Оказалось, что картин, так или иначе затрагивающих эту тему, несколько. В течение суток я просмотрела добрую половину. Оторваться от этой грустной и удушающей своей трагичностью истории не было сил. Ни усталость от бессонных ночей, ни множество дел (при мне двое маленьких детей-погодок) не могли отвлечь мое внимание. Передо мной то и дело вставали фигуры девяти студентов, погибших в феврале 1957 года в заснеженных горах Урала. И даже сейчас, когда я пишу эти строки, на глазах выступают слезы.
Я выросла в семье адвокатессы по уголовным делам и журналиста. Сама также проработала журналисткой в крупнейших газетах Республики около 10 лет. Мой анализ событий, произошедших на том самом перевале основывается на том, как подается информация разными исследователями этой драмы. Как нас учили на факультете журналистики КазНУ им. Аль-Фараби: если человек дает вам информацию, значит, для чего-то ему это нужно. Я давно заметила, что когда понимаешь мотив, то легче разобраться, где правда, а где вымысел.
Итак. На что на мой взгляд важно обратить внимание. То, что один из участников сошел с дистанции и вместо десяти вышедших в поход, до перевала добрались девять человек, это не столько важно. Есть, конечно, желающие натянуть на историю кгб-шный флер и то, что студентов вели «на заклание». А там уже по дороге цеплять каждый сучок, лишь бы доказать эту версию. Но мы не будем спешить с выводами.
Отметать эту версию, конечно, тоже рано. К тому же среди студентов и выпускников технического вуза в группе оказывается некий Семен Золотарев. Обычно он просил называть себя Сашей и по многим документам проходит как Александр. Он старше остальных лет на десять. Фронтовик, инструктор спортивного клуба. В одном из фильмов отмечают, что личность Золотарева темная. Он ни на одном месте работы (по разным спортивным клубам) не задерживался больше года. О своем прошлом вспоминает неохотно и особо ничего не рассказывает. Хотя должен бы гордиться по идее — участник Великой Отечественной войны! Тут же возникают подозрения в шпионаже. Тем более, что Золотарев примкнул к группе в последний момент. И вроде как в дневниках «дятловцев» сохранились записи о том, что брать его никто не хотел. Мол, своенравный Игорь Дятлов — лидер группы — решил за всех. Да, и шепнул ему кто-то за Золотарева. Но была такая запись в дневниках или нет — вопрос открытый. Те отрывки, которые зачитывает диктор в одной из документальных передач, посвященных перевалу, ни слова не содержат о сомнениях касательно нового участника. Был ли кто-то знаком с ним прежде или нет — тоже непонятно. Теоретически он мог отправиться с ребятами из любви к горам и крутым испытаниям.
Стоит отметить, что на тот период — 1957 год — маршрут, по которому отправилась группа Дятлова, относилась к высшей категории сложности. Зима, сильные ветра дуют постоянно. Испытание на выносливость и все, что только можно испытать — для самых стойких. Этот момент мог сыграть как вызов и Золотареву. Почему нет?
Касательно маршрута. Тут, конечно, чертовщина начинается. Маршрут высшей категории сложности. Зима. Сотовых телефонов нет. А группа не оставила в спортивном комитете схему маршрута. И где их искать в случае чего? Вот, что это было? Забывчивость? Возможно. Или замысел? Но для чего?
Один из вариантов, который любят смаковать в сети, что группа намеренно шла по запрещенному маршруту. Чтобы зайти на закрытую территорию военной базы. Сюда же стягивают тот факт, что Золоторев почему-то был единственный нормально одет из группы на момент обнаружения их тел в последующем и на шее его был фотоаппарат. Мол, почему он собрался, а все полуголые замерзли в снегу? И зачем ему фотоаппарат? Пленки в нем, как указывается в одной из передач, не было. Предполагают, что он в горах снимал то, чего не надо. Военные заметили, группу истребили, а пленку забрали. Возможно! Но! Золоторев — фронтовик. Студентам любого факультета далеко до выправки людей, прошедших страшную войну. Вполне вероятно, что даже ночевать в палатке он ложился при полном параде на экстренный случай. Тем более он инструктор, а не турист-любитель. Возможно, камера в то время была достаточно высокой ценностью и не ради пленки он ее вешал на шею. А как один из ценных предметов.
