misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 545 гостей

Абай и абсурд

8178 4
с нами с 2 мая 2013

Вступление

Недавно я выехал в сторону Атакента. Путь был не далекий, но пробки - этакий сложный организм со своим нравом и волей - давно уже обзавелись алматинской пропиской и оттого я потратил на дорогу что-то около пятидесяти минут. В салоне звучало "Казахское радио", шла передача, посвященная системе образования, был приглашенный гость, которому, видимо, была по вкусу роль эксперта. Все пятьдесят минут, не отрываясь на рекламу или прогноз погоды, ведущий с гостем перебрали состояние современного образования и, кажется, даже ловили в этом кайф. Но не это главное. Самое интересное, на что я обратил внимание, заключалось в том, что гость в течение всего эфира около тридцати раз процитировал Абая, дважды - Президента и один раз - Мыржакыпа Дулатова.

Абай у нас остается самым цитируемым классиком, несмотря на то, что много где мне приходилось видеть и слышать выдержки из выступлений Главы государства. Этих деятелей разделяет более ста лет времени. Почему же об остальных мы слышим мало? Возникает вопрос: немодно ли нынче мыслить или же это огрехи идеологической работы?

Дефицит современных героев только на руку героям прошлого, образ которых благодаря этому нарастает новыми слоями легендарности. Вплоть до абсурда.

Абай и абсурд (пример того, как немодно мыслить)

У Абая есть замечательная выдержка: "Ішім толған у мен өрт". Думаю, за три десятка лет мне удалось более или менее ощутить это состояние эмпирически. Уверен, многие юноши и девушки, полные максимализма и романтизма, также сталкивались с ним на собственном опыте, когда коррупционные, бюрократические, непотические и другие (вставьте любое негативное слово, характеризующее наше общество) препоны социума серьезно испытывали наше желание и возможности пламенно служить народу (а некоторых даже ломали).

Каждый сам волен трактовать эти стихи, но однажды у меня состоялся разговор с одним человеком, который, видимо, никогда не слышал, что такое метафора. Вспоминая тот диалог, я до сих пор испытываю неподдельный шок. Он был убежден в том, что эта фраза служит прямым доказательством того, что Абай принимал яд в малых и больших дозах, тренируя свой организм (!). Что?! 

В истории известны личности, которые действительно принимали яд годами, вырабатывая в организме устойчивость. Например, достоверно известно, что заговорщикам не удалось убить Распутина, подсыпав ему в пирожное и вино лошадиную дозу цианистого калия. Офигевшие от живучести "святого черта" его убийцы - князь Юсупов и Пуришкевич - добили его из пистолета. Распутин задолго до своего убийства предсказал свою смерть и долгие годы баловал организм ядом в малых дозах. Другой пример, который я вспоминаю сейчас благодаря книгам, с жадностью поглощенным в школьные годы, - Агриппина младшая, известная в истории как мать безумного императора Нерона.

Она выработала невосприимчивость организма к ядам, принимая териак, тоже своеобразный яд, и попытки подосланных сыном заговорщиков убить ее путем отравления не приводили к результату. Смерть ее также была от оружия.

В обоих примерах у принимавших яд были веские мотивы годами вырабатывать в себе невосприимчивость к нему, поскольку они не без оснований опасались заговоров. Интересно, о чем (и самое главное, чем?) думал тот человек, с пылом и жаром пытавшийся убедить меня в том, что Абай также был любителем выпить яд? Возможно, он не знал, что такое метафора, но, кажется, выводы свои строил на основе интернет-мема "Автор, выпей йаду". Правильно говорят казахи, естімеген елде көп.

А стихотворение Абая называется "Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?" Обязательно прочтите его, уверен, каждый найдет в нем свое.

О забытых героях (пример недостаточной идеологической работы)

Некоторые могут возразить, а что делать, если нет героев сегодняшних, ну или хотя бы вчерашних? Вот и обрастают старые слоями славы и легендарности. Я приведу один пример. Как-то я искал в гугле информацию о том, кто из казахских спортсменов первым завоевал олимпийское золото. Гугл не имел единого мнения на сей счет, но выдал имя спортсмена с интересной биографией - - борца классического стиля Шамиля Серикова.

За свои короткие 33 года жизни ему удалось добиться того, о чем многие спортсмены только мечтают. Шамиль Сериков становился двукратным чемпионом мира, чемпионом Европы, олимпийским чемпионом в 1980 году, многократным чемпионом Казахстана и СССР. Другого такого титулованного нашего чемпиона я не припомню. А многие ли из моих читателей вообще слышали о нем?

Продолжаю перечислять его достижения. Шамиль Сериков вошел в Книгу рекордов Гиннесса - за одну минуту сделал шесть бросков. Знавшие его утверждают, что он всегда побеждал вчистую, не по очкам, сразу укладывал на лопатки. В прошлом году его посмертно включили в Зал Славы борьбы Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA), тем самым он стал первым казахским спортсменом, которого Федерация поставила в один ряд с величайшими борцами современности.

История простого парня, в свое время покорившего вершину спортивного Олимпа, его трагический конец, удивительно похожи на готовый качественный киносценарий. Иногда я даже думаю, что будь он американцем, о нем бы уже давно сняли оскароносный фильм в Голливуде. Целое поколение моих сограждан, потребителей кинопродукции, уже успело вырасти на чужих героях. Это скорее плохо, чем хорошо.

Вот так и живем. Скоро начнем приписывать любую фразу Абаю, как это делают в случае со Стивом Джобсом, когда не могут вспомнить авторство той или иной фразы. Будем и дальше восхищаться героями чужбины, несмотря на то, что крепко стоим на плечах собственных забытых героев. Но всему приходит конец и я думаю, что переходный период уже подобрался к своему завершению.

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13995
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12826
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx