Прошло более двадцати лет, как открылись границы, пал железный занавес, деливший мир на нас и на них, Запад и Восток, и простой народ тоже увидел другую жизнь. Там, за бывшим железным занавесом первые счастливчики, которым удалось попасть на Запад, фотографировались на фоне колбасных рядов. Все первые открытия, связанные с заморской жизнью, касались продуктов. Сегодня эти открытия кажутся забавными поколению 20-летних. Им не приходилось «доставать» продукты, да и слово «дефицит» уже давно попало в список умирающих.
А для нас, открытий разных было много. Первое, оказалось, что колбаса бывает не только докторской и сервелатом, и ее можно покупать не только к праздничному столу. Потом ушлые западные товарищи стали отгружать в нашу страну все то, что у них не едят нормальные люди. Среди них была колбаса, которая взрывалась при неосторожном использовании, печение, которое горело, сникерсоподобный шоколад, который вяз в зубах. Но мы были счастливы, потому как было чувство, что вместе с новыми вкусовыми ощущениями приобретаем билет в когда-то запретный блестящий мир капитализма.
И процесс вовлечения в глобальную продуктовую систему и масс-культуру покатился с бешенной скоростью по нашей стране. Впрочем, всякие там Макдональдсы и прочие столовки быстрого обслуживания не сразу прижились, да и сейчас рано говорить об этом. Если и любят детки фаст-фуды, вкусную самсу как оказалось наши местные пекари научились готовить еще быстрее, да и дешевле.
Я часто иду на работу через подземку, где одновременно работает несколько точек быстрого, а главное нашего среднеазиатского питания – самсу пекут в печах, кофе наливают в бумажные стаканчики. Конечно, основные клиенты - это юные студенты и школьники, те самые на кого рассчитаны дорогие брендовые фаст-фуды в городе.
Вторая волна открытий чудных накатила лет через десять после первой. Колбасные ряды в каком-нибудь европейском супермаркете перестали служить бэкграундом на фотографиях наших туристов. Но зато поперла мода на моду. Мы в очередной раз осознали, что одеваемся не так, как это делает цивилизованный западный мир. Все эти футболки китайского производства с корявой люрексовой надписью «Гуччи», которые считались боже какими модными, в одночасье стали предметом для потехи и злых шуток. Нам захотелось одеваться так, чтобы никакой европейский официант не задал унизительный вопрос: «Мсье, вы русский?», потому как вычислить «нашего» бывшего советского человека могли даже официанты в ресторанах. Впрочем, именно они и могут, психологи еще те. Насколько я понимаю, для этого есть несколько факторов: суровое выражение лица наших людей, стиль одежды, манера вести себя на людях, за столом в ресторане, в тамошних бутиках. При этом, нашему человеку и рта открывать не надо, лично я определяю их с лету.
Итак, вторая волна открытия Запада повлекла за собой лихорадочное желание «совков» (мы себя сами так обзываем) смыть с себя все советское, читай: позорное и отсталое.
Затянул нас в свои сети весь этот а-ля западный стиль жизни по самое не хочу. И я абсолютно уверена, что это не столько эдакий общемировой тренд под названием «глобализация», сколько наш неистребимый комплекс неполноценности. Многие мои знакомые, между прочим продвинутые, и с европейским образованием, почему-то уверены, что все западное – это автоматически правильное и достойное подражания. Я понимаю, что такое заблуждение характерно для тех, кто дальше Каскелена не уезжал, но черт возьми, почему так не любят себя и новые казахстанцы, которых ничем вроде уже не удивить? Ну они-то чего так закомплексованы и так сами себя не уважают?!
Этот вопрос я задавала себе лет эдак пять назад. Помню, однажды зимним не сильно морозным вечером встречалась в алматинской кафешке с одной из таких приятельниц с британским образованием. Так она начала с хочу очень жестко меня критиковать. Надо сказать, что я типичная наша девушка, то есть, считаю нужным делать макияж перед выходом в свет, ну и вообще, уделять внимание себе – салоны красоты, депиляция, маникюры, педикюры, и прочие обязательные процедуры. Плюс, хорошие духи, платье или юбка, вместо штанов, если хочу выглядеть что называется «на уровне». Между прочим, такой экстерьер дается просто, это как почистить зубы с утра.
Так вот, моя прибританенная приятельница наехала на мои красные ногти. Мол, в Великобритании считается неприличным так ярко краситься, и вообще, каждый день делать макияж. К слову, я на фоне других казахстанских красоток выгляжу ненакрашенной, эдакой скромницей-скромницей. А тут меня описали как какую-то вульгарную провинциалку. Приятельница не унималась, вот де смотри, я одета - как они. Ха-ха-ха! Я вам сейчас опишу как она была одета: свитер, далекий от гламурности, аналогичные бесшармовые штаны, ни макияжа, ни маникюра (вместо него – обглоданные ногти), ни духов, естественные до безобразия брови. Судите сами, что на взгляд западных дам считается правильным.
В деле женской красоты, конечно, необходимо соблюдать золотую середину. То есть, не оставаться уж слишком естественной (да еще и гордиться этим), но и не превращаться в куклу Барби со всеми искусственными частями тела – от ногтей и волос на голове, до ресниц и передутых губ а-ля Анжелина Джоли.
Наши тетки и меня часто забавляют своим представлением о том, как одеться по случаю. Да вы и сами часто видите таких смешных женщин в нелепых из-за излишней пафосности одеяниях, в дешевых украшениях, имитирующих бриллианты, с суровыми укладками времен развитого социализма. Но все же, в нашем городе я чаще вижу до неприличия безупречных девушек, ну абсолютно сошедших со страниц глянцевых журналов. Европейские мужики над этим фактом любят потешаться, но сдается мне – прикидываются. На самом то деле, они кайфуют от такой бесконечно красоты. Таких в старушке Европе практически не встретишь.
Там все просто. Джинсы, мятые футболки, зимой – не шубы, а пуховики и куртки. Никаких каблуков, только удобная обувь! И опять же, обглоданные ногти, как признак «интеллигентного» презрения к буржуазным радостям. Там в Европе все это выглядит гармонично. Потому как и скорости другие, более высокие, и плотность населения делает поезда и автобусы местом, где все стоят плечом к плечу (вот почему, наверно, нет смысла гладить вещи!).
Но когда эти люди со своей культурой живут и работают здесь (особенно, дамы), то наши мужчины с большим удивлением, и даже где-то брезгливостью отзываются о них. В нашей гламурной южной столице европейская тетенька выглядит часто так: неглаженные вещи, жуткие брови, которые никогда не видели щипцов, бледная кожа без кремов и тональной защиты, ногти с остатками прошлогоднего лака, волосы, часто немытые. Да и запах западных продвинутых теток - отнюдь не запах французских духов, а скорее, запах тяжелого труда. Да простят мне мои европейские товарищи. Но это так.
Однако, в отличие от нас, закомплексованных, неуверенных, европейские дамы совершенно спокойно относятся к своим недостаткам, и счастливы какими-то совсем другими радостями. И эти радости берутся совсем не из модного бутика.