Жуткий эпизод — когда нашли трупы «дятловцев», у Золоторева отсутствовали глазные яблоки. А фотоаппарат на шее. Как будто злая ухмылка — нечего здесь высматривать. У одной из участниц похода не было глаз, языка и губ. Говорят, когда отец увидел ее при опознании, упал в обморок и затем умолял никому из родни ее больше не показывать. Такие они были страшные, их трупы. Эти истории про языки и глаза сначала нарисовали в моем воображении картину: военные выследили группу, начались разборки, кто что здесь высматривает. У фронтовика забирают пленку, наносят сильный удар тупым предметом (у него сдавлены ребра с правой стороны), за него заступается отважная девушка, выкрикивая: «Мы ничего не видели, мы ничего не скажем!». Ей вырывают язык и выдавливают глаза со словами: «Теперь точно ничего не увидишь и не скажешь». Добивают. У нее сдавлены ребра с обеих сторон, да, так, что ребро почти воткнуто в сердце. Остальных под дулами огнестрельного оружия держат до замерзания на холоде и раскладывают в хаотичном порядке. Палатку изрезали как попало лоскутами, путая следы.
Еще любят говорить про фонарик китайский, оставленный на палатке. Мол, был здесь чужак. И тут же в другом фильме один из друзей Дятлова рассказывает, что это он подарил фонарик Дятлову. На этом месте я начинаю понимать, что многочисленные исследователи темы не столько ищут правду, сколько доказательства своих фантазий. И не смотрят на очевидные факты. Про фонарик всерьез неглупые люди говорили, что он появился невесть откуда. Так зачем же путать следы исследователям?
Появляется еще один путь — НЛО. Мол, шары летали светящиеся. И на кадрах с пленок «дятловцев» их видно. СТОП! Возвращаемся к фотоаппарату Золотораева. Если в нем не было пленки, и если ее вынули военные, то как пленки целыми оказались в фотоаппаратах других участников группы? Либо военные быстренько сбегали в фотостудию за углом, проверили, нет ли там какой-нибудь секретной ракеты за елочкой, и убедившись, что все гладко, вернули все на места. Либо никто не интересовался содержимым фотокамер этой группы вообще. Третье влезает в эту картину с трудом.
Светящиеся шары очень хорошо вяжутся в моем понимании с еще одним странным фактом. Одежда некоторых участников группы была проверена на наличие следов радиации. И она была обнаружена в количестве, превышающем норму. Однако исследователи подчеркивают, что такие показатели возможны у людей, которые работают в лабораториях. И тут я подумала: студенты технического вуза, молодые ученые, радиация как в лаборатории, светящиеся шары… Вполне возможно, что они взяли с собой какую-то самодельную пиротехнику. Подстраховались, мол, в случае чего пострелять, привлечь внимание. Отсюда и следы радиации — чем напичканы были эти средства светового оповещения, неизвестно. Но они должны были долго светиться на лету, на ветру, на холоде. Может быть, это и были те самые светящиеся шары, на которые народ подивился, в газеты писал. А спасать молодых ученых не пошел.
Характер повреждений, полученных четырьмя участниками группы — внутренние сдавленные переломы без внешних повреждений. В одном из фильмов четко говорится о том, что на палатку — она была одна на всю команду, сшитая из двух четырехместных, длинная — навалилась пластовая лавина. Говорят, что при осмотре палатки было видно, что та часть ее, которая была обращена к вершине, была подотокнута под снежный массив. Тяжелый снежный пласт как раз и мог сдавить ребра, смять черепа и ввергнуть в панику группу. Предположим, что той зимней ночью сильный ветер, а ветра там дуют постоянно, и подкоп, сделанный для палатки, спровоцировали сход лавины. Но не «классической», а пластовой — когда съезжает плотная корка снега по более рыхлому своему основанию. Такой «бутерброд» получается из-за перепада температур, характера осадков и других особенностей местности. Опытные альпинисты палатку поставили недалеко от валуна, благодаря которому обычной лавине здесь делать нечего. Но даже небольшой пласт снега весом в несколько центнеров или тонн мог сделать свое страшное дело.
