Для фанатов кино во всем мире уже давно не секрет, что кинематографический (да и не только) рынок с каждым годом все больше и больше ориентируется на женскую аудиторию. В определенный момент появился новый формат киногероини – женщины-воина.
Женщины и девушки постепенно перестали быть вспомогательными героинями и невинными жертвами, которых нужно защищать. В современном кино женщина – это мощная боевая единица, которая при желании может самостоятельно раскидать целую армию злодеев, не хуже чем какой-нибудь Брюс Уиллис.
Сложно сказать с чего именно началась эта тенденция в современном кинематографе. Может быть с Люка Бессона, который каждую свою вторую картину посвящал крутым женщинам в обнимку с оружием («Леон», «Никита», «Пятый элемент», «Жанна Д`Арк», «Люси»), может быть с крутейших азиатских боевиков, типа «Героя» или «Дома летающих кинжалов», в которых женщины демонстрировали красоту боя на мечах не хуже, чем герои-мужчины, возможно корни еще глубже.
Факт остается фактом: «Голодные игры», «Обитель зла», «Другой мир», «Дивергент», «Город костей» - все это мегапопулярные голливудские франшизы, центральным героем которых является женщина-воин. В России на эту тенденцию ответили по-своему. В 2015 году выходит сразу три военных драмы, рассказывающих о героических подвигах женщин на фронтах Первой и Второй мировых войн, а именно «Батальонъ», «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие».
Казахстанское кино также в стороне не осталось. Впервые в истории отечественного кинематографа появился боевик, ведущая партия в котором досталась не крутым мужикам, а хрупкой девушке. Речь идет о вышедшем на прошлой неделе боевике «Весь мир у наших ног», где Карлыгаш Мухамеджанова исполнила роль сотрудницы казино Алии, которой пришлось вступить в схватку с двумя могущественными мафиозными кланами и целой толпой головорезов.
Алия – это героиня, которой еще не было в казахстанском кино. Если искать мировые аналоги, то она ближе всего к героям бессоновских боевиков, указанных выше и Селине из вампирской франшизы «Другой мир». При этом нельзя сказать, что образ женщины-воина в казахстанском кино до фильма «Весь мир у наших ног» никогда не существовал. В качестве доказательства я сделал небольшую подборку героинь, которые далеки от традиционного образа казахской женщины – хранительницы очага.
Режиссер фильма «Весь мир у наших ног» Саламат Мухаммед-Али в одном из интервью заявил, что имя Алия для главной героини было выбрано неслучайно, таким образом постановщик отдал дань уважения героине Великой отечественной войны Алии Молдагуловой.
Экранное же воплощение Алия Молдагулова получила всего один раз в 1985 году в картине Болотбека Шамшиева «Снайперы». Роль женщины-снайпера в этой военной драме исполнила супруга режиссера – актриса Айтурган Темирова.
Как и большинство картин перестроечного периода, фильм «Снайперы» получился неоднозначным, да и решение взять кыргызскую актрису на роль казахской героини было принято далеко не всеми зрителями. Тем не менее, образ женщины-воина Темировой удался и история подвига героини Великой Отечественной была передана довольно достоверно.
Куда большей зрительской любовью пользуется картина «Песнь о Маншук» Мажита Бегалина, в которой рассказывается о последнем дне жизни Маншук Маметовой и ее боевых товарищей. В фильме по сценарию Андрея Кончаловского главную роль сыграла Наталья Аринбасарова – одна из самых популярных казашек в советском кино.
Фильм Бегалина по праву входит в золотой фонд отечественного кинематографа, а Аринбасарова и по сей день снимается в казахстанском и российском кино (последняя роль – мама Нурсултана Назарбаева в киноэпопеи «Путь лидера»).
На этом экскурс в историю заканчивается. Возвращаясь в наши дни, первым образом женщины-воина в отечественном кино всплывает героиня Куралай Анарбековой в историческом эпике Акана Сатаева «Жаужурек Мын бала».
Мужественная Корлан наряду с друзьями детства Сартаем и Таймасом ведет партизанскую войну с джунгарами и погибает защищая жену Сартая Зере, которая должна подарить ему наследника. Сатаев в одной картине заявляет сразу два ключевых женских образа – жену и мать, которая должна дать жизнь новому поколению и верную боевую подругу, способную сражаться на поле битвы, ничуть не уступая сильным мужчинам и уже зритель решает, какой из образов ему ближе.
Далеко не всегда образ женщины-воина бывает положительным. Ярким примером отрицательной героини с «железными яйцами» стала безымянная подруга Мурата Бисенбина в исполнении Гульшарат Джубаевой в боевике «Кто вы господин, Ка?». Персонаж Джубаевой не просто мочит противников с двух рук и разнокалиберного оружия, она еще умудряется, сидя на коне, утащить на себе огромного мужика и ускакать с ним в степь. Ну и в конце концов, это единственная женщина в истории казахстанского кино, которой было разрешено отоварить с ноги самого Асанали Ашимова.
Завершить этот небольшой обзор хотелось бы образом «женщины восставшей», который был показан в прошлогодней драме с элементами экшна «Загнанная». В своей дебютной роли певица Макпал Исабекова отлично передала трансформацию из типичной жертвы бытового насилия в настоящую амазонку. Социальный посыл картины при этом немного смазался, но зато Исабекова смогла в полной мере блеснуть актерскими данными и позволила разглядеть в ней не просто «очередную певичку, решившую попробовать себя в кино».
Само собой, возникает вопрос нужен ли образ женщины-воина в преимущественно патриархальной среднеазиатской культуре. И если в Кыргызстане на этот вопрос ответили утвердительно, поставив эпик «Курманжан Датка», то в Казахстане вопрос остается открытым. В конце концов, уже несколько режиссеров (в том числе Егор Кончаловский) предлагали поставить картину о царице Томирис, но все проекты, связанные с этим именем так и не получили запуска. Возможно, что мировая мода на женщин-воинов, которая дошла и до Казахстана в картине «Весь мир у наших ног» сдвинет с мертвой точки хотя бы один из них.