Начну с небольшой истории одного из знакомых моей семьи, который в свое время уехал в Германию. Иммигрировал он вместе с супругой и дочерью, когда ему было уже за сорок. Мы встретились с ним в Москве. Мне было чуть больше двадцати. Прошло уже больше десяти лет с того момента как он покинул Казахстан. Он успешный бизнесмен, управляет большой строительной компанией. А когда-то, ему инженеру, руководящему при Союзе крупным строительством пришлось начинать с низов, искать работу и браться за то, что послал Бог. Он был водителем. Вот, что он мне сказал:
- Когда приезжаешь в страну, где люди живут немного лучше, чем жили мы и ты идешь мимо красивых домов, то видишь как за их окнами живет другая жизнь, совсем не такая какой жил ты. Вдруг в одном из домов ты замечаешь праздник и веселящихся гостей. Им хорошо и ты хочешь быть частью этой жизни, сидеть вместе с ними за одним столом, пить дорогие напитки, пробовать изящные блюда. Но мест нет. И все же ты все равно заходишь в этот дом, пытаешься вести себя так же как они и тебя даже принимают за своего. И вдруг ты видишь как одному из гостей звонят, он встает и выходит. Немедленно ты занимаешь его место и когда гость возвращается и пытается тебя прогнать со своего места, ты вцепляешься зубами и ногтями за стол и кричишь во все горло, что это твое место и всегда было твоим.
Когда я приехала во Францию я часто думала об этой истории и об этом человеке, который был одним из примеров успешных иммигрантов. Я написала ему письмо. На тот момент я всячески искала свое место и вот, что он мне ответил.
«Доброе утро Веролина.
У нас есть дальняя родственница, она в свое время окончила радиотехнический институт в Ленинграде, вышла замуж, родила двоих детей. Муж спился. Она кое-как с маленькими детьми выехала в Германию. Начала с того, что нанялась мыть полы. Нашла работу, вышла замуж. Сейчас ведущий специалист в крупной компании. Ездит по командировкам по всему миру, читает лекции на английском языке, купила дом недалеко от французской границы и забрала туда родителей. Так что все возможно, нужно только хотеть».
Я очень хотела.
Из прошлого материала вы помните, что я поступила в бизнес-школу и подписала контракт с международной компанией. Мне предстояло работать в маркетинге. Все эти позитивные перемены требовали моего переезда в другой город. Мне нужно было оставлять временно ребенка и мужа, переезжать самой, искать жилье и затем рассматривать возможность переезда всей семьей. Я сняла маленькую комнатку в квартире, которая сдавалась пяти или шести съемщикам. Что-то типа общежития: коридор в котором много дверей, за которым своя маленькая жизнь. Туалет для всех общий. В комнате было очень холодно. На самом деле пол был все время влажный и поэтому я не могла установить электрический обогреватель, слишком опасно. Кровать старая, через неделю дно рухнуло прямо посреди ночи, а при каждом выдохе я видела облачко пара своего дыхания. Но честно говоря, я была счастлива, потому что это была первая победа. В пятницу вечером я садилась за руль и ехала в другой город, чтобы повидать мужа и ребенка. Дистанция между двумя городами почти 300 километров, обратно я ехала уже в воскресенье. Через месяц мне удалось найти квартиру. Надо пояснить, что поиск жилья во Франции – вопрос непростой. Большинство квартир сдаются через агентства, гонорары которых составляют месяц арендной платы. Аренда частными лицами дело скорее редкое, поэтому поиски могут быть весьма долгими. Думаю, мне скорее повезло, так как квартиру которую мы впоследствии арендовали располагается всего в 10 минутах от работы, я могу даже пойти на работу пешком. Итак, муж мой уволился, ребенок переведен в другую школу и мы начали новую жизнь. Правда, теперь моему мужу потребовалось три месяца, чтобы найти новое место и наконец ситуация началась стабилизироваться.
Вот собственно и все, что я могу вам рассказать о своей иммиграции, которая, конечно, еще не окончена. У меня нет гражданства и ежегодно мне нужно продлевать вид на жительство, доказывая документами государству, что мы действительно живем вместе с мужем, иначе могут обвинить в мошенничестве и браке по расчету и в виде на жительство отказать. Запросить гражданство я смогу только по истечении четырех лет совместной жизни и далее еще год после его получения необходимо оставаться в браке. Я это не к тому, что я подумываю о разводе, а в том смысле, что если кто надумал выходить замуж за француза и не уверен в его чувствах лучше не рисковать. Лично мне пришлось быть свидетельницей истории как девушка из Украины оказалась без документов и нелегально пребывала в стране. Еще мне часто приходится объяснять почему я приехала во Францию и как только я сообщаю, что муж мой француз, то вижу как тень недоверия пробегает по лицам людей, мол, ну да конечно вышла замуж, чтоб гражданство получить. Честно говоря, меня это сильно раздражает. Поэтому, теперь когда меня спрашивают зачем я приехала я прямо отвечаю за французским паспортом. Дальнейшие вопросы отпадают сами собой. Даже во время свадьбы меня спрашивали о том, бедно ли мы живем в Казахстане, в этих случаях я расписывала богатства страны, впрочем, по их лицам было видно, что не верят: «Врет она, знаем, зачем приехала».
Моя первая статья вызвала немало откликов, меня немало упрекали в негативном настрое и я получила добрую долю советов о том, что уж лучше б остаться у себя, чем там вот так жить. И вот мой ответ: Все, что я написала – правда. Я не преувеличила ни капли и более того, еще не все рассказала. Что касается выбора, то у каждого свой путь. Когда мы решаем, что-то делать в своей жизни, сделать крутой поворот, найдется тысяча людей, которые будут говорить, что это неправильно и что так не нужно делать, это глупо. Но если внутри себя мы чувствуем, что именно это решение правильное нужно его принимать. Потому, что когда добиваешься успеха эти же самые люди придут похлопать по плечу и сказать «Я всегда знал, что у тебя получиться». Меня все отговаривали от брака с моим французом, называли сумасшедшей. Я просто оборвала отношения с теми, кто меня осуждал. Конечно, я до сих пор задаю себе вопросы о том, что будет дальше и как я буду здесь жить, потому что на последних президентских выборах партия националов набрала самый большой процент с истории своего существования. В стране много разговоров о том, что иммигранты – это криминал, иммигранты берут нашу работу и так далее. Иногда на меня накатывает страшное чувство одиночества, потому что я чувствую, что я не такая как они и никогда такой не стану, что мне улыбаются в лицо (потому что у французов очень важно быть вежливыми даже говоря неприятные вещи), но мне не всегда рады. Потом это проходит. Жалею ли я о том, что приехала? Нет. У меня всего одна единственная жизнь и я предпочитаю прожить ее, пусть даже не все получается гладко. В любом случае я открыла для себя новую страну, со своими достоинствами и недостатками, увидела новые места и познала новый опыт.
Хочу ли я здесь остаться навсегда? Я не знаю. Втроем мы ожидаем решения Канады по-нашему досье и кто знает может быть через несколько лет мы двинемся к новым авантюрам. А может быть и нет…