А вы знали, что прокурор в переводе с греческого языка означает защита? Я нет, всегда ассоциировала их исключительно с обвинением. Поэтому, когда мне предложили прочесть четырехдневный курс «Эффективное взаимодействие правоохранительной системы Казахстана со СМИ и соцсетями. Успешное публичное выступление», немного напряглась. Оказалось зря. Приглядывались мы друг к другу только первые часы тренинга, а потом кто-то из прокуроров на наш вопрос с психологом, чего ждут слушатели от семинара, попросил:
-А можно приходить в гражданской одежде?
И тут понеслось. Прокуроры высказали, что журналистов и блогеров опасаются за их наглость, алчность, поверхностность, но уважают за смелость и принципиальность, я сообщила им результаты опроса журналистов, в котором представителей надзорного органа тоже не жалуют. Потом они сами оказались в шкуре репортеров – участвовали в пресс-конференциях, брифингах, писали тексты и пресс-релизы с анонсами, , отвечали на неудобные вопросы, презентовали себя в соцсетях.
Кстати, я собрала много любопытных идей, например, странички «Юрист-проповедник», «Юмор о юристах». В тему анекдот от прокуроров: «Летят двое на воздушном шаре, и не могут приземлиться. Стали кричать прохожему с земли:
-Помогите, скажите, где мы находимся?
-Вы находитесь на высоте 30 метров и направляетесь в сторону северо-запада, - ответил тот.
-Спасибо. Вы, наверное юрист, дали точные данные, которые совсем не применимы.
-В обществе сложился такой стереотип, что прокуроры - это карательный орган, что они только садят и обвиняют людей, - признался помощник главного военного прокурора Женис Темеков, - А само слово прокурор переводится, как забота. Прокуроры и защищают конституционные права граждан по самым разным вопросам. Бывает обидно, что у людей такое мнение - прокуроры сплошные каратели, хотя встречаются в нашей практике и добрые дела.
-Какие, например?
- Когда я работал в Восточном Казахстане, у нас было дело воспитанника детского дома. Его родственники-опекуны мошенническим способом оформили квартиру на себя и продали ее, оставив мальчика без жилья. Директор детского дома сообщила об этом главному прокурору области, он взял все под личный контроль, в итоге квартиру мальчику вернули. Парень тогда очень поразился, после детского дома поступил на юридический факультет и сейчас работает в прокуратуре Семипалатинска. В том же регионе мы проводили обход колоний с проверкой, к нам обратился осужденный, которому дали пять лет за то, что он украл… букет цветов. Оказалось, что он был рецидивистом, и по требованиям нашего законодательства есть определенные сроки ниже которых нельзя назначать наказание, однако все равно есть нюансы, и прокурор области вышел с актом надзора и осужденному сократили срок наказания. Коллеги тоже вспомнили историю, как в Узылкольском районе прокуроры помогли пенсионерке решить жилищный вопрос, она много лет не могла получить положенную квартиру. От радости старушка принесла прокурору пакет с дешевой водкой и колбасой, это все что она могла позволить себе купить. Тогда защитники решили сами организовать ей новоселье.
-Но почему тогда во время судов прокуроры чаще всего назначают наказание гораздо суровее чем судья?
-Мы только ориентируем суд на назначение наказания, а окончательное решение принимает судья, мы можем только его опротестовать за мягкость или суровость в пределах санкций,- продолжил Женис Темеков, - Думаю такое негативное мнение о нас - это результат недостаточности информации. Люди ведь в основном видят прокуроров в судах, где они обвинителями выступают. Поэтому мы воспринимаемся, как каратели, хотя у нас много других дел по защите населения, детей, стариков, осужденных, но это остается за кадром.
-Вы когда-нибудь жалели о вынесенном наказании?
-У меня лично не было таких фактов, о которых бы я пожалел, безвинно никого не наказывал. Если бы такое произошло, это бы обязательно обжаловали, каждый имеет на это право.
-А кто в суде сильнее – адвокат, прокурор или судья?
-Сильнее тот, за кем правда и закон. Государственный обвинитель в совокупности собранных доказательств предъявляет обвинения и доказывает вину, а адвокат с этим спорит. Судья смотрит на это состязание и вносит решение в зависимости от представленных доказательств. На прокурорах лежит большая ответственность, ведь решается судьба человека. Но если дело находится в суде, значит человек все-таки что-то содеял и должен получить наказание.
-Какие прокуроры вне работы?
-Прокуроры те же люди, со своим характером и привычками. Просто мы ограничены Кодексом чести, который подписываем при поступлении на работу. Мы обязаны руководствоваться законом, должны поднимать престиж государственной службы, быть образцом, принимать правильные решения, к нам повышенное внимание со стороны населения, в любой момент могут попрекнуть «А еще прокурором назвался!». А так мы такие же люди, вот я руковожу хором, хотя у меня нет слуха и голоса, но вместе с коллегами на общей волне научился петь. Играем между департаментами в футбол, волейбол. Когда я работал на Востоке нам пришлось играть и в капустнике. В газете «Око» дали тогда не совсем верную информацию, и мы решили пригласить журналистов к себе, чтобы они увидели нашу работу. Для этой встречи главный прокурор поручил каждому управлению разыграть в виде капустника разные жанры и рубрики газет. И нам удалось таким образом показать, что мы тоже умеем смеяться, а не только бегаем с Кодексом и всех обвиняем.
-У прокуроров есть профессиональные заболевания?
-Это все заболевания, связанные с нервами.
-А в какой профессии прокурор мог бы еще работать?
-Прокурор со своим юридическим багажом, умением писать, грамотностью может работать везде. Так что мы не пропадем. Даже на тренинге вы увидели, какие мы разносторонние, тут и актеры, журналисты, блогеры, пиарщики оказались.
Вот с этим соглашусь однозначно. Я была удивлена творческими способностями наших учеников. И очень надеюсь, что полученные ими знания они все-таки применят на практике, а не задвинут в дальний стол за ненадобностью.