
Смутные времена пошли, непростые – то, что само собой разумеется, и никогда не оспаривалось, нужно беспрестанно повторять. В первую очередь себе, чтобы окончательно не спрыгнуть с рельс.
Недавно, например, оказался я в компании совершенно очаровательных дам. Слово за слово, зашла речь о семье (с маленькой буквы, семье как институции, а не то, что вы подумали). Тут я возьми и сболтни, что один из телеканалов собирается делать шоу, прославляющее семейные, матримональные ценности. Жюри будет смотреть разные казахстанские семьи, выбирать из них лучшие, и тем самым пропагандировать идеи счастливого, чадолюбивого супружества.
Как на духу – я не то, чтобы ждал восторгов по поводу этого известия, но некое одобрение думал встретить. Все-таки телеканалы наконец взялись за пропаганду общечеловеческих, понятных всем ценностей, тем более – в разрезе брачных отношений, которые не отличаются у нас особой крепостью.
Но все оказалось не так просто. Дамы тут же взвинтились (я не в курсе за семейный статус большинства из них, кстати), и я получил набор комментариев примерного такого порядка: «А что значит «традиционная» семья?», «Можно мне с котом участвовать, чем моя семья нетрадиционна?», «Что за шовинизм?», и так далее. Программу предлагалось немедленно закрыть, дабы не плодить шовинистические и даже фашисткие настроения среди народа.
Я, как та учительница русского языка, был немного обескуражен, слегка встревожен, и изрядно фрустирован. Дело, знаете ли, в том, что лично я всегда полагал за традиционную семью союз из мужчины и женщины, которые совместно преодолевают жизненные невзгоды, вкушают радости, и по возможности рожают и воспитывают детей. Я не против никаких других форм семейственности, но твердо убежден, что пропагандировать следует освященный тысячелетиями вариант, исторически доказавший свою эффективность.
Ситуацию на мое счастье как-то сбалансировала одна из участниц дискуссии, помнится, это была Майя Акишева. Она сказала, что в стремлении везде найти шовинистические нотки можно уйти слишком далеко, и обвинить, например, «Веселые старты» в ущемлении лиц нетрадиционной ориентации. Ведь там по какому-то чудовищному недосмотру не участвуют «Родитель №1 и Родитель №2 с детьми 1-2-3». А ведь «Веселые старты» могли бы стать еще веселее, хей-хей!
Домой вернулся я в чудовищном раздрае, и как это часто у меня бывает, тут же принял несколько книг, чтобы забыться. Книги, эти вечные спутники рефлексантов, вернули мне уверенность в прошедшем дне: да, я не ошибался, и католическая Европа, и протестантская Америка, и конфуцианский Китай провозглашали семью как священный институт мужчины и женщины, как ячейку общества, как модель государства в миниатюре. Собственно, и Адам Смит, с его производительными силами, льет воду на ту же мельницу: никакой кальвинизм ничего бы не обеспечил без богоугодной, воцерковленной семьи.
Крепкая семья – это хорошо. Крепкая семья - это основа крепкого общества.
Я, в общем, ничего не имею против самостоятельных одиноких женщин, великовозрастных холостяков, гомосексуалистов и даже адептов керлинга. Но я категорически против пропаганды всего того, что не вписывается в модель традиционной семьи в историческом разрезе.
Я вообще за все традиционное. Мне и вправду кажется, что фундаментальные основы функционирования общества на то и фундаментальные, чтобы их не тревожить. Иначе развалится вся надстройка. Их, эти устои, можно только модернизировать.
Именно поэтому мне нравится конкурс «Қазақ аруы», и не нравятся состязания с приставкой «Мисс». Давайте признаем, что соревновательность в женской красоте – явление неизбежное с тех пор, как Гомер написал про Елену: «Истинно, вечным богиням она красотою подобна». Мы всегда будем сравнивать красоту, а зеркало вечно будет спрашивать у хозяек, кто всех румянее и белее одновременно. Вопрос только в форме реализации этого неизбывного желания оценить красоту с точки зрения сравнительного анализа.
Так вот конкурсы «Мисс» мне представляются пошлым смотром женской натуры. Особенно меня выбивают из колеи дефиле казашек в бикини – я всерьез полагаю, что казашкам должно быть стыдно светить своими глютеусами и бедрами перед многотысячной аудиторией. Такие проходки, простите, похожи на смотр товара.
Это, разумеется, право самих девушек – заголяться или нет, но мне кажется, что в ближайшей перспективе «Қазақ Аруы» именно в силу своей ставки на традиционность, затмит все «Мисс» разом. Никаких бикини, голых ляжек, и двусмысленных фотосессий. Скромность, обаяние, грация.
И да, из конкурсанток «Қазақ Аруы», судя по всему, получатся хорошие такие шовинистки.
Ну знаете, те самые, что хотят замуж, и нарожать детей.
фото 24kz