Французы уезжают из Франции. Эта удивительная реальность мне открылась всего несколько месяцев назад. Пока иностранцы едут в страну Мольера в поиске лучшей жизни все больше коренных жителей отправляются в другие места за лучшей жизнью. Что же собственно происходит?
Я все чаще задаю себе вопрос, где она лучшая жизнь? Почему в любой стране мира обязательно найдутся те, кто отправится искать счастья в другое место. Это связано с самой страной или с людьми, которые в ней живут? И, удается ли кому-нибудь найти это самое счастье за которым они отправляются. Я жила в нескольких странах и каждый раз приходила к выводу, что идеального места найти невозможно, всегда найдутся отрицательные и положительные моменты и все зависит от того на каких ты сам предпочитаешь остановиться.
Казалось бы Франция, красивая страна, отличное вино, вкусная еда, и вполне можно наслаждаться жизнью, особенно, если ты молодой француз с дипломом высшей школы. Ан, нет. Франция больше не кажется привлекательным местом, и за последние пять лет (по некоторым официальным данным, которые мне удалось отыскать в Интернете) из страны уехало 140 000 семей. В моей бизнес школе уже несколько преподавателей утверждают, что от 20 до 30 процентов выпускников, отказываются от французских контрактов и уезжают работать в другие страны. Среди популярных направлений Соединенные штаты Америки (во Франции очень сильно выражен культ США, молодежь мечтает посетить Нью-Йорк и вообще пожить там считается очень крутым), Канада, Англия, Германия, Швейцария, Бельгия, Бразилия, Чили. В чем причина? Их много.
Прежде всего, Франция как и другие страны переживает этап глобализации и французы, наконец-то осознали, что кроме прекрасного французского языка существуют и другие, например английский. В связи с этим по местному телевидению можно увидеть дебаты о том, что преподавание английского языка в образовательной системе на довольно низком уровне, что все больше родителей отдают с раннего возраста детей на обучение английского и в стране открываются специализированные детские центры, где французская детвора изучает инглиш. Глобализация, интернет, авиакомпании low-cost только увеличивают мобильность французов, да и всех европейцев, впрочем. Кроме того, в бизнес и школах инженеров теперь обязательным является практика или год обучения за рубежом. Да и международные компании все больше отправляют заграницу французских работников (в основном менеджеров среднего звена). Впрочем, есть и шансы получить свою первую работу в крупной компании с последующим возвращением во Францию.
А теперь о других причинах. Во Франции, все строиться на дипломах и на том как долго ты просидел в своем кресле. После двадцати лет упорной работы тебе наконец может достаться хорошее место. Может показаться удивительным, но рабочие места нередко «находятся» благодаря знакомствам, а не заслугам. Даже в бизнес-школе нам не перестают говорить о необходимости построения «окружения» без которого почти никуда не возможность устроиться. Разве что с «бетонным» CV.
Проблема еще в том, что здесь любят заранее определенные резюме, отучился в таком-то университете, прошел такую-то стажировку, имеешь столько-то лет опыта работы. Как только ты выходишь за рамки привычного и ты не такой как все тебя вычеркивают из списка. Вот еще что. Без опыта никуда, если только нет знакомых, которые могут помочь устроиться. Ну и конечно, молодые специалисты очень редко получают руководящие посты, даже если они достаточно умны и в три раза образованнее своего руководства. Поиск работы занимает слишком много времени, резюме теряется среди массы таких же резюме, и спрос намного превышает предложение.
Собственно поэтому французские выпускники сразу же после окончания учебы отправляются на работу заграницу, где можно рассчитывать на более высокую зарплату и интересную работу .
Один из наших преподавателей сказал так: «К сожалению, во Франции очень любят уравнивать, быть личностью здесь очень сложно».
Впрочем, это еще не все. Высокие налоги (которые только растут от года в год) вынуждают компании платить маленькие зарплаты сотрудникам, слишком уж фискальная нагрузка тяжелая. Получается, что француз, который зарабатывал во Франции 1300 евро, спокойно найдет в Швейцарии работу с окладом 2000-3000 евро. Варьирование в зарплатах может достигать 8-10 тысяч евро.
Довольно много разговоров ходит и об условиях работы. Например, компания может указывать в контракте рабочую неделю 35 часов (требование по закону), но фактически вкалывать придется 50 часов. Недоволен? Еще 100 человек желающих найдется на это же место.
В связи всем этим, о чем сегодня беспокоится Франция? О том, что образованная элита уезжает за рубеж, а в ответ страна получает совсем другое население. Например, ежегодно 80 000 французских студентов уезжают заграницу, в то же время в страну въезжают 285 000 иностранцев, большей частью из Африки, Китая. По сути, фундаментально меняется само население и если можно так выразиться качество этого населения. Франция почти не привлекает европейских специалистов (за исключением стран сильно тронутых кризисом - большей частью Испания, хотя, конечно испанцы всегда были частью иммиграционной волны). Говорят, что эта мобильность будет только расти, а темпы ее увеличатся. Впрочем, пока правительство занято другими более важными вопросами – например, почему не ввести налог на Red bull?
Веролина Бернал,
Франция