misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 110 гостей

Токал: узаконить нельзя оставить

с нами с 28 апреля 2015

После скандала с любовницей бизнесмена Кайрата Жамалиева и заявления заместителя руководителя аппарата президента Габидуллы Абдрахимова в посте Гульнар Бажкеновой о том, что у него есть «вторая жена» я подумала, что де-юре понятия «Токал» нет, но де-факто оно уже есть. И вопрос легализации токал остается делом времени. Помните диалог таксиста и Яковлевой в фильме «Интердевочка»:

- Ну а ты под какой статьей ходишь?

- А для меня статья еще не придумана. В нашем государстве это явление социальное отсутствует полностью.

Что же такое социальное явления «токал» и насколько серьезно можно рассматривать его ближайшую легализацию? Тема необходимости легализации многоженства в Казахстане не раз поднималась общественными деятелями и депутатами Парламента.

Первым кто заговорил о легализации многоженства в Парлмента стал депутат Амангельды Айталы, который в 2001 году попытался инициировать поправку в закон о браке и семье, основным аргументом которого было улучшение демографической ситуации в стране. Спустя семь лет уже группа депутатов готовила предложение внесение поправки в Мажилис Парламента и большинство депутатов поддерживало внесение изменений в пользу многоженства. Среди группы поддержки по легализации токал был депутат нижней палаты Алдан Смаил, его аргументом было дать внебрачным детям законный статус. А в международном пресс-центре Астаны провели «круглый стол» на тему: «Возможность официального узаконивания многоженства».

Я связалась по телефону с Бахыт Сыздыковой и она поделилась со мной воспоминаниями о том, что происходило тогда в Парламенте. Группа депутатов-мужчин активно обсуждали изменения в закон о семье и готовили законопроект на обсуждение в Мажилис. Бахыт Сыздыкова резко осудила многоженство и в противовес депутатам-мужчинам обещала инициировать предложение о многомужестве, так как согласно Конституции РК все граждане равны, и соответственно наделяя правами мужчин, необходимо наделить точно  такими же правами и женщин. После бурной дискуссии в обществе и его негативного настроения группа депутатов так и не решились открыто подать предложение о внесении поправки в Закон «О браке и семье».

В 2013 году депутат Жуматай Алиев предложил разрешить многоженство для мужчин, жены которых бесплодны. «Я радею за то, чтобы улучшалась демография, чтобы было меньше одиноких сердец» сказал депутат Жуматай Алиев. Того же мнения придерживается и бывший вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев, который в 2014 году писал на своей странице в фейсбуке о необходимости узаконить «это укоренившееся явление», дать правовой статус любовнице с вытекающими правами на алименты, наследование и так далее. «Узаконив второй брак, мы только придадим уверенность в завтрашнем дне токал и ее детям», - писал Марат Толибаев.

Как можете заметить, вопрос многоженства начали поднимать с 2000-х годов. И это не случайно. В 1998 году при переносе столицы в Астану многие переехавшие чиновники и депутаты начали жить на два дома, многие жены не захотели покидать Алматы. А в Астану тем временем начали стекаться молодые девушки в поисках лучшей жизни, которые только стали осваивать модельные агентства, дорогие рестораны и бутики. Многие из них скатывались к банальной проституции, но некоторым «везло» и они находили себе спонсоров. Можно сказать, что становление института токал и проституток происходило в столице одновременно. Не я одна провожу параллели между этими явлениями. По словам бывшего имама центральной мечети Астаны Толеби Оспан Наиб: «Во многих странах хотят легализовать даже проституцию, почему же не узаконить в Казахстане многоженство? Ведь это не такой уж грех!»

Кстати высшим пилотажем проститутки считается работать с одним клиентом долгое время, чтобы не затаскивать тело, таким образом, статус проститутки повышается до статуса содержанки. А там и рукой подать до повышения в статус токал, второй жены, любимой жены и так далее. Время шло и от любовниц стали появляться дети, у которых не было правового статуса, в том числе и права наследства. А мы помним, что вопросы наследства актуальны для обеспеченных слоев граждан, к которым относятся чиновники, ставшие пионерами в токализации страны и владельцы крупного бизнеса, подхватившие модное течение. За 15 лет пропасть между богатыми и бедными стала не просто большой, а огромной, и токалки уже стали не сколько необходимостью иметь вторую семью, сколько давали статусность обеспеченным людям в политической среде и бизнес-элите, точно так же, как автомобиль премиум класса. В наше время устойчиво сложился образ токалки - это молодая, красивая, ухоженная, богато одетая девушка, которая ведет светский образ жизни, нигде не работает и живет исключительно на средства спонсора. Большинство таких юных девушек беспринципны, с низкой моральной планкой и воспитанием, позволившим оказаться им в этом положении, которое они хотят удержать как можно дольше. Токалки рожают детей не сколько с целью стать матерью и воспитать достойного ребенка, сколько привязать к себе спонсора и удержать его как можно дольше, а там и получить часть его имущества. У этой категории граждан есть объективная заинтересованность в юридическом оформлении статуса токал, поэтому в ход идет все и помощь бездетным парам, и вытаскивание из истории традиций многоженства казахов, и в том числе Ислам, где ссылаясь на Коран, мужчины пытаются оправдать свою похоть.

Оставаясь светским и демократическим государством законодательство Казахстана не дает пока право осуществить мечту миллионеров и их избранниц. Главным аргументом сторонников многоженства является забота о демографии общества. Но причины низкого роста демографии лежат совсем в других плоскостях – это низкое качество медицинского обслуживания, в жилищной проблеме, из-за которой молодые пары не хотят иметь детей или заводят одного ребенка, алкоголизм и табакокурение женщин, непопулярность здорового образа жизни, низкие социальные выплаты на ребенка и большие финансовые вложения в образование и его развитие. Значит, государственные мужи, заботясь о демографической ситуации в стране, должны комплексно подойти к проблеме снижения рождаемости, а не заниматься подменой понятий в угоду своим прихотям.

К тому же, как заметила ранее Бахыт Сыздыкова, Конституция Казахстана гарантирует равные права как мужчинам, так и женщинам, следовательно если рассматривать легализацию многоженства с точки зрения равноправия, то одновременно нужно рассматривать легализацию многомужества. В моем окружении довольно много успешных молодых женщин, которые сами построили карьеру, купили квартиры, машины и в состоянии содержать двоих, троих мужчин. Что конечно очень нервирует инициаторов поправок в Закона «О браке и семье», особенно тех, кто прикрывается Исламом. Еще одним аргументом сторонников многоженства является восстановление забытых традиций казахского народа. Но многоженство в те времена было больше необходимостью, вызванным сокращением мужчин в ходе военных стычек, голода и болезней. Люди брали в жены вдов скорее из благотворительности, чем из-за утоления похоти или повышения статуса. В настоящее время нет войн, нет эпидемий, мужчины не умирают косяками, поэтому в многоженстве необходимости нет. Мы не исламская страна и живем в двадцать первом веке, поэтому вместо того, чтобы инициировать закон о многоженстве, депутаты должны научиться решать более важные и глобальные задачи, а не заниматься демагогией и становиться посмешищем для народа.

Я считаю, что имамы в мечетях должны совершать обряд никах только после государственной регистрации брака, а не подрывать законы Казахстана, возвращая светское государство во времена средневековья. А молодым девушкам, мечтающим о красивой жизни я бы посоветовала не искать легких путей, а развиваться  и обращать свое внимание не на старых богатых агашек, а на своих ровесников из своего круга, образованных, с хорошей перспективой, для которых они будут единственной и любимой женой.

Теги:
токал
Тимур Ермашев: "Если б я знал, что делать, я бы тут не сидел".
15 февраля 2017
GONZO
просмотров: 2712
Молодой автор о том, можно ли заработать писательством в Казахстане, сколько стоит издание книги, как ее продавать и о чем писать?
Вам не место в тюрьме. . Необходимая оборона
24 сентября 2016
Azat BUKA
просмотров: 2146
Этот пост не столько о правовых аспектах необходимой обороны как нормы уголовного кодекса, сколько о ее практической стороне в повседневной жизни.

Комментарии

Mahsat Rakhimov
05 Май 11:21 # ответить
Добрый день! 1.При написании всякого рода статей или подобных вещей регламентированных нормами какой либо религии, все забывают одну вещь. Давать советы как нужно действовать в том или ином случае по уже готовым предписаниям христианства, иудаизма или ислама. Лезти с советами к имаму, попу или раввину, накладывать запрет на то или иное действие им, нужно руководствоваться нормами их религии, а не своим восприятием "проблемы". Если дано, в данном случае, право делать никах в мечети или вне её без госбумажек, то это не людям решать вопрос о внесении запрета на такое действие. Не надо влезать в вещи отрегулированный исламским правом более 1400 лет назад. Имам который пойдет на поводу подобных советов выйдет автоматический из Ислама. 2. Во взаимоотношениях мужчины и женщины в Исламе всегда был принцип добровольности, как в прочем и в светском варианте законов. Так почему вы решили, что можете запретить женщине быть второй или третьей женой? Кто вам дал право равнять их с проституками?
Андрей Миронов   →  Mahsat Rakhimov
11 Май 02:21 # ответить
Mahsat Rakhimov,

Так почему вы решили, что можете запретить женщине быть второй или третьей женой? Кто вам дал право равнять их с проституками?
Пусть будут содержанки. Мягче звучит? Они это делают за деньги. В 99% случаев. Содержанки всегда были. В разных странах это просто по разному называется. В Казахстане это "Токал". Но смысл то тот же.

Да и религия в БОЛЬШИНСТВЕ случаев - это далеко не чистая вера. Это система. Система заработка денег и получения влияния на массы. Разве Имам бесплатно токал замуж "выдает"? Нет. О какой "чистой" вере вы говорите, не смешите. Это понятие у нас уже давно на бумаге у большинства. Для галочки. Сходил в мечеть, Аллах сразу все простит. И Токал и миллионные махинации и как друзей кинул. И можно поновой. Вперед.

Извините, может кого обидел, но я этого уже насмотрелся, накипело.
Жанна Жумакан
05 Май 13:24 # ответить
Классная статья! Я с Вами полностью согласна!!
Alia Ahmetova
06 Май 18:31 # ответить
Полностью с Вами согласна!
NUNU NUNU
14 Май 16:33 # ответить
У нас светское государство, что закреплено Конституцией. Следовательно многоженство не может быть узаконено ни под каким предлогом. Проблемы токалок (если такая проблема имеется) можно решать через гражданско-правовые отношения (заключение договоров, сделок), через признание рожденных от токалок детей.

Предложение о многомужестве - из категории легализации проституции, это другая тема.
Зиаш Аилбекова
15 Май 16:19 # ответить
Как бы они не назывались: содержанками, токалками, проститутками- суть их одна
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2903 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2903', { type: 'blog', node_id: '2903', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });