"Спекулянтка!", - за глаза обзывали маму Жеки в нашем 5 "В". Спекулянтка каждый год возилась с семенами, сажала-поливала-подпирала, отгоняла червей и истребляла плесень. Тащила свое подсолнуховое добро домой, сушила на печи, жарила на большой сковородке.
Потом каждый день, каждый вечер продавала семечки, сидя на скамейке у своего невзрачного дома, где было грязно и пахло жареным без всяких переносных. Зато скамейка была застелена чуть ли не бархатом и была самым …красивым и нарядным местом во всем чумазом доме. Рядом с ней всегда ведро с товаром - бабкина нефть, ее черное золото и валютный фонд. У этого ведра бабка не сидела - восседала, как большая жирная царица семечек, покуривая папироски и наслаждаясь солнцем. Жаль, сплевывала некрасиво - зубов-то не было.
А еще у Спекулянтки была пенсия! По инвалидности, вторая группа. А может, и третья, но в дни ее плохого самочувствия скамейка пустовала. В отсутствии своей царицы скамейка казалась еще красивее и наряднее. Вся округа была в курсе - раз скамья пустует, ты заходи смело в дом, возьми кулек, насыпь туда семечек - да смотри не пересыпь, и будь добр, оставь свои тридцать копеек бабке на коржики. И иди себе, щелкай дальше, да сильно не ругайся! Понятно, что пережарила бабка, болеет же, а ты что хотел? Инвалидность все-таки, вторая группа. А может, третья.
А еще ей шесть десятков лет. Пять детей, и Жека младшенький! Любимый самый... Он донашивает за старшим, а мамка за ним доедает. Жека - он не Женя, не Евгений, Жетписбай он! Отцу его было семь десятков лет, когда они того... Ну, когда сын родился. А Леха-Алпысбай уже студент! Зооветеринарного техникума! Ей соседки говорят - эй, Катя-Катипа, сын где работать будет? У нас хоть и окраина, но все ж город, не село, ферм-то рядом нету! Да ничего, отвечает, главное - чтобы выучился! Наука - она всему голова. А работу найдет! Старшие вон давно уже выросли, разбрелись кто куда, разъехались. Приезжают-пишут редко, звонят - да не звонят совсем, потому что телефона в ее доме нет и не предвидится. У соседей спаренный.
Муж от нее ушел, как все приличные мужья в то время уходили - заснул и не проснулся, уже лет пять прошло. Вот с тех пор ее товар подорожал, до того стакан за 20 отдавала. А теперь он 30 стоит, и она в народе Спекулянтка. Жека-Жетпысбай, видать, стеснялся некрасивой мамы, о собраниях ей не сообщал и домой никого из класса не водил. Да и незачем! Все и без того бегали к ней в дом за семечками, и шептались за спиной, что бабка в этих семечках больные ноги согревает. И всё равно бегали, и всё равно покупали для себя, для родителей - или "Будулая" всухую смотреть прикажете?
И ведь ни одна честная душа во всей окраине не захотела поднять свою пятую точку выбрать солнечное место в огороде, посадить семена и ишачить себе на здоровье, чтоб получать экологически чистый продукт для засора кишечника. Зато совершенно бесплатно. Это было нужно только Жекиной маме. Старой больной царице подсолнухов и владелице несметных богатств из ведра.