-Кто твой любимый журналист?
-….
-А любимый телеканал?
-Я не смотрю наши телеканалы.
-А почему тогда ты учишься на журфаке?
-Хочу быть ведущей, зарабатывать много денег и путешествовать!
Вот такой диалог состоялся на моей лекции во флагмане отечественного образования КазНУ и ни где-нибудь, а на факультете журналистики. Задавали и будущие репортеры мне вопросы, первый из которых был таким:
-Куда нам идти, когда в следующем году мы получим диплом?
Вопрос признаться удивил, я-то, как и многие другие мои коллеги, работать начала на первом курсе университета, да и основные лекции мне давали мои редакторы и курсы журналистов-практиков, учились скорее ради диплома, который за все время из шкафа доставала раза три. Но, как выяснилось в том числе и в Центре международной журналистики, где давала параллельный мастер-класс и куда поступают люди за дополнительным образованием, во многих редакциях, действительно, сейчас сначала требуют этот документ и резюме, а потом смотрят, как человек мыслит, пишет, креативит.
Что тут скажешь? Редакторы сегодня не чета, тем у кого училась я. То и дело слышу на современных планерках :«Нашел тему?», хотя информационный день вообще-то формирует редактор и темы для журналистов определяет он.
Сыграло тут не увлекательное время для журналистики, из-за чего люди побежали, кто в дальние и соседние страны, кто в другие профессии, низкая зарплата, кризисы. Но вернусь к «факультетам ненужных вещей», журфаки по большей части превратились в места, куда идут те, кому нечем заняться и никуда больше не приняли. Не в обиду этим студентам, но в сравнении с техническими и экономическими вузами, гуманитарии сильно проигрывают в кругозоре и креативности. Цитирую их вопросы дальше:
-А выходят ли и за кого замуж журналистки?
-Сколько вы получаете?
-С кем переговорить, чтобы сразу стать ведущей?
-А сколько раз в год я буду ездить за границу на тв?
При этом половина слушателей на лекции не отрывается от своих гаджетов. Спрашиваю, сколько у них подписчиков, чтобы как-то вовлечь в диалог, журналисты же:
-Не знаю, - совершенно искренне отвечают они.
То есть людям, желающим сразу сесть в студии «какой-то программы», а телевизор почти никто из них не смотрит, невдомек, что общение с живым медийщиком может порой изменить судьбу, нежели пролистывание ленты чужих фотографий.
-Я же не блогер, зачем мне эти лайки и подписчики, - резюмирует одна девушка с накладными ресницами.
-А кто ты?
-Я журналист!
Прошу тогда "журналистов" в качестве практического задания провести на интересную тему опрос на улице, с этого обычно начинается тв-журналистика, половина на следующее занятие не является. Ну зачем им идти в поле, если метят сразу в ведущие, хотя самые лучшие дикторы, как раз те, кто прошли все.
Потом такие гении приходят в редакции с текстами:
-Мы принесли вам сенсацию, просьба проанонсировать и выложить ее в банеры! Мы раздали еще и другим редакциям, так что, кто первый схватит, тот и выиграет!
А в сенсационном материале, как правило банальные интервью с неизвестными звездами, с вопросами типа: «Расскажите о себе» и «Какие планы на будущее».
Набираю в поисковике «рейтинг ведущих журналистов Казахстана», «Проблемы современной журналистики», чтобы опровергнуть или подтвердить свои мысли, и напарываюсь на какие-то поздравления десятилетней давности с днем журналиста и вот такую аналитику, пунктуацию сохраняю: «проблемы современной журналистики в Казахстане писал я это для сду-шной конференции, которая проходила некоторое время назад. долго сомневался постить данную запись или нет, а потом все же пришел к выводу, что хуже от этого никому не будет. глядишь народ чуть чуть пошевелится, а на большее я и не надеюсь. мой научный руководитель явно был не в восторге от прочитанного, но, быть может, вам понравится больше. Итак»
Далее по тексту нескрываемый копипаст из учебников, по которым занималась еще я.
Лет пять назад делала материал про вымирающие профессии, в которых оказались и журналисты. Тогда мне в это не верилось, но hr-специалисты совершенно аргументировано убеждали, что профессия видоизменится, эра интернета потеснит традиционные СМИ, в прежних редакциях с большим штатом уже не будет необходимости, появятся люди-сми, которые вполне могут быть представителями других профессией. Так оно и произошло, как бы мы не брыкались. Сегодня ежедневно в ленте новостей читаешь : «Как сообщил в своем аккаунте такой-то…».
Мои лекции на журфаке КазГУ и в Центре международной журналистики лишнее тому подтверждение. На днях прочла в фейсбуке и у самого мудрого из моих редакторов Сергея Лесковского:
«Моя замечательная и очень талантливая коллега Влада Гук сказала, что настоящая журналистика давно ушла в FB. Трудно не согласиться».
Но ребята с горящими глазами, пусть их не много, есть, именно они тихонько, пока преподаватель-куратор не слышит, пожаловались:
-А вообще реально сейчас куда-то устроиться, нам предлагают в лучшем случае 20 тысяч в месяц, либо полгода работать бесплатно?
Ответить мне им было сложно. В редакциях наблюдаю профессиональный голод и при этом там просиживает свои места люди, чье время безвозвратно ушло, и отнюдь не в силу возраста, а просто потому что, они не меняются, не несут ничего нового и самое печальное не желают этого делать.
-Скажите, а что будет с телевидением, может зря я учусь?- догнала меня по завершению курса в Центре журналистики одна толковая девчонка.
Я ответила, ей что-то про то, что лучшее впереди. Не надо таких расстраивать на старте, они все равно пробьются в этой или другой профессии. А те, что сидят в гаджетах , тоже как-нибудь приживутся, что о них беспокоится. Или я не права?
Полина Шиманская