facebook или с помощью фото и видео общаться в Instagram.

Лидеров мнений сейчас можно сравнить с ТВ. Недавно смотрели популярный YouTube канал одного из геймеров, у которого 50 миллионов подписчиков. Вы только вдумайтесь в это число. Это больше, чем у любого телеканала в Украине.

Очевидно, что это большое изменение в сфере коммуникации и маркетинга. Правила, которые действовали раньше: я прихожу, тебе плачу, ты размещаешь — больше не работают. Блогеры выбирают сами, что рекламировать, а что нет, как подавать продукты или услуги, что именно говорить.

Это большая свобода и не меньшие риски.

Это означает, что маркетологам нужно коммуницировать не с безликими каналами, структурами и организациями, а с живыми людьми со всеми их особенностями, нестандартными подходами и ожиданиями.

 

Маркетингу нужно меняться и быть гораздо более индивидуальным, а не стандартным и массовым.

 

Это очевидно. И эта тенденция будет только усиливаться. Обратного пути нет.

 

Качества маркетолога:

 

, иконка 1

Маркетинг, психология и коучинг — это отрасли, в которых очень много шарлатанов. Маркетологу нужно начинать с хорошего образования. За этим всегда следует профессионализм и наличие опыта. Украинское базовое образование может быть неидеальным, но его не стоит списывать со счетов. Также можно пойти учиться в Chartered Institute of Marketing, получить MBA. Если ты хочешь развить конкурентное преимущество, конечно, лучше пройти обучение за границей. Там смелее подходы, больше знают и используют новые технологии раньше нас.

, иконка 2

Нужно быть в состоянии зарядить своей идеей других людей.Потому что маркетинг — это голос потребителя в компании, часто одинокий. Всегда есть финансы — они четкие, есть логистика — они эффективные. А маркетинг не всегда об этом. Иногда о доверии своему чутью. Способность убедить других в своей концепции — вот что отличает хорошего маркетолога от просто маркетолога.

, иконка 3

И еще одно качество — эмпатия. Умение понять других людей, не являясь ими. У меня был коллега, который работал с йогуртами 10 лет, при том что сам их не ел. Он рассказывал о том, что ему было непросто работать с женщинами, слушать, какие у них желания и ожидания по поводу этого продукта. Но благодаря хорошей эмпатии он справлялся. Способность поставить себя на место другого человека, иного возраста, противоположного пола — дорогого стоит.

 

 

 

О преподавании

Почему я решилась? Однажды поняла, что мне скучно на моей работе.

Я уже несколько лет занимала определенную должность в одной компании. И осознавала, что сейчас у меня снова начнется маркетинговое планирование и все будет происходить по замкнутому кругу.

Да, будут меняться продукты, позиционирование, коммуникационные кампании, но по большому счету я все равно буду делать одно и то же. Это уже изученный рынок, известный товар и знакомые правила поведения.

Вдохновившись Александрой Костюк — моим преподавателем по стратегическому маркетингу в Chartered Institute of Marketing — я сама захотела читать именно этот курс.

Позвонила в институт и предложила свою кандидатуру. На что мне ответили, что лектор по этому курсу уже есть. Я расстроилась, но мое желание уже было послано в эфир. Через пару месяцев мне перезвонили и сказали, что преподаватель уходит в декрет и рекомендует как раз меня на свое место.

 

Когда меня спрашивают о секретах успеха, я отвечаю, что никаких секретов нет.

 

Первое — просто найдите то, что вам нравится и делайте это. Второе — не бойтесь озвучивать свои желания тем людям, которые могут повлиять на соответствующие решения.

Как только я обозначила свои намерения — через 3 месяца я получила подтверждение о возможности преподавать, а еще через такой же срок я уже читала курс.

 

Стратегическое мышление

Стратегическое видение для меня происходило эволюционно. Сперва я была эккаунт-менеджером, потом стала бренд-менеджером и училась планировать: на год, на три, на пять вперед.

Естественным образом у меня выработался глобальный подход. Например, в первый год мы делаем с продуктом это, во второй — другое и так далее.

После того, как я стала маркетинг-директором, появился фокус на развитии определенных брендов в портфеле, понимании их ролей, формировании рынка, трендов.

Мне кажется, некоторым людям стратегическое мышление недоступно, потому что есть внутренние ограничения. И как-бы не пытался, вырастить из себя стратега невозможно. Какие-то навыки выработать реально, но гением в этом все равно не станешь. Для этого нужен определенный склад ума.

 

Что я делаю, чтобы развить стратегическое мышление

 

, иконка 1

Я читаю статьи, которые не относятся к моему бизнесу и тому, чем я занимаюсь. Часто о развитии команды, своего дела. Мне нравится изучать кейсы из других стран.

 

, иконка 2

Эволюция. Способность оторваться от ежедневной рутины и смотреть шире и выше. Ходить на семинары и тренинги. Встречаться с людьми не из своего привычного круга. Все это развивает.

 

 

 

Как улучшить память

Я не развиваю память целенаправленно. Я просто увлекаюсь разными интеллектуальными хобби.

Пишу мысли на своей странице в Facebook, веду книжный клуб, преподаю, работаю и очень много читаю как художественной литературы, так и коротких статей. Играю в "Что? Где? Когда?", люблю "Судоку", "Эрудит".

Использование интеллекта как в играх, так и в работе происходит само собой. Просто потому что у меня есть желание заниматься именно такой деятельностью. Заставлять себя я вряд ли бы стала.

 

Нужно использовать свои самые сильные качества и развивать их.

 

Если у вас нет стратегического мышления или долгосрочной памяти, не нужно себя мучить и заставлять. Выберите и делайте то, что у вас получается лучше всего. Работа руками точно также освежает ум и помогает ясно мыслить, как и любой интеллектуальный процесс.

 

О современном маркетинге и правилах игры

Сегодня маркетинг изменчивый. Правила, которые формировались десятилетиями, перестают работать.

Времена, когда ты вложил в ТВ-рекламу миллион и тебе успешно все окупилось, безвозвратно ушли. Сейчас ты можешь потратить $10 тысяч, и твой продукт выстрелит. А можешь заплатить 5 миллионов и ничего не произойдет.

 

Единственный принцип, который сейчас действует — старайся меняться так же оперативно, как рынок и потребитель.

 

Либо ты быстрый, либо мертвый. Как Nokia и Kodak. Мне кажется, попытки возродить эти бренды не увенчаются успехом.

 

Мой курс в LABA "Стратегический маркетинг" как раз направлен на то, чтобы люди, которым знаком этот процесс с практической стороны, смогли структурировать свои знания, определиться с основными понятиями и по-другому взглянуть на свою ежедневную работу.

 

Я не могу обещать, что после моего курса слушатель станет гениальным маркетологом. Для этого нужен определенный склад ума, знания, опыт и большое количество усилий над собой. Что я могу гарантировать: понимание основных инструментов и подходов в маркетинге, много практических примеров и заданий и полную готовность к написанию стратегического маркетингового плана.

Наша жизнь состоит из рутинных задач и ежедневных мелочей, которые отвлекают нас от большой картины. 

Курс позволяет шагнуть в сторону и подняться над тем, чем вы занимаетесь каждый день. Понять, зачем вы это делаете, как вы это делаете и что можно делать по-другому. Какие стратегии и инструменты вы пока не используете.

Как можно выстроить логический подход, который поможет развить ваш бизнес, привести его к успеху и к запуску успешных новых продуктов.

Все это даст возможность с helicopter view посмотреть на маркетинг не как на бег по кругу, а как на науку и искусство одновременно.

 

О книгах, которые советую прочесть

 

, иконка 1

С точки зрения классики маркетинга, есть книга "Позиционирование. Битва за умы" Джека Траута — она поможет осознать, какие корни у маркетинга, что такое бренд и как он воспринимается потребителями. Примеры, приведенные в этом произведении, конечно, устарели. Зато эта книга даст возможность понять, что такое стратегический маркетинг и как он работает долгосрочно. 

, иконка 2

Книга "Победитель" Джека Уэлча покажет, как развить свою карьеру. Джек — лидер старой школы, легенда мирового бизнеса, CEO General Electric. Это рассказ о том, как он поднимался по карьерной лестнице, какие были успешные проекты. Я ее прочитала, когда была менеджером, и для меня тогда она стала настоящим открытием. Автор понятным языком рассказывает о сложностях, с которыми сталкиваются руководители. О карьерных распутьях и что с ними делать. Каким менеджером можно быть, а каким не стоит. Повествование ведется просто, но при этом искренне и небанально. 

, иконка 3

Художественная книга, которая перевернула мое сознание — это "1984" Джорджа Оруэлла. В ней идет речь об устройстве общества, о психологии отношений между мужчиной и женщиной. Я впервые ее прочитала в 19, после перечитала в 38. И каждый раз она производила совершенно разное, но неизгладимое впечатление. 

, иконка 4

Я не очень люблю произведения про войну, но одна из лучших книг, которые я читала, именно об этом — "Книжный вор" Маркуса Зусака. В ней показан фашизм глазами девочки, которая живет в Германии. То есть с той стороны "забора". Книга честная, трогательная, очень человечная. 

, иконка 5

И еще одно произведение, которое мне нравится — "Замок из стекла" Джаннетт Уоллс. Повествование ведется от имени девочки, чьи родители были бездомными. Увлекательная, страшная и очень искренняя история, в основе которой детство самой Уоллс. Мир глазами девочки, которая не воспринимает свою жизнь как ужас. В этой книге очень много тепла, поддержки и надежды.

Источник

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13999
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12830
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx