Считанные дни остались до премьеры самого долгожданного сиквела страны «Рэкетир-2». Уже сейчас многие предрекают, что Акан Сатаев сможет побить рекорд кассовых сборов в Казахстане, поставленный им же в 2012 году фильмом «Жаужурек Мын бала». Оно и неудивительно, ведь именно с «Рэкетира» началось возрождение казахстанского кинематографа. Сатаеву удалось невозможное: вернуть веру в зрительское казахстанское кино, которую похоронили (казалось, что навсегда) создатели «Кочевника».
Тем не менее, поводы для скепсиса тоже есть. Слишком долго тянули авторы фильма с продолжением. За восемь лет успело смениться целое поколение зрителей. Нынешняя молодежь уже не помнит лихой романтизм криминальных разборок 90-х. Да и герои за это время успели смениться. Быдловатые герои типа Саяна и Руслана сегодня стали комедийными и развлекают зрителя не в криминальных драмах а-ля «Бригада» и «Бумер», а в ситкомах, типа «Физрук». Кстати, на минуточку, сиквелы «Бригады» и «Бумера» (с которыми неизбежно ассоциировали первого «Рэкетира») с треском провалились.
Вообще, культура сиквелизации в казахстанском кинематографе приживается очень странно. В то время, как в большинстве стран с развитой и развивающейся кинематографией продюсеры запускают фильмы с заранее заготовленными планами на франшизу, в Казахстане с опаской ждут результатов бокс-офиса по первому уик-энду.
Оно и понятно. Предсказать успешность того или иного казахстанского фильма всегда сложно. За несколько лет отечественный шоу-бизнес воспитал энное количество звезд, но едва ли кто-то из них может выступить гарантом кассовых сборов и уж тем более, стать звездой целой франшизы. Как бы странно это ни звучало, но первая отечественная франшиза появилась в советское время
В 1970 году Шакен Айманов выпускает на экраны первую картину о приключениях разведчика Касымхана Чадьярова под названием «Конец атамана». Сценарий к картине о противостоянии доблестного чекиста с белогвардейцами под предводительством атамана Дутова пишут не абы кто, а Андрон Кончаловский и Андрей Тарковский. Главную роль исполняет восходящая звезда казахской ССР Асанали Ашимов.
В советском прокате последний фильм Шакена Кенжетаевича (погибшего в том же году) посмотрело свыше 30 миллионов зрителей.
Возвращение Чадьярова на экраны произошло спустя семь лет в картине «Транссибирский экспресс». Тремя годами ранее на телевидении с триумфом прошли «17 мгновений весны» и шпионская тема была чрезвычайно популярна. Съемками руководил уроженец Ташкента Эльдор Уразбаев, а сценарий был написан братьями Андроном Кончаловским и Никитой Михалковым при участии ближайшего соратника Михалкова Александра Адабашьяна.
Куда меньшей популярностью, чем первые два фильма, пользовалась картина «Маньчжурский вариант», снятая в конце 80-х годов Игорем Вовнянко и Гук Ин Цоем и полным провалом обернулась попытка возродить историю Чадьярова в наши дни в фильме Хуата Ахметова «Кто вы господин, Ка?» (2009 год).
На этом история казахского Джеймса Бонда (или Штирлица, если хотите) закончилась.
В новейшей истории отечественного кино первой на создание сиквела к своему успешному продукту решилась Баян Есентаева. Хотя справедливости ради, надо сказать, что фильм «Коктейль для звезды 2» был лишь на половину продолжением, а на вторую половину новой историей о новой героине в исполнении Жанар Дугаловой. Последовавший за ним сериал «Коктейль для звезды» и вовсе не имел никакого отношения к оригинальной картине.
Если об успехе первой картины трубили и прокатчики, и создатели, то продолжение и одноименный сериал пользовались куда меньшим спросом.
Примерно в то же время КТК и продюсер Арман Шураев привлекают создателей скандально известной комедии «Кайрат-чемпион: Девственник №1» Дениса Куклина и Льва Мариупольского к постановке дилогии «Два пистолета». Несмотря на то, что формально главные роли в картине исполняют каскадер Данил Волковинский и актер Даулет Абдыгапаров, продюсеры пытаются привлечь зрителя за счет звездных имен российских шоуменов и телеведущих. В фильме «Два пистолета: Неуловимый бриллиант» роль кровожадного маньяка исполняет Дмитрий Нагиев, а в картине «Олимпиада грабителей» (из-за слабого проката «Неуловимого бриллианта», первая часть названия «Два пистолета» была убрана) главная отрицательная роль досталась Юрию Стоянову. Дилогия прошла в прокате незамеченной и от идеи снимать две коммерческие картины одновременно в отечественном кино отказались.
Единственной франшизой «Казахфильма» в современности стал многотомный биопик о жизни первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева под общим названием «Путь лидера». В киноэпопею на данный момент входит четыре картины («Небо моего детства», «Огненная река», «Железная гора» и «Разрывая замкнутый круг») и готовится к съемкам еще одна. О зрительском успехе франшизы сказать нечего, ведь по факту «Путь лидера» снимается исключительно для одного зрителя.
Как вы сами видите, с сиквелами в стране не густо, что означает только одно – в казахстанском кино пока еще не так много персонажей, которые бы по-настоящему запали в душу зрителя. Помимо, «Рэкетира» в ближайший год к выходу на экраны запланирован всего один сиквел (не имеющий отношения к «Пути лидера») – «Свадьба на троих-2».
В связи со всем вышесказанным возникает резонный вопрос: какая казахстанская картина имеет право на продолжение, по вашему мнению?