Итак, представим, что пласт сошел на палатку и придавил одну ее половину. Жуткие звуки, хруст, стоны. Люди, находившиеся в целой части палатки вскакивают, натягивают на себя, кто что успел в суматохе (отсюда и странные одеяния — кто в кальсонах, кто в одном ботинке на четыре носка, кто босиком) режут палатку, чтобы быстрее выбраться наружу. Фонарикам тем самым китайским Дятлов освещает палатку, понимает, что случилось, складывает фонарик поверх палатки, чтобы освободить руки. И все пятеро начинают резать и рвать палатку на чем свет стоит — отсюда и хаотично порванное полотно. Они вытаскивают раненных одного за другим. Кто-то еще может передвигать ноги. Одного решено нести на одеяле. Том самом коричневом, о появлении которого столько споров в ряде фильмов. И так становится ясно — почему возле палатки нет следов. Возле нее много ходили, лежали, примерялись кого как нести. Определившись, пошли. И вот на некотором расстоянии от палатки начинаются следы. Уходить решили потому что возможен был сход очередного пласта снега. Тем более раненные есть. Несколько исследователей повторяют одну и ту же фразу — 8 или 9 пар следов, точно сказать не получается. Я думаю, что 8. Двоих держали по обе стороны, третьему помогал идти один человек. Четвертого несли на одеяле. Отсюда и характер следов, отмеченный во всех фильмах — группа шла медленно, согласованно, следы то расходились то сходились (поди пронеси ровно босиком по 30-тиградусному морозу на себе взрослых людей). Они дошли до того самого кедра, о котором вы либо уже слышали, либо узнаете, посмотрев любой фильм о перевале Дятлова или почитав об этом. Видимо планировали идти к лабазу, оставленному возле кедра, но другого — перепутали направление и пришли не туда.
Возле кедра остались четверо раненных — Людмила Дубинина, Семен (Александр) Золоторев, Александр Колеватов, Николай Тибо-Бриньоль. И трое здоровых — Игорь Дятлов, Рустем Слободин и Зинаида Колмогорова. Они и стали спешно разводить огонь. По показаниям свидетелей, осматривавших данное место, ветки на кедре были обломаны на высоте до 5 метров. На дерево залезали люди в поисках дров, разожгли костер. Костер развести удалось, поскольку при обнаружении погибшей группы, он был утоплен в толщу снега, а на двух трупа обнаружены ожоги. Но об этом позже. Итак, в показаниях по этому делу, доступных общественности, сказано, что над разжиганием костра трудились более двух человек. Я думаю, их было трое. Они разделились именно таким образом, чтобы скорее согреть раненных и при этом, чтобы на подготовку дальнейшего отступления пошел не один человек. Двое также оставшихся целыми участника группы — Юрий Дорошенко и Юрий Кривонищенко — отправились срезать пихты, чтобы сделать те самые настилы в безопасном месте для раненных, чтобы переждать лютую ночь до прихода спасателей. Параллельно кто-то запускал светящиеся шары, взывая о помощи. Шары взлетали, но возбудили лишь воображение увидевших их людей. От топлива для этих шаров и следы радиации на одежде некоторых (!) участников похода. Я не представляю, как эти двое нашли то самое укрытие от ветра и снежного заноса. Скорее всего у них был фонарь. Не шли же они наугад.
И вот костер разведен. Те двое босиком нарезавшие достаточно пихт и сделавших настилы раненным вернулись погреться. Мужчины задубели настолько, что лезли в огонь руками и ногами и спалили их. Отсюда ожоги на телах двоих погибших, найденных возле кедра. Вскоре они видимо покинули этот мир. Потому что известно, что их одежда была снята с них с помощью разрезов. То есть, с бездыханных тел. На одной ноге Люды Дубининой были намотаны шерстяные штаны Юры Кривонищенко. На Золотареве также обнаружена одежда с других членов группы. Тела ребят накрыли коричневым одеялом, о котором я уже упоминала выше. И именно их тела, как упоминается в ряде исследований, имели странный цвет — помним про радиацию и шары с неизвестной пока начинкой.
Далее оставшиеся трое условно невредимых участника похода — на таком морозе без обуви даже рядом с костром целым не останешься — перенесли раненных товарищей на настилы из пихты. Видимо ходили в два подхода. Возможно, в три. Мешкать было некогда и они наскоро погревшись у костра, отправились к палатке, чтобы забрать необходимые вещи и еду и ждать подмоги. Видимо они успели так окоченеть, перенося раненных, что до палатки просто не дошли — замерзли по дороге.
О том, почему на место происшествия позже вылетали генералы, мол, дело вроде не выдающееся, говорили, что опять-таки база там какая-то военная. Но это могло так и не быть. Среди погибших фронтовик. Это могло сыграть роль. А также шары эти. Да и сразу 9 человек не каждый день погибают в снегах, слава Богу. Упс, забыла — Юрий Кривонищенко был сыном авторитетного человека в Свердловске. Юрий даже похоронен отдельно. Одного этого факта достаточно, чтобы объяснить любого генерала на месте трагедии. Давайте не впадать в истерику в связи с военными базами! По крайней мере, не сразу.
Далее. То, что не было глаз, губ и языка — их вполне могли выесть дикие звери. Трупы с такими повреждениями нашли аж в мае. За это время там все, что угодно могло произойти. И видимо произошло. Известно, что тела раненных были найдены ниже пихтовых настилов. Но снег, ветер, весна и время могли их сдвинуть, а шершавые настилы — нет.
Загадкой для меня остается то, что уголовное дело по поводу гибели студентов было начато 6 февраля, тогда как поиски пропавших — 24-го февраля. Я глубоко в суть не вникала — не было возможности полистать дело. Но, возможно, эта дата проставлена задним числом в связи с первыми показаниями по делу. Какой-нибудь охотник мог сказать: «Я 6-го февраля видел какое-то темное пятно, похожее на палатку, значения не придал — мало ли здесь туристов или охотников манси ходят, ну, и пошел дальше». Все! Этого могло быть достаточно, чтобы громкое дело получило эту дату. Может, кого-то еще и похвалили за то, что столь близкое к событиям свидетельство откопал. А мы тут головы ломаем — были 6-го февраля военные на перевале Дятлова или нет? Заметали следы или нет? Вытаскивали выборочно пленки из фотоаппаратов или нет?
Про девять убитых манси. Я как специалист по работе с информацией скажу — здесь есть белые пятна. Во-первых, говорится о каких-то девяти манси, которые были найдены мертвыми на этой горе в незапамятные времена. Вот если бы они хотя бы в позапрошлом веке были найдены и эта страшная находка была хоть как-то запротоколирована — это одно дело. А вот так вдруг в связи с гибелью студентов вспомнили, что даааа, были такие — очень уж похоже на неправду. Тем более в одном из фильмов говорится, что сведения об этом указаны в одной конкретной книге, вышедшей после 1957 года, а это уже пардон вызывает сомнения.
Теперь о названиях. Говорят, что гора, на которую шли «дятловцы», Отортен — переводится как «не ходи сюда» или «гора мертвецов». Но также есть сведения о том, что это слово означает «гусиное гнездо» или что-то в этом роде. А про его зловещий смысл заговорили лишь после гибели «дятловцев». Конечно, можно предположить, что с помощью таких переименований в более тихое русло кто-то пытается сгладить и скрыть что-то очень важное в этой истории. Возможно. Но по моим ощущениям это все слишком натянуто. Гора реально может носить мирное название, а мистическую начинку придумывают по другой причине.
Безумная энергетика и притяжение этой истории, скорее всего, кроется в колоссальной силе и чистоте переживаний, которые испытали эти девять человек зимней ночью на живописной горе. Горы сами по себе места силы. А тут еще такое испытание духа. Никого они не бросили. Смерть секла их одного за другим. До последней искры в глазах эти ребята боролись за жизнь. И не за свою только. Огромная сила духа и благородство, равного которому очень сложно найти, помогли не сойти с ума, действовать слаженно, четко, дружно. Они в раю. Ей Богу. Или покинули колесо перерождений.
Кто-то поговаривал, что они сами перебили друг друга, поссорившись из-за девушек. Но известно, что девушки были невинны. А подозрениями в пошлых склоках даже не хочется пятнать светлую память этих веселых молодых людей. Послушайте их дневники — их солнечный мягкий юмор как снежный барс — великолепен и занесен в Красную Книгу. Притяжение этой истории имеет силу громогласной молитвы, разнесенной холодными ветрами, разлетевшейся по всему свету и не умолкающую десятилетиями. Она о жизни! О том, что жизнь — это ценный дар. И самое дорогое в ней — добрая дружба.