Казахстанское кино - явление весьма и весьма противоречивое. Для одних его просто не существуют, другие уверены, что в Казахстане снимают всякую хуйню, третьи пытаются всеми правдами и неправдами сказать в нем свое слово. В этом посте я бы хотел рассказать о других людях. О тех, кто пытается казахстанское кино создавать.
Кинопродюсеров в родном отечестве не так уж много. Еще меньше тех, кто смог доказать, что он достоин им называться. Для того, чтобы понимать, кто ответственен за сегодняшнюю ситуацию в казахстанском кино, я составил список из десяти самых плодотворных продюсеров последних пяти лет.
Ермек Аманшаев
В среде казахстанских киношников отношение к Аманшаеву предельно полярное. Одни считают его едва ли не спасителем казахстанского кино, другие испытывают к нему лютую ненависть. Рискую снискать славу подхалима и лизоблюда, но я больше склоняюсь к тому, чтобы принять сторону первых.
Возглавив киностудию «Казахфильм» в 2008 году, Аманшаев сделал то, что считалось невозможным на тот момент (напомню, финансовый кризис, вечная нехватка кадров и т.п.) – он заставил студию снимать и выпускать кино. Но что еще более важно, Аманшаев заставил зрителей говорить о казахстанском кино (хорошо или плохо, это уже второй вопрос). Сначала была опальная «Келин» Ермека Турсунова, которая прошла в пре-шорт лист «Оскара», затем нашумевшая молодежная драма «Сказ о розовом зайце» Фархата Шарипова, на которую внезапно ломанулась вся казахстанская школота и молодежь, вышедший в российский прокат ромком «Ирония любви», первый казахстанский фильм в 3D «Возвращение в А», первый полновесный экшн «Ликвидатор» и масштабная историческая драма «Жаужурек Мын бала». Параллельно с этим на экраны вышла около двух десятков менее нашумевших проектов.
Впрочем, и ошибок на счету Аманшаева, таких как запуск монструозных фильмов «Ради будущего» Ерлана Сагинова или «Качели любви» (ни к ночи будут упомянуты) Тохтара Карсакбаева, хватает. Однако отрицать тот факт, что на сегодняшний день Ермек Амирханович Аманшаев самый влиятельный и дальновидный из всех казахстанских продюсеров, по-моему бессмысленно.
Акан Сатаев
Первый из казахстанских кинематографистов, доказавший, что на кино в Казахстане можно зарабатывать не только деньги, но и славу. В прошлом клипмэйкер и актер, Акан Сатаев громко заявил о себе в 2007 году, когда на экраны вышла криминальная драма «Рэкетир».
Тогда Сатаев проявил себя не только, как талантливый режиссер, но и как мудрый стратег. Акан буквально запрыгнул в последний вагон уходящей моды на фильмы о лихих 90-х, которую задали российские «Бригада» и «Бумер», и создал первый прецедент успешного независимого кино в Казахстане. Рекламная кампания «Рэкетира» также была выстроена очень грамотно – Сатаев не стал насиловать зрителя бесполезной наружной рекламой и затрахивающими рекламными роликами по телеку, вместо этого в ротацию на телевидении и радио был запущен динамичный саундтрек «Рэкетира» под названием «Без сна», который записала молодая и тогда еще никому неизвестная рэп-группа Metis`s. Песня стала хитом, а «Рэкетир» долгое время оставался самым кассовым независимым казахстанским фильмом.
В 2009 году Сатаев выстрелил двумя успешными проектами. На экраны кинотеатров вышел мистический триллер «Заблудившийся», а по телевидению с огромным успехом прошел семейный мини-сериал «Братья», который частично перекликался с картиной «Рэкетир».
Неудивительно, что Сатаевым тут же заинтересовался «Казахфильм». В 2010 году Сатаев снимает экшн-драму «Ликвидатор» и тут же приступает к съемкам масштабного исторического полотна «Жаужурек Мын бала», который впоследствии станет самым кассовым казахстанским фильмом современности.
Помимо собственных работ, Акан Сатаев также спродюсировал телевизионные сериалы «Айналайын» и «Болашак»,которые были сняты Ахатом Ибраевым, Канагатом Мустафиным и Сериком Утепбергеновым.
Гульнара Сарсенова
Женщина-танк Гульнара Сарсенова ворвалась в казахстанское кинопроизводство намного позже, чем заработала свой первый миллион баксов (да и второй тоже).
Бывший совладелец «Французского дома» Гульнара Сарсенова изначально была привлечена к производству международного проекта «Монгол» Сергея Бодрова, как инвестор. Однако, амбиции великого киношника заставили Сарсенову уйти в дело с головой. Есть, конечно, и желтая версия того, как успешная бизнес-вумен вдруг стала кинопродюсером, но я в это вникать не хочу.
Вышедшая в 2007 году историческая картина «Монгол» прошла в мировом прокате довольно успешно, но триумф Сарсеновой как продюсера состоялся в 2008, когда картина Сергея Бодрова вошла в пятерку номинантов на «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке», а премьера многострадальной драмы «Тюльпан» Сергея Дворцевого на Каннском кинофестивале заставил заговорить о возрождении казахстанского кино все мировое киносообщество, а сама картина завоевала главную награду в программе «Особый взгляд».
После этого Сарсенова была сопродюсером американской картины «В электрическом тумане» с Томми Ли Джонсом и Джоном Гудменом в главных ролях, имиджевого сериала «Астана – любовь моя» и арт-хаусной картины Ермека Шинарбаева «Письма к ангелу». Над последними двумя проектами Сарсенова работала, будучи главой собственной киностудии «Евразия фильм продакшн».
Эта же студия снимала международный проект «Байконур» режиссера Файта Хельмера, который был показан в прошлом году в Алматы всего один раз и вызвал разговоры не столько о своем качестве, сколько об актерском дебюте внучки Нурсултана Назарбаева – Венеры Алиевой.
Среди грядущих продюсерских проектов Гульнары Сарсеновой значится всего одна картина – режиссерский дебют президента АО «Казахфильм» Ермека Аманшаева «Балкон на первом этаже».
(продолжение следует…)