В кинотеатрах Казахстана стартовал, пожалуй, самый многострадальный проект отечественный кинопроект, который шел к зрителю около трех лет. Съемки фильма «Жол» Аскара Узабаева были завершены еще в 2012 году, но в силу различных обстоятельств (которые, видимо, так никогда и не выяснятся), его премьера откладывалась из года в год до вчерашнего дня. На экраны фильм вышел без какой-либо рекламной и маркетинговой поддержки со стороны АО «Казахфильм».
Подобные эпизоды с «Казахфильмом» происходят либо в том случае, если режиссер создал нечто абсолютно несмотрибельное (как, например, картина Ермека Шинарбаева «Голос степи»), либо настолько выдающееся и идущее в разрез с пониманием «казахстанское кино», что государственная киностудия решает «слить» прокат, выпустив фильм на минимальном количестве экранов (как это было с фильмом «Уроки гармонии»). Драма Аскара Узабаева смело можно относить ко второй категории фильмов. При должном распространении (понятно, что уже не через кинотеатральные сети), «Жол» вполне может стать культовым явлением в казахстанской культуре.
Известный клипмейкер и комедиограф, которого многие знают по проектам Баян Есентаевой «Коктейль для звезды» и «Любовь тракториста», не просто решил снять крепкую драму, а замахнуться на нечто большее, а именно создать современный портрет национального героя.
В центре сюжета история молодого парня по имени Темирлан. Днем он толкает тачку на барахолке, параллельно приторговывая ворованными магнитолами, а по вечерам участвует в подпольных боях, организованными местным криминальным авторитетом. Попытка завязать с криминалом и уйти в большой спорт приводит к ряду трагических обстоятельств.
Первое, что необходимо знать о фильме «Жол» - это то, что режиссер вам обманул. Он обманул вас, когда представил официальный трейлер к фильму (половина сцен и персонажей, представленных в трейлере в картине отсутствуют), и он обманывает вас в первых кадрах картины.
Трейлер обещает зрителю стандартную спортивную драму, в которой герой из ниоткуда, преодолевая все тяготы и невзгоды, которые выпадают на долю профессиональных спортсменов, в конце концов взбирается на вершину пьедестала. И первые сцены в общем-то этому не противоречат. Динамичное начало, где главный герой сначала бежит по барахолке со свежеукраденной магнитолой, продает ее своему подельнику, а затем хватая тачку несется в другую сторону. Тем же вечером он участвует в подпольных боях, где вырубает соперника в считанные секунды. Типичное начало типичного спортивного кино, но дальнейшее развитие событий показывает, что «Жол» не имеет ничего общего ни с «Рокки», ни с «Левшой», ни уж тем более с недавней поделкой «Воин» Федора Бондарчука и его очередного безликого протеже.
Стилистически черно-белая картина в некоторой степени отсылает к другой нестандартной спортивной драме – «Бешеный бык» Мартина Скорсезе, но сюжетно «Жол» становится социальной и экзистенциальной драмой на тему разрушенных амбиций и отнятой мечты.
Темирлан – это, действительно, современный герой Казахстана. Если проводить кинематографические параллели, то Темирлан в 2012 году равнозначен Даниле Багрову в середине 90-х. Это противоречивый образ, который оставаясь чистым внутри, вынужден встать на криминальный путь. Так же, как и у Данилы, который все свободное время посвящал прослушиванию песен Бутусова, у Темирлана есть собственный кумир – реальный национальный герой Геннадий Головкин. Но в случае с главным героем фильма «Жол» - повторение «истории Золушки из Казахстана» маловероятно.
Здесь тема бокса не столько присутствует в кадре, сколько является символом пути воина – негласного кодекса, который возможно постичь, лишь сумев победить своего главного противника – прошлое. И в данном случае довольно избитый прием с переменой цветовой гаммой картины полностью оправдан в кульминационной сцене фильма.
Безусловно, «Жол» - это исключительно режиссерское кино, в котором киноязык и основная идея задвигают на задний план весь актерский состав. Ветераны отечественного кино Динмухамед Ахимов, Ерболат Тогузаков, Ержан Тусупов и Эрик Жолжаксынов исполняют ровно то, что от них требуется, равно как и дебютанты Назар Султанбеков и Динара Жумагалиева, не выдавая ничего выдающегося, но и не раздражая непрофессионализмом.
Пожалуй, единственным, с кем Узабаев может равнозначно разделить всю крутость «Жола» - это оператор Азамат Дулатов, который в очередной раз продемонстрировал свое уникальное видение мира, которое удачно сочетается с высоким профессионализмом.
Таким образом, «Жол» - пример высококачественного авторского кино, в котором грамотно прописанный сценарий подкреплен качественной режиссурой и операторской работой. Увы, подобное кино, как правило, остается незамеченным в прокате (и «Казахфильм» для этого сделал максимально все), но лучше уж так, чем пылиться на полке.
P.S. К Аскару Узабаеву остается лишь один вопрос: Можно ли считать развязку оммажем в адрес фильма «Игла» Рашида Нугманова или это получилось несознательно?