Редко какая беседа в последнее время обходится без обсуждения темы возможной эмиграции. Одни говорят, что пора валить, потому что уже невозможно терпеть; другие не видят тут перспектив; третьим просто хочется реализовать себя в глобальном контексте, не ограничиваясь рамками одной страны. Как бы там ни было, миграционные настроения пропитали общество снизу доверху – в моем окружении, например, о потенциальном отъезде не думают только те, кто не может его себе позволить.
Остальные думают. Продвинутые, молодые, способные принести много пользы стране и обществу. Подают на Green Card (по словам политолога Дастана Кадыржанова, около 250 тысяч казахстанцев зарегистрировано на специализированных сайтах), изучают опыт эмиграции в Канаду, присматриваются к Австралии, грезят о Великобритании. Все прекрасно понимают, что нигде не намазано медом, особенно с учетом ситуации с беженцами. Но проблема в том, что медом, как оказалось, не намазано и в Казахстане. Расхожая в среде патриотов присказка «Вы никому там не нужны» столь же правдива, сколь идиотична с точки зрения логической аргументации: люди уезжают не потому, что кому-то нужны там. Они уезжают, потому что никому не нужны здесь.
И это по-настоящему неприятно. Если единственным якорем на родине остается боязнь остаться невостребованным на чужбине – значит, что-то в родине не так. Значит, она потенциально может превратиться в собрание граждан с низкой квалификацией, неспособных реализовать себя за пределами страны. Все, кто сможет, будут учить языки, «повышать конкурентоспособность», и брать билет на самолет в один конец. Остальные останутся.
Долгое время градус патриотизма в нашей стране повышало поступательное развитие страны и, что греха таить, деньги. Денег хватало на все, включая соцобеспечение и громкие проекты вроде кластерного развития и индустриально-иновационного рывка. Когда деньги закончились, а вдогонку произошла девальвация, у многих возник резонный вопрос: что такого дает мне страна, чего я не могу получить в другой точке мира? Кроме, разумеется беззаветной (и часто безответной) любви к Отчизне. Ответ очевиден далеко не для всех, поскольку социальные гарантии рассыпаются, гражданское общество не сформировано, политические свободы во многом декларативны, а самое главное – постепенно нарастает чувство тревоги за будущее как в страновом масштабе, так и в частном.
И я прекрасно понимаю тех, кто уезжает. Но в отличие от кричащих им вдогонку «Валите поскорее, и без вас проживем!», мне хочется сказать другое. Пожалуйста, не торопитесь. Я верю, что у нашей страны все еще получится, потому что вы, мы, они – это и есть страна. И все, что в ней происходит, все, за что мы ответственны, и на что не можем влиять по разным причинам, - это все наше, и все будет наше. Изменения неизбежны, и мне бы хотелось, что бы вы стали их участниками и творцами.