misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 174 гостя
Блоги
5171
с нами с 22 июня 2016

Степные аборигены

Публикация от 2012 года.

Когда то сайги было много в Степи, и редко  какое либо обозначение обходилось без этого названия. Да и за пределами Степи стали использовать это название. Например  охотничий карабин,  словно в насмешку над своими жертвами, получил имя  «Сайга» (хотя  пишут, что своим рождением ружье обязано разродившимся, тучным табунам этих степных антилоп,  мешавшим   осваиванию целины, и в помощь казахстанским охотникам завод ИЖМАШ создал такую вот контрмеру). 

А  еще, в 80-х «Сайгаками» называли молодых парней, что воровали автомобильные шины с чимкентского шинного завода.

 А в Степи, как в фольклоре, так и в именах-топонимах, слово   «Киiк» было достаточно распространенным названием.

Охотников за сайгаками в степях Бетпак Дала  и нагорья  Устюрт называли  «Аңшы», или  «Киiкшi». Издревле это были уважаемые члены сообщества, которые в старину участвовали в ханских  облавах.

Опытный охотник на время загона становился основным советником хана и его авторитет многократно возрастал. Да и в целом, это были не простые люди, искусный охотник был на вес золота. Ведь порой только благодаря Аңшы целые роды могли выжить в тяжелые голодные годы джута.  Это были выносливые, меткие, сильные физически, бесстрашные и хладнокровные люди. Чтобы выследить зверя требуется не  только удача, но и смекалка, зоркость, а главное – преданность делу и благоразумие. Степь помнит многие великие охоты, которые дошли до наших дней в эпосах и преданиях. А легенды  о Батырах -  Мергенах, метких стрелках, которые с большого расстояния могли попасть в глаз птице, обросли многими былицами и небылицами.

 «Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова - учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)»- говорил Чингисхан своем степном уложении.

Облава играла в подготовке древней армии  ту же роль, что и большие маневры в настоящее время. Яса содержала подробные наставления касательно охвата и загона дичи. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.

  Но сегодня, охотнику не нужно быть  метким сверхчеловеком, чтобы бить дичь. Не нужно быть искусными и выносливыми наездниками, чтобы днями  и ночами преследовать  добычу. Нет, стальные аргамаки  с многолошадной силой  сделали охоту   комфортной и доступной для всех, и извратили саму сакральную суть этого промысла.

….Как то, сельский водитель  Мергенбай, вез свою супругу на сносях в районный роддом на своем Газ-66. У женщины начались схватки, и Мергенбай изо всех торопился, чтобы поспеть вовремя к капризной, избалованной акушерке, которая с большим неудовольствием ожидала их .Она привыкла принимать роды у районных начальников, но не у сельского шофера. Но ее  Мергенбай упросил ее принять, пообещав большие дары за дачные роды.

   Фары грузовика  освещали степь, выхватывая временами  перебегающие через дорогу контуры разной степной живности в виде сусликов, зайчиков и лисичек.

Недалеко от дороги, в урочище Жынгылды Ак, проходила сайгачья тропа  со свежими следами недавних миграций. Внезапно,  прямо посередине дороги  застыла как вкопанная от  внезапно ослепивших фар, небольшая группа сайгачат- лаков. Неопытный костяк, увидев большую машину,  испуганно метнулся не прочь в темень, а вдоль дороги, представ идеальной мишенью для охотника.

 Мергенбай, у которого включился охотничий азарт,  на всех газах начал догонять животных. Но стая, словно поняв неразумность выбранной траектории, свернула с дороги.

- Толыбек, включи прожектор, приготовь ружье, возьмем молодняк, - крикнул Мергенбай дремавшему в кузове брату.

Позабыв о стонущей роженице,  братья ринулись по бездорожью. Бедная Айнагуль начала умолять своего супруга, ведь ей стало совсем невыносимо на ухабах и кочках. Но не таков был Мергенбай, хоть он и носил очки и был подслеповат, но имя обязывало соответствовать статусу.      

Обезумевшие от шума мотора, выдохшиеся от погони , ослепленные от яркого  света мощного  прожектора, сайгаки сбились в кучу и  их только осталось подстрелить, по очереди,  словно пасущихся овечек. А жена между тем уже рожала.

Дикий народ эти киiкшi, не сентиментальный, суровый, и безжалостный. Аулы  киiкшi всегда жили особняком, пытаясь абстрагироваться от окружающего простого народа. И даже своих девушек  не выдавали за чужака, не своего, не киiкшi.

   Парень шофер бала из  другого поселка   убежал с девушкой, сестрой киiкшi из под Шалкара. Именно убежал, потому что родственники невесты не ответили бы добром  на сватовство. Следом  за ней буквально через несколько часов  приехала кавалькада из 20 трехколесных  мотоциклов с охотниками,  вооруженными до зубов. Отважные поселковые парни, друзья жениха, завидев такую армию, попрятались по углам, оставив молодожена  в одиночестве.

А в другом случае,  другая пара молодоженов после побега, поехала просить прощения у родителя, старого киiкшi с охотничьего аула.  Но старый охотник не простил такой мезальянс, а просто застрелил неудавшегося жениха.

Киiкшi  часто воевали с охотинспекцией, и это были большие войны, порой   доходившие до перестрелок.

 Но сайгаков ожидал и другой враг. Не менее страшный, более масштабный, по имени  – Заготовка. Об этом враге рассказывал Чингиз Айтматов в своей книге «Плаха»:

«В то лето в Моюнкумском заповеднике у волчицы Акбары и волка Ташчайнара впервые родились волчата. С первым снегом наступила пора охоты, но откуда было знать волкам, что их исконная добыча — сайгаки — будет нужна для пополнения плана мясосдачи, и что кто-то предложит использовать для этого «мясные ресурсы» заповедника.

Когда волчья стая окружила сайгаков, внезапно появились вертолёты. Кружась в воздухе, они гнали испуганное стадо в сторону главной силы — охотников на «уазиках». Бежали и волки. В конце погони из волков в живых остались только Акбара и Ташчайнар (двое их волчат погибли под копытами безумной массы, третьего застрелил один из охотников). Им, усталым и израненным, хотелось поскорее оказаться в родном логове, но и возле него были люди, собиравшие сайгачьи трупы — план мясосдачи дал этим бездомным шанс подзаработать.»…

…….Но вдруг наступили 90-е, и оказалось, что людям из большой и закрытой до этой поры восточной страны понадобились не только мясо и шерсть, но и рога степных антилоп, из которых   тамошние знахари изготавливали волшебные снадобья. И  тогда сайгу начли валить убойно, масштабно, на каждом клочке Улы Дала. А в ту восточную страну потянулись целые караваны из рог, а туши иногда оставались гнить в степи

…В старину говорили, что если исчезнет сайгак, исчезнет  стержень  человеческого мироздания. Кюй  «Аксак киiк»  Курмангазы словно наполнен этими пронзительными  пророчествами раненой сайги. 

 

*****

Первый раз я увидел сайгака в далеком детстве. Эти воспоминания были покрыты каким то маревом, зыбким туманом, с нечеткими, расплывчатыми картинками. Я помню только краски и ощущения. Помню маки, словно алый ковер покрывших степь,.и буйную  хмельную поросль ароматного жусана.

Я помню  только родившееся дитя сайги, маленького лака,  еле стоявшего на своих все еще мокрых, дрожащих,  неокрепших ножках .Я помню, как мать облизывала его, но увидев нас, одиноких путников верхом, отбежала в сторону. Но далеко не уходила. Она кружилась вокруг, хотя стадо давно убежало. Сайгачонок, пока не различающий цвета, подслеповатый,   оставшись один, по запаху пытался найти свою мать.

Я хотел забрать  маленького детеныша, мне так хотелось сделать его своей игрушкой, он  был  таким смешным и  забавным, и мне казалось, что мы с ним  сможем подружиться.

Но мой дядя не разрешил взять. И мы ушли, оставив их одних.

Я обиженно надулся, и еще раз обернулся в седле, словно пытаясь запечатлеть их в своей памяти.

Мать осторожно, крадучись, вздрагивая от каждого шороха, постоянно с тревогой оглядываясь на нас, подошла к детенышу. Лак обрадовано подпрыгнув, немного неаккуратно,  ткнулась к вымени,  с трудом держась на своих слабых,  полусогнутых ножках. А Мать  стала обнюхивать его, словно не веря в свое счастье. И в какой то миг  наши взгляды встретились….. и в ее больших и осмысленных глазах  я словно увидел  благодарность .

Мне часто снится эта картина. Не чукотские киты, ни фарерские дельфины, которых так много в Интернет рассылках. Нет. Мне снится та сайгачиха, которая смотрит прямо в душу своими мудрыми, грустными, понимающими глазами..

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13992
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12823
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx