Мой друг ушел… Ушел, не попрощавшись.
Всю мою сознательную жизнь Карим Муканов был рядом со мной. Он появился в моей жизни внезапно: голубоглазый и веселый блондин, всегда мурлыкающий себе под нос мелодии легендарной группы «Битлз». Он звонил, приходил, он искал меня повсюду и был всегда ужасно рад встрече. В начале, может, и были у него чувства какие-то, о которых он не забывал упомянуть. Он, вообще любил говорить комплименты дамам. Но я хочу рассказать, каким он был настоящим другом. Друзья ведь должны быть и в беде, и в радости. Карим был именно таким. Он не умел отказывать никому в просьбах и старался помочь любому обратившемуся к нему человеку. И он никогда не забывал помогать всем, причем часто делал это бескорыстно. И хотя ему всегда не хватало денег, он оптимистично говорил: "Ничего страшного, можно и без денег".
Всегда улыбался, даже если ему было плохо. Он, как никто другой, любил жизнь и умел радоваться ей.
Частенько, когда мы гуляли вместе с друзьями, он говорил: "Давайте зайдем ко мне домой. Мама уже испекла пирог, наверное".
Мы поднимались к нему на последний этаж дома на Тулебаева – Калинина, и его мама, Энгелина Сабитовна, улыбаясь, приглашала нас к столу. Дома, включив музыку на всю катушку, он, дурачась, начинал танцевать, не забывая принести с кухни все съестное. Пирог с мясом шел на ура, бутерброды, салат и чай были как бы невзначай.
Когда у него родилась первая дочка, Карим прибежал ко мне домой, радостно крича: "Дочка, дочка родилась!". Тут же мы позвонили друзьям и уже толпой поехали в роддом, где под окнами кричали во все горло: "Ира, поздравляем!".
Вечером мы собрались у него дома. И тут Карим сказал мне, что хочет назвать дочку моим именем. Я растерялась. Говорю: "А ты посоветовался с женой? Это ведь будет не очень красиво по отношению к ней. При чем здесь мое имя? Я ведь не великий человек, моим именем называть своего первого ребенка".
Но он был неумолим. Сказал, как отрезал, назову и все. Тогда я предложила компромисс, может, назовешь ее Назира? Хорошее имя, и твоя жена не будет в обиде. В этом имени есть и мое имя, и ее. Каримка согласился. Объявил всем за столом. Мы дружно подняли бокалы.
В начале 90-х годов жизнь у всех была не простой. Перестройка, потом опять перемены – независимость страны, новая валюта. Все это не могло сказаться на нашей жизни. Денег всегда не хватало, но мы умудрялись сводить концы с концами.
Когда я приобрела мебель, не было денег на ее сборку. Машина подъехала, грузчики занесли мебель, я считала те крохи, что остались, чтобы заплатить им. Что делать? Муж на работе, звоню ему, он говорит, что до зарплаты еще далеко, придется подождать.
Сижу и думаю, в голове разные мысли. Смотрю на коробки, разбросанные в прихожей, уныло плетусь в кухню. Но тут зазвонил телефон. Каримка звонит. Как дела? Что нового? В разговоре упомянула про новую мебель, и как всегда, на помощь приходит друг. Он говорит, что скоро приедет и поможет. Через час Карим приезжает с Тучей. Так все звали Тулегена, сына Бибигуль Тулегеновой.
Туча привозит красивый чемоданчик, в котором огромное количество инструментов. Ничего себе! Где ты такое раздобыл? Туча говорит, этот чемоданчик на вес золота. Вынимает инструменты, начинают работу. Через час новая мебель уже стояла в комнате. Карим гордо улыбался, Туча тоже.
Вспоминая Карима, я вспоминаю все прекрасные дни, когда мы общались, гуляли, ходили в гости, бегали на дискотеки, и т.д. и т.п. С ним связаны только приятные воспоминания.
Карима в нашем районе все звали: Рыжий. Он не был рыжим. Он был солнечным человеком. От него исходили тепло и радость. Оптимизм и энергия. Музыка и гармония.
Пусть он никогда не был богатым финансово, но был богат духовно. И был богат друзьями, как никто другой. Его мысли всегда были о музыке, и он работал только там, где звучала музыка. Прекрасная музыка нашего поколения. Поколения 60-х, 70-х и 80-х годов.
Сейчас я вспомнила, как мы ходили на концерт «Deep purple». Я тогда жила в Астане и приехала в Алматы всего на 3-4 дня. Мне позвонила подруг, и предложила сходить на концерт. Конечно я согласилась. Знала ли я, что увижу Карима? Однозначно. Тут даже не надо сомневаться. Во Дворце Республики, где проходил концерт, собралось огромное количество человек. Мне приходилось без конца здороваться и обниматься, потому что кругом было столько знакомых, не перечесть по пальцам. Через несколько минут начался концерт. Что тут началось: степенные дяди и тети начали свистеть, используя свои пальцы, которые засовывали в рот. Топали ногами и неистово кричали. Боже мой, это ведь рок! Так и должно быть. Эйфория, охватившая всех, перешла и на меня. Мощное радостное чувство любви и дружбы захлестнуло толпу. И тут все начали танцевать в проходах, между делом запивая все это шампанским в буфете. Радость, музыка, друзья! Вот что это было. Вдруг я вижу неподалеку Карима, который махал мне издалека, мол, иди к нам. Я пересела к ним. Вечер был волшебный и незабываемый. После концерта люди не хотели расходиться. И все дружной толпой, радуясь и смеясь, пошли пешком в близлежащие кафе. В тот вечер эти кафе и пабы перевыполнили план, это точно.
Когда Карим работал в 90-х на радио "Акбар", он просил меня, чтобы радио всегда было настроено на его волну. И частенько, в вечернее время я слышала его голос, который говорил: "А эту песню я хочу поставить для Назымы, моего замечательного друга". Он включал мои любимые мелодии. Я улыбалась, это было очень приятно. И сразу же звонила ему: "Привет! Как дела?".
Куда мы только не ходили и не ездили. И в горы, и на дачи. Много встреч, много событий, о которых я могла бы написать. Много людей, свидетелей нашей многолетней дружбы. Хочу сказат много но слезы душат, и ком опять подкатывает к горлу. Я невольно говорю вслух: "Как ты мог уйти, не попрощавшись?".
В последний раз я видела Карима в начале сентября. Мы с подругой сидели на летней площадке кафе. Раздался звонок телефона. Это был Карим. Где ты, Назымка? Через час он приезхал, зашел в кафе. Пока он шел к нам, все его узнавали, здоровались. Этот веселый вечер был, оказывается, последней встречей.
Два месяца он не брал трубку, когда я набирала его номер. И лишь неделю назад он, наконец, поднял трубку, и сказал, что все хорошо. Но, оказалось, что он ушел вчера. Ушел в никуда или может, улетел на небо, я не знаю. Знаю одно, такого друга у меня уже никогда не будет, такого верного и бескорыстного, доброго и любящего.
Спи спокойно, мой друг! Я тебя никогда не забуду.