
Доктор Уилл Кастер вместе с женой Эвелин занимаются разработкой искусственного интеллекта, встречая как поддержку в стане апологетов прогресса, так и неприятие среди нео-луддитов. На вопрос слушателя лекции :«Вы что, создаете Бога?» доктор отвечает в стиле Путина: «А чем, по-вашему, человечество занималось все это время?». То есть Уилл Кастер – вестник новой эпохи, которая полагает, что если Бога нет, то следовало бы его изготовить.
Рвения ученого разделяют далеко не все, поэтому доктор получает весточку от божественного промысла террористов в виде пули, содержащей полоний (mr Putin again). Прежде, чем Уилл отдаст концы, его жена с другом Максом успевают оцифровать мозг ученого, и запустить процесс дефрагментации. За несколько часов сознание доктора проникает в компьютер, затем в сеть, и начинает становиться всеобщим виртуальным сущим, воплощая в себе концепцию пантеизма в формате двоичной кодировки. Эвелин до поры до времени рада за мужа, а потом, когда он начинает читать ее смс-ки, то есть, простите, делать дистанционный биохимический анализ крови, слегка напрягается, и переживает за человечество.
«Превосходство» - режиссерский дебют оператора Уолли Пфистера, «штатного» оператора Кристофера Нолана. От оператора можно было бы ждать гораздо большего внимания к щемящим крупным планам и рапидным съемкам – но мистер Пфистер, к счастью, прошел мимо обменника смысла на красивости. Хотя большинство рецензентов почему-то сочли фильм псевдоинтеллектуальным и пустым.
«Превосходство» обретается в той же области, что и, например, «Химера» Винченцо Натали: человеческий разум заходит все дальше, может все больше, а к чему все это приведет, одному Богу известно, а так как его нет, то неизвестно никому. Все человечество условно можно поделить на две группы: одни, радетели прогресса, полагают, что постоянное развитие само по себе продуктивно, и перманетно улучшает цивилизацию. Вторые склонны считать, что прогресс может привести к неразрешимым моральным вопросам, и вообще человеку не стоит брать на себя роль Всевышнего.
В «Превосходстве» Уилл Кастер рьяно отстаивает первую точку зрения – ученым в принципе свойственна вера в науку, как в ответ на все вопросы, даже если они еще не сформулированы. В этом смысле наука зачастую тождественна религии, хотя и отрицает ее. Когда Уилл Кастер становится Богом в машине, Эвелин начинает исполнять обязанности апостола, и нести благую весть страждущим. Слабых и обездоленных, как водится, несть числа, а доктор, опередивший благодаря своей цифровой мощи развитие цивилизации, поднимает с колясок инвалидов, дарует радость зрения слепым, и излечивает смертельно больных. И те начинают верить, и готовы исполнять волю Господа своего, и строить вместе с ним новый мир, и только левую щеку подставлять под удар не торопятся, потому что их дело правое.
В отличие от доктора Уилла Кастера, режиссер Уолли Пфистер ответов не дает. Потому что у него их нет. На каждый «проклятый вопрос» человеческой цивилизации есть множество вариантов ответов, но ни один не является верным, поскольку эмпирически не проверен. Все, что остается людям – жить со своими убеждениями, и отстаивать их, безотносительно того, насколько они поддерживаются большинством.
Делай, что должен, и пусть будет то, что будет – в мире, где многие вещи начинают заходить в тупик, это единственно верная модель существования.