Казахстан в очередной раз лихорадит. Олимпиаду проиграли, кадровые перестановки, громкие судебные разбирательства и вишенкой на этом торте тотального негатива и фиаско по всем фронтам стало очередной падение национальной валюты, которое по прогнозам экспертов, далеко не последнее и не самое тяжелое.
И совсем неудивительно, что на этом фоне, совсем незаметно, а точнее почти бесшумно, киностудия «Казахфильм» провела серьезное сокращение штата, чем вновь вызвала в среде кинематографистов разговоры о скорой приватизации государственной киностудии.
Короткая эпоха ренессанса АО «Казахфильм» началась с приходом экс-президента киностудии Ермека Аманшаева и фактически завершилась с его назначением на должность заместителя акима Астаны.
Несмотря на частую и порой резкую критику в адрес бывшего руководителя студии, Аманшаев сыграл одну из главных ролей в становлении современного казахстанского кинематографа. Многие были уверены, что если Аманшаев и покинет кресло президента студии, то только для того, чтобы занять пост министра культуры.
Однако, весной 2014 года пост министра культуры занимает Арыстанбек Мухамедиулы, а спустя полгода Аманшаева переводят на нынешнюю должность. Небольшая часть команды «Казахфильма» вместе с Аманшаевым переезжает в Астану, все остальные работники студии ожидают нового президента.
Новый президент «Казахфильма» - документалист Бахыт Каирбеков после своего назначения появляется на публике всего два раза - во время объявления запуска телевизионного сериала «Казак елi» и на премьере собственной документальной картины в Астане.
Параллельно закрываются или замораживаются часть проектов, которые разрабатывались еще при Аманшаеве. Вся выстроенная схема бывшего главы киностудии рушится в считанные месяцы. «Казахфильм» больше не работает с другими казахстанскими студиями, авторское кино не получает никакой поддержки, а копродукция с другими странами откладывается до лучших времен.
В новостях незаметно проходит информация о том, что создатели фильма «Феникс» Талгад Джаныбеков и Тунгышбай Жаманкулов обвиняют нового министра культуры в саботировании их проекта. Еще менее заметна новость о том, что американские партнеры студии по этому проекту намерены судиться с «Казахфильмом» из-за несоблюдения условий договора.
В 2015 году студия запускает в производство рекордно малое количество фильмов за последние 7 лет. Запуск получили пятая часть киноэпопеи «Путь лидера» под названием «Так сложились звезды» и сериал «Казак елi», посвященный 550-летию казахского ханства. И хотя оба проекта должны выйти на экраны уже в декабре нынешнего года, съемочный период обеих картин стартовал лишь во втором полугодии.
И пока на съемочных площадках Сергея Снежкина и Рустема Абдрашова аврально проходят съемки, кабинеты студии пустеют. Первым свой кабинет покинул Дидар Амантай, долгое время занимавший пост главного редактора студии, а после ухода Аманшаева, занявший кресло вице-президента студии. На своей странице в фэйсбуке он оставил следующий пост.
Месяцем позднее, подобный пост опубликовал и директор по развитию студии Ильяс Ахмет.
Последним попрощался с киностудией руководитель центра дистрибуции Айдархан Адильбаев.
По имеющейся на данный момент информации уведомление об увольнении получили больше ста работников киностудии, включая руководителей подразделений, сотрудников пресс-службы, отделов кинопроката и девелопмента.
Будущее государственной киностудии в последние два года и так находилось под большим вопросом, а теперь у нее и вовсе не осталось защитников, коими были Ермек Аманшаев и бывший аким Алматы Ахметжан Есимов. И теперь вопрос о приватизации «Казахфильма» стоит уже не в плоскости «продадут или нет?», а скорее в «Когда и кому продадут?». Государственная киностудия вместе с национальной валютой отправились в свободное плавание…или в свободное падение.