misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 204 гостя

12 у «них» и 12 у «нас»: разными дорогами к правде

с нами с 17 апреля 2014

Недавно посмотрел замечательный фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (США, 1957 год). Сразу же захотелось пересмотреть и не менее замечательный фильм Никиты Михалкова «12» (Россия, 2007 год), который является римейком фильма Люмета. Снятые по почти идентичному сценарию оба фильма позволяют увидеть чрезвычайно интересные расхождения в восприятии и правосудия, и суда присяжных, и, в конечном итоге, базовых национальных ценностей у «них» (т.е. американцев) и у «нас» (т.е. бывших советских).

Кратко напомню общий сюжет. Мальчик из бедной семьи обвиняется в убийстве своего отца. Дело рассматривается в суде присяжных. 12 мужчин готовы вынести решение. Виновность мальчика не вызывает сомнений ни у кого из 12, кроме одного. Этот присяжный голосует за оправдательный приговор и запускает цепную реакцию сомнений. Все 12 начинают обсуждать и по новой исследовать доказательства, прежде совершенно ясные. Постепенно в каждом из них зарождается обоснованное сомнение насчет каждого из доказательств, и мальчик предстает уже не убийцей, а жертвой обстоятельств или чьей-то злой воли.

На этом сходства заканчиваются, а вот отличий гораздо больше, и все они носят глубинный культурный смысл.

1. Мотивация Скептика. У «нас» сомнение скептичного присяжного носит скорее нравственный характер, чем логический. Сергей Маковецкий, исполняющий его роль, восклицает: «Ну, как-то быстро. Я испугался. Мы как-то руки раз и вверх… Там ведь какой-никакой человек». Он боится вот так легко и быстро отправить человека отбывать пожизненное наказание. У него нет доказательств, он не может рационально обосновать свою точку зрению. Разбирается в деле он со всеми вместе на протяжении всего фильма. Персонаж Генри Фонды, конечно, тоже предлагает всем поговорить и не выносить скороспелых решений, но этот присяжный ничего не испугался, он имеет вполне рациональные сомнения в отношении доказательств, которые и излагает в течение всего заседания.

2. Цепная реакция. В обоих фильмах Скептика поддерживает старик. Вот только совсем по разным причинам. Старик у Люмета восхищается храбрым поступком Скептика – одному выступить против всех, а потому надо поддержать смелого парня. Старик у «нас» не хочет брать на себя ответственность. Он говорит, что этот человек (Скептик) предложил мне взять ответственность и за его решение. Персонаж С. Маковецкого предлагает 11 присяжным проголосовать без его участия, и если снова будет 11 голосов за виновность, то он не будет возражать и присоединится к большинству.

3. Жизненные краски. Правосудие у Люмета сухо и безразлично. Все, что мы знаем об обвиняемом: пуэрториканец, из трущоб. И еще нам один раз показывают его лицо, полное надежд. Правосудие у «нас» не оторвать от жизни без «мяса». Нам подробно рассказывают о судьбе чеченского мальчика, которого усыновил русский офицер. Мы видим какие-то сценки из его жизни, его семьи, которые тесно связаны с чеченской войной. Более того, по ходу заседания нам показывают уже повзрослевшего мальчика в камере, как он в ожидании решения своей судьбы пытается согреться, танцуя лезгинку.

4. А судьи кто? У «них» правосудие еще и совершенно безлико. Мы чрезвычайно мало узнаем о присяжных. Нет, нам, конечно, кое-что сообщают – профессии некоторых из них, кое-кто даже рассказывает о себе. Но в целом Люмет рисует образ людей из толпы, таких же американцев, как и любой из зрителей. Нельзя сказать, что у Михалкова присяжные не типичны и в них трудно для зрителя узнать себя. Скорее они настолько типичны, что нетипичны. И мы узнаем о них гораздо больше, чем в фильме Люмета. «12» – это целый калейдоскоп судеб. Каждый присяжный демонстрирует театр одного актера, и мы наглядно видим, как личный опыт влияет на их решения, как много в правосудии человеческого.

5. От аргумента к вере. Один из самых любопытных эпизодов в обоих фильмах – эпизод с импровизированным следственным экспериментом, после которого становится ясным, что многие из доказательств вины мальчика сомнительны на поверку. После эксперимента у Люмета большая часть присяжных переходит на сторону Скептика. У Михалкова эксперимент убеждает только двоих. И вообще рациональные аргументы слабо работают. Присяжных у «нас» надо не убедить, а заставить верить. Отсюда и театр одного актера: главный аргумент – личные истории.

6. Большой брат. Может ли государство быть персонажем фильма? У Люмета – нет, но у Михалкова – да, особенно если его изображает неподражаемый Александр Адабашьян. Пристав, болтающий по телефонам присяжных – это даже не роль, это мегахэштэг, который связывает все представления о государстве в нашем сознании. Эти 12 «воюют» друг с другом, режут правду матку, исповедуются. А пристав, тем временем, их потихоньку грабит. Правда, похоже?

7. Страна победившего социализма. Среди присяжных у «них» и у «нас» есть работяга. У Люмета это персонаж положительный со всех сторон – рассудительный, сдержанный, неглупый. Работяга у «нас» – ходячая пародия на «простого» человека, который стирает целлофановые пакетики и ездит на дачу общественным транспортом. Его роль исполняет замечательный Алексей Петренко. Его работяга носит будильник в чемодане и все время говорит невпопад (это надо видеть, описать трудно). Забавно, что таковы представления о пролетарии (и отчасти они верны) в стране, где этот самый пролетариат всегда считался передовым классом. Времена изменились.

9. «Мы за ценой не постоим…» А помните, мы когда-то победили нацизм? У Люмета все присяжные как один отворачиваются и выражают осуждение, когда один из них допускает уничижительное высказывание в адрес небелых американцев. И это при том, что фильм Люмета вышел за 6 лет до знаменитого Марша на Вашингтон Мартина Лютера Кинга (иными словами, в это время в США толерантностью и не пахло). А что у «нас»? По ходу всего фильма раздаются антисемитские, шовинистические или ксенофобские лозунги. И не сказать, чтобы все остальные присяжные это горячо поддерживали. Совсем нет. Они скорее индифферентны, они к этому привычны.

10. E pluribus unum. Присяжные у Люмета – люди разных профессий и, наверное, разного социального положения. Однако это не бросается в глаза. Они разные, но равные, они, несомненно – люди одного американского мира, а потому легко друг друга понимают. Единство в многообразии. Если их что-то по-настоящему разделяет, то уровень образования. Присяжные у «нас» ранжированы по своему социальному положению, как бутылки с вином по полкам в зависимости от года. Мы сразу видим бедных и богатых. Но есть и еще одна граница. Присяжные делятся на тех, кто влился в сегодняшнюю жизнь, и тех, кто остался за бортом. Например, таксист, которого играет Сергей Гармаш, и успешный бизнесмен в исполнении Юрия Стоянова как-то не дотягивают до единства во многообразии. Это скорее одиночество в многообразии.

11. А кто тогда? Американским присяжным достаточно обоснованного сомнения, чтобы признать пуэрториканского парня невиновным. «Нашим» присяжным нужна альтернативная версия, нужен виноватый. И они его находят в лице строительной компании. Ведь не бывает так у «нас», чтобы никто не ответил.

10. «Истина где-то рядом». Итак, понятно, что 12 у «них» и 12 у «нас» к правде идут разными дорогами. Американские присяжные следует по светлому пути рационального разума. Присяжные у «нас» как будто бы тоже исследуют доказательства, но логика для них не главное, правду нужно прочувствовать, попробовать на зуб. Мало ли, что там придумал разум, но сердце-то не обманешь. И самое главное. Правда для американцев равна правосудию. У «них» все заканчивается правосудием. В конце фильма так и хочется сказать: «Good job, guys!» У «нас» с правосудия все только начинается. Правда гораздо шире правосудия. После оправдательного вердикта присяжные выясняют, что на свободе мальчику угрожает строительная компания, заинтересованная в их с отцом совместном жилище. И старшина скамьи в исполнении Никиты Михалкова принимает на себя ответственность за судьбу «чеченёнка». Вот и получается, что жизнь – отдельно, а суд – отдельно.

Я умышленно все время писал про фильм Михалкова «у нас», чтобы не перегружать повествование. Но на самом-то деле и американские, и российские присяжные – это у «них». А как же будет проходить такой процесс в Казахстане? Мы, конечно, тоже бывшие советские, и многое из фильма Михалкова будет на нас похоже. Но, наверняка, будут и большие отличия. Достаточно ли для нас правосудия? Какой дорогой мы к нему пойдем? Если скамья присяжных – это модель общества, то увидим ли мы единое в своем многообразии общество на казахстанской скамье? Я не знаю.

Суд присяжных в Казахстане действует с 2007 года, и популярность присяжных среди обвиняемых все время увеличивается. В октябре 2013 года Иоганн Меркель, заместитель Генерального прокурора РК, заявил, что недоволен качеством работы суда присяжных. Также он отметил, что принято решение о сокращении количества дел с участием присяжных.

Но больше всего меня занимает другой вопрос. И у Люмета, и у Михалкова присяжные так или иначе представляют собой большинство, которое прорывается к правде через тьму предрассудков по отношению к обвиняемому меньшинству. В американском фильме большинством выступают благополучные белые американцы, которые судят эмигранта из трущоб. В российском фильме большинство расплывчато, но одинаково не доверяет Чечне и чеченцам. А вот кто выступит в роли меньшинства, находящегося под подозрением, сегодня в Казахстане? Кем должен быть мальчик, подозреваемый в убийстве своего отца, чтобы вина его выглядела неоспоримой?

И последнее. Окажись я сам на скамье подсудимых по ложному обвинению, кому бы я вверил свою судьбу? «Нашим» или американцам? У меня нет сомнений – американцам (во всяком случае в редакции Люмета). А вы? 

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13990
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12823
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx