
С повсеместным воровством в нашей стране все свыклись, некоторые даже успевают извлекать из этого пользу. Одни люди в нашей стране присваивают чужие деньги, другие, те, что, видимо, поинертнее - пока только чужие тексты. К примеру, плагиатщики, не смотря на вскрывшиеся факты, продолжают здравствовать и преспокойненько строчат свои опусы и набирают бешеное количество просмотров. И я не удивляюсь. А почему? Потому что, воровство для моих сверстников, это, конечно, может и грех, но, как выяснилось, не такой уж серьезный. Во всяком случае, проворовавшийся человек, может, по мнению некоторых, оставаться интеллигентом. Вспомнила тут один случай.
Это было примерно год назад. Была вечеринка из серии «как много умных людей на один квадратный метр». Одни гости были остроумны, другие просто навеселе, эрудиты умничали на тему самого свежего произведения Умберто Эко, а таланты рассказывали о том как сами пишут прозу и стихи, некоторые просто прилегли на спиртное, чтобы хоть как-то оправдать свое присутствие в такой интеллигентной компании.
Одной девушке позвонили, она вышла, чтобы поговорить и вернулась счастливая: «Только что звонил один человек из такого-то министерства, точно, не помню какая у него была должность, но очень высокая, поздравлял с праздниками – боже, такой интеллигентный человек, просто душечка, но потом проворовался по-крупному, и его сняли. Очень жаль, что так с ним случилось».
Я говорю : «Ничего себе интеллигентный, получается, интеллигентно воровал в особо крупных масштабах?». Одна гостья мне возразила – «А почему ты считаешь, что интеллигент не может воровать?» . После чего у нас завязалась такая дискуссия, что кажется мы испортили весь вечер. Не смотря на то, что все мы были примерно одного возраста – один-два года разницы, жили в одной стране, получили примерно одинаковое образование, наши понятия об интеллигентности, оказались крайне разными. Оказалось, что для большинства присутствующих, интеллигент – это образованный и вероятно воспитанный человек, я же наставила на том, что к этому всему определению должно присоединиться еще и слово «порядочный». Что интересно, я осталась в меньшинстве, а точнее в одиночестве, хотя были люди, которые и вовсе воздержались от споров – все-таки глупое это занятие. «У тебя какое-то коммунистическое восприятие интеллигенции, - говорили мне мои оппоненты. - Это что за такие волшебные, идеальные люди, которые живут в современном мире, имеют полномочия, и не воруют?». Я, конечно, отбивалась, как могла - язвила на тему того, что коммунисты были, похоже правы, говоря, что интеллигенция это не мозг нации, а, г…о. Конечно, я так не считаю, но надо же было как-то противостоять идеологическим противникам. Но мне вот что стало интересно - как мы можем победить коррупцию, если даже молодая, прогрессивная часть нашей страны, - к которым я причисляла моих оппонентов, считает, что воровать - это нормально? И даже если не нормально, то ничего страшного в этом нет? Но зачем этим интеллигентам идеи о гуманизме и рассуждения о высших моральных категориях, в то время как одну из главных заповедей – «не укради», они не считают важной?
Культуролог Юрий Михайлович Лотман, говорил, что интеллигентность - это психологическое свойство, которое может быть присуще любому человеку, принадлежащему к любой общественной группе. «Да, - кричала я. – Я буду считать интеллигентным человеком скорее того, кто не ворует, и высшего образования не имеет, но искренне любит литературу и театр, на все свои 8 классов образования, чем человека с докторской степенью по культурологии, который обворовывает родной институт». Спорщикам было смешно, но, видимо, как-то неспокойно - наши интеллигенты кричали, брызжа слюной мне в лицо. «А вот – по-твоему – такой-то (звучала громкая фамилия) интеллигент?, - орали они на меня.- А такой-то?». Я путалась в показаниях, ведь за руку никого из перечисленных господ не ловила, пусть даже эти люди в тюрьме сидят. А грань между вором и оппозиционером в наше время такая, знаете ли, непонятная.
К слову, к интеллигенции сама себя я не причисляю - не способна на слух определить какая звучит музыка - Шуберта или Гайдна, могу ругнуться матом, и если мне нахамят никогда не останусь в долгу, ну какая из меня интеллигентка? Вспоминался старинный анекдот - «Скажите, вы - интеллигент? Что вы, у меня профессия есть!».
Мы еще долго кричали, но, чтобы вконец не портить вечер, сошлись на дурацкой формулировке – мол, каждый имеет право на свое мнение. К тому же мой аргумент – «Вот я бы не воровала»! Был парирован: «Просто у тебя такой возможности не было!». Логично. Раз и испытания не было, может, и не стоит зарекаться? Мы разошлись по домам, но тот разговор у меня не выходил из головы. Нашла в сети письма Антона Павловича Чехова своему брату Николаю, отправленное им в марте 1886 года, где он писал о том, какие люди по-настоящему интеллигентны. Вот несколько цитат:
«- Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
- Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам,
- Они уважают чужую собственность, а потому платят долги,
- Они чистосердечны и боятся лжи как огня. ..."
Правда, в этом же письме, классик пишет, что интеллигентные люди также «воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются укротить и облагородить половой инстинкт».
Вот я и думаю, это последний пункт всех напугал, или интеллигентов, описанных Чеховым, или придуманных мной (простите, что в одной строчке с Чеховым)) нет на свете?