Весь 2014 год Россия бурлила военными и ура-патриотическими настроениями. В то же время в России снимают много фильмов про разведчиков ГРУ, диверсантов и армейских спецназовцев. Казахстан миролюбиво отвечает «Нархозом».
Кино является мощнейшим техническим средством гипноза. В 2002 году в Москве опробовали такой гипнотический метод управления толпой футбольных фанатиков. Сначала на площади на большом экране толпе зрителей-болельщиков показали, как проиграла их любимая команда, а затем продемонстрировали видеоклип разрушения старого автомобиля. Через минуту разъяренная толпа крушила все автомобили в округе.
Искусство гипнотического монтажа было издавна отработано именно в России. Монтаж Кулешова, Эйзенштейна не показывал само событие, а лишь косвенно на него указывал. Смысл смонтированных кадров возникает исключительно из их сопоставления. В сознании человека возникают образы и идеи, которые никак не связаны с реальными кадрами, то есть с реальностью. Например, кадр «улыбка человека» + кадр «мертвый ребенок» = чувство жалости. Или кадр «молодые девушки» + кадр «цветущие яблони» = чувство надежды.
Еще в запись фильма можно врезать очень короткие – по 0,04 секунды – картинки внушаемого текста или образа. Такие короткие вставки нужно повторять через каждые 5 секунд. В клипе «Мы раскачаем любой квартал» казахстанских групп «Перцы» и «China Town» несколько раз буквально на доли секунды демонстрируется блок с текстом «Wash&Go». Это – скрытая реклама шампуня Wash&Go американской корпорации Проктер энд Гэмбл. По сути это манипуляция сознанием и зомбирование зрителя, увлеченного просмотром клипа с «горячими» девушками и не осознающего сам факт зомбирования.
Такую же технологию можно применять на телевидении и в фильмах. «В результате исследований специалисты СБУ (примеч. – Служба Безопасности Украины) обнаружили запрещённые методы информационно-психологического воздействия российских телеканалов, в частности «Россия 24». Это использование так называемого «25-го кадра» с надписями «Поджёг правый сектор», «Убитые бандеровцы», «Нацгвардия убийцы», которые не видны при обычном просмотре сюжета, но чётко видны на раскадровке» - заявила на брифинге в мае 2014 года пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко. В частности она отметила, что в новостном сюжете о кровавой бойне в Одессе 2 мая в углу экрана появлялись малозаметные надписи «поджог правый сектор», «людей убивают бандеровцы» и «нацгвардия убийцы».
Федерико Феллини: «Кино — это ритуал, которому широкие массы сейчас подчиняются совершенно безропотно. Тот, кто делает фильмы для широкого потребителя, определяет направление образа мыслей, нравственное и психологическое состояние целых народов. Кинематограф отравляет кровь, может обернуться своего рода кокаином, наркотиком, не выбирающим своих жертв и тем более опасным, что действует он скрытно, исподтишка».
В культовом российском фильме «Брат-2» главный герой Данила Багров направо и налево расстреливает абсолютно незнакомых людей. В то же время он блаженно отзывается о своем брате, лысом и наглом киллере: «Ты, что? Он же брат мой!». Этот киллер очень ловко убивает в американском сортире здоровенного украинца со словами: «Вы мне еще за Севастополь ответите». Фундаментальной является фраза Данилы: «В чем сила, американец? Сила – в правде! У кого правда, тот и сильней». Это можно перефразировать: «кто сильней, у того и правда».
Есть правда, и есть пропаганда. В России сделали ставку на пропаганду. Казахстан решил ответить тем же. 21 августа 2014 года президент Нурсултан Назарбаев призвал казахстанских кинематографистов снимать фильмы, посвященные различным историческим периодам Казахского ханства и значимым личностям того времени. Назарбаев отметил необходимость производства фильмов на патриотическую тему.
Несколько лет назад с высоких трибун заявляли, что не нужно заниматься историческими темами. Дескать, не нужно копаться в прошлом, что нужно, молодежь сама найдет в Интернете. Нужно поднимать современные темы, показывать, как в Казахстане строятся новые заводы и фабрики. А вот теперь власти Казахстана снова обратили свое внимание к истории. Ведь удар исподтишка можно получить именно из прошлого.
В свое время Казахстан поднял крупнейший кинопроект – фильм «Кочевник», посвященный борьбе казахов с джунгарами. Вообще казахстанские режиссеры часто развивают тему войн казахов и джунгаров. Эта же тема звучит в заявлении Владимира Жириновского: «Хотя Россия Казахстан не завоевывала, а пришла на помощь, ибо казахов вырезали джунгары. И русская армия выгнала джунгаров в Китай, — вот там они сидят … Казахские улусы обратились к русскому царю. Русский царь близко не хотел ничего в Средней Азии, они умоляли, в ногах валялись — спасите нас, казахов, а то всех вырежут джунгары».
Калмыки, предки джунгар, живут в России в близком соседстве с казахами Казахстана. Поэтому акцентировать в казахстанских фильмах тему победы «хороших» казахов над «плохими» джунгарами не совсем правильно. К тому же история джунгар была трагичной – их вырезали китайцы. После братоубийственных войн казахов и джунгар проиграли и те, и другие. И теперь российские политики умело вбивают клин между казахами и калмыками. Ведь путь Казахстана к Черному морю лежит через Калмыкию.
Чтобы снимать казахстанское историческое кино, нужно прежде всего самим разобраться в казахстанской истории. Нужно расставить для себя правильные приоритеты и снимать фильмы, которые будут развивать морально-боевой дух защитников суверенного Казахстана. Из выборки в 253 художественные картины «Казахфильма» мне удалось выделить только один фильм, воспитывающий в казахстанском зрителе воина-победителя. Это «Султан Бейбарс» 1989 года. В этом фильме содержится подробная методика подготовки настоящего воина-мамлюка.
Подготовка воинов начинается с правильных фильмов. В США – это «Рэмбо» Сильвестра Сталлоне, в России – «Кремень» Владимира Епифанцева. А какой фильм может предложить Казахстан своим гражданам? Рассмотрим «Рэкетир» Ахана Сатаева. В этом фильме 2007 года отчетливо прослеживается фатализм и неизбежность наказания Всевышнего за грехи, когда главный герой беспомощно погибает от ударов ножами. В какой-то степени можно понять замысел режиссера: «За все нужно платить». А вот в фильме Рашида Нугманова «Игла» 1988 года главный герой Виктора Цоя после подлого удара ножом в живот встает с колен и медленно бредет по аллее. Зритель должен испытывать чувство победы, тогда у него будет психология победителя, а не жертвы. Не случайно Владимир Путин повторяет как мантру: «Мы – страна победителей».
В начале сентября 2014 года «Первый канал Евразия» показал российский фильм «Кремень. Освобождение». Главный герой – русский майор ГРУ по прозвищу Шаман, который является шаманом в полном смысле этого слова. Он обладает особой измененной формой сознания – может управлять реальностью и постоянно находится в боевом трансе. Шаман двигается как во сне и легко убивает своих бесчисленных врагов, словно в компьютерной игре. В кульминации фильма Шаман покорно сидит у обрыва спиной к своему убийце – хедхантеру. И хедхантер не убивает Шамана, а отдает ему свой маузер. «А ты меня не убьешь?», – спрашивает хедхантер. «Нет», – отвечает Шаман. «А почему?» «Просто». Еще этот хедхантер говорит другому хедхантеру: «Ты что? Это же природа. Здесь нет траекторий». В финале же Шаман подло убивает своего врага из маузера.
Образ воина-шамана – это казахская тема. Почему такой фильм-пособие не был создан в Казахстане? Почему войне и миру мы учимся на российских фильмах? Ведь есть фильм Гуки Омаровой «Баксы». Гука Омарова известна своим фильмом «Шиза», в котором 15-летний подросток бездумно убивает своего наставника и партнера по криминальному бизнесу.
В целом большое число фильмов православной России культивируют жестокость, беспощадность и преданность общему делу. Казахстан в 2014 году ответил на российскую кино-агрессию миролюбивым сериалом «Нархоз». В нем главный герой – парень из села Донат, попадающий в разные смешные ситуации. 31 канал уже продал свое детище российскому телеканалу «Love».