Как часто вы за свою жизнь подсматривали в замочную скважину? Думаю, не каждый признается. Это, как-бы, стыдно. Как бы вы не отнекивались, спешу вас разочаровать. Последние тенденции в социальных сетях указывают на то, что мы все с вами по очереди в эти замочные скважины подсматриваем. По мере развития социальных сетей, мы все больше и больше втягиваемся в чужую жизнь. Родился ребенок – статус в фейсбуке, люди порадуются вместе с тобой. Умер близкий человек, вероятно, твои друзья узнают об этом из социальных сетей, посочувствуют. Новая покупка, новая машина, развод, новые отношения и т.д. и т.п. Плохого в этом практически ничего нет, однако с другой стороны создается впечатление, что ты постоянно подглядываешь в чью-то замочную скважину. Не важно, знаком ли ты с ним, или это твой одноклассник, с которым ты не виделся много лет. В последнее время наблюдается следующая тенденция. В сеть, на всеобщее обсуждение стали загружать видео ролики с чужих свадеб и торжеств. На одном видео (были упоминания в прессе, что это была свадьба в Таразе) девушка танцует стриптиз. Реакция на этот ролик была неоднозначной, кто-то утверждал, что это частная жизнь и лезть туда нельзя, но большинство все-таки осудило. Странно, что на это среагировали депутаты. К примеру, депутат мажилиса Нуртай Сабильянов предложил оштрафовать саму стриптизершу и самих заказчиков. К тому же, он указал о необходимости повесить их портреты в общественных местах. На этом народные избранники не остановились и высказали мысль о том, что необходимо инициировать закон о тоях. Это повод задуматься. Задуматься куда мы катимся. С одной стороны тотальный разврат. Можно прийти на свадьбу с ребенком и стать свидетелем стриптиза. С другой стороны - ответственность за комментарий в социальной сети, за критику, за слухи. Контроль над мыслями и словами. А с другой стороны, теперь будет контролироваться еще порядок проведения личных тоев и мероприятий. Я так полагаю, на нарушителей будут «стучать» гости со смартфонами. Следующим было видео, где нетрезвые мужчины танцевали в нижнем белье. Снова на чьем-то тое. И снова все цокали языками, обзывали мужчин. Потом в сеть загрузили видео, где девушки на мероприятии танцевали стрип-дэнс. И вдруг, таких видео стало много. И всегда был один и тот же сценарий. «Нехорошие герои ролика» и улюлюкающая толпа. Совсем недавно в сети появилось видео с чьей-то свадьбы, где жених, пытался поднять на руки невесту, но не рассчитав свои силы, уронил ее. Мало того, что над парой насмехались во всех социальных сетях, так об этом написал один из топовых информационных сайтов. И тут начался какой-то абсурд. Люди не стеснялись в выражениях, открыто насмехались над бедной девушкой, называя ее «жирной коровой» и т.д. Вот тут-то я крепко задумалась.
Я все время пыталась понять, чем руководствуются люди, которые это все снимают и загружают в сеть? Чтобы понять природу этого феномена, я обратилась к практикующему психотерапевту из Караганды, Азамату Ибраеву:
«Вопрос можно рассматривать с двух принципиальных позиций – психологической и духовной. Психологически, отталкиваясь от берновского трансакционного анализа, установка «я – ок, ты – не ок» базируется на 2х внутренних позициях – параноидальный и нарцисстический, обусловленные прежде всего низкой самооценкой. Сценарная установка обусловлена бытовой жестокостью к ребенку либо отсутствием внимания в детстве, компенсируемые в последующей жизни неуспешным социальным поведением относительно окружающего мира. Что в свою очередь замыкает на себе порочный круг, так как подобный сценарий не позволяет адаптироваться и усугубляет несостоятельность. На поверхности модель поведения «я – хороший, ты – плохой», что содвигает выставить другого человека в невыгодном свете, чтобы доказать себе лично, что он лучше других. Это когда в детстве у тебя отобрали единственный ржавый велосипед, будучи взрослым парнем, начинаешь давить всех и каждого на грузовике, чтобы выглядеть в собственных глазах победителем. С точки зрения светского духовного воспитания, зрелый человек способен самостоятельно дать трезвую оценку любому своему поступку с позиции «конструктивности/деструктивности» его исхода».
То есть получается, проблема идет с самого детства. Что-то вроде реванша за свои прошлые неудачи. «Вы посмотрите, какой он бессовестный, но я ведь не такой! Я лучше!». К тому же, кроме моральной стороны вопроса, хотелось бы напомнить о том, что согласно статье 145 Гражданского кодекса РК:
“Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае его смерти – без согласия наследников.
2. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату».
Казалось бы, люди ратуют за моральность, при этом сами не замечают, как поступаются элементарными моральными принципами «Не суди, да не судим будешь». Прошли те времена, когда человека могли за пьянку прилюдно опозорить на собрании, настали времена, когда люди поступают согласно уровню своего воспитания, веры, порядочности. Каждый настолько, насколько может. И если так сильно хочется изменить мир – начните с себя и своих детей, может быть, тогда мы станем чуточку лучше.