misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 64 гостя

Живопись от дилетанта. Часть вторая: О, женщины

с нами с 26 марта 2013
 
Живопись от дилетанта. Часть вторая, женщины 
 
Первую часть своей профанской историии живописи я полностью посвятил одной картине Леонардо да Винчи, поскольку она, как известно, заслуживает целые тома исследований. Теперь можно и ускориться — вторая часть моей франшизы посвящена женским образам в истории искусства. Без да Винчи, конечно, тоже не обошлось, но его будет мало. Верьте мне. 
 
В средневековье основным трендом в женской портретной традиции была Мадонна — вот она сидит с младенцем Иисусом, вот она опять сидит с младенцем Иисусом, и снова сидит с ним, и так до бесконечности. При этом восседала Богоматерь по обыкновению на царском престоле, сверху на нее падал сноп света, а маленький спаситель человечества всем своим видом напоминал серьезного агашку, уже понявшего, зачем он пришел в эту юдоль слез, и трезво готовящегося к неминуемому. Исторической правде это не очень соответствовало (ну если можно говорить о правде в контексте Священного Писания, ибо известно, что не восседала на престоле Мария, родив сына), зато с пафосом и принуждением паствы к смирению все было замечательно. 
 
Чтобы показать святость персон, художники отделяли сакральных личностей от простых ореолами над головами. Причем ореолы эти были в виде непрозрачных  сплошных блинов. Типа спутниковых тарелок: хеллоу, я на одной волне с Господом! (шутка). Мадонны при этом явно позировали, и показывали Христа в демонстрационном, более подходящем для манекена режиме: смотрите, кто пришел. Вау! 
 
Леонардо да Винчи разобрал незыблемый образ Мадонны на кусочки. Во-первых, именно он превратил тарелки над головами в тонкие, едва заметные сияющие обручи, которые мы до сих пор воспринимаем как должное. Во-вторых, он лишил героиню напускной торжественности, сохранив ее Божественное призвание — если у средневековых художников Мадонна есть царица небесная, то у Леонардо она становится земной матерью. Играет с ребенком, улыбается, и вообще, как говорится, не понтит. 
 
Следующий шаг в трактовке образа сделал Рафаэль. Его «Сикстинская Мадонна» не улыбается, не машет. Картина гениально сделана: пирамидальные композиция полотна (заимствованная, видимо, у да Винчи) выстроена так, что создается ощущение, будто Мария с младенцем нисходит с небес прямо к зрителю. То есть в грешный мир. Святой Стикст перстом указывает ей дорогу. Лицо Марии преисполнено трагизма - она не хочет к нам, потому что знает, какая судьба уготована младенцу. И все же она идет, и готова отдать миру самое дорогое, что у нее есть, ибо нам не выжить без него. 
 
Хотите вы того или нет, но ваш взгляд постоянно будет возвращаться к глазам Марии - и всегда (во всяком случае, так это происходит у меня, и кстати, так же было с русскими интеллигентами 19 века) заставлять терзаться чувством вины. Ведь она отдает нам самое дорогое, что у нас есть. А что мы можем дать ей взамен? 
 
Поскольку дуализм есть продукт двойного разделения мира на божественное и инфернальное, постольку Мадонне сопутствовал второй женский лик — Венера. Одна святая, другая грешная. Одна чистая, другая чувственная — роднит их только то, что обе они создания Божьи. Именно об этом «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли — картина, женская фигура с которой давно стала самым цитируемым женским образом во Вселенной. Его можно найти везде, от упаковок косметики до авиалиний. При этом фигура сама по себе анатомически неверна — ни плечей таких, ни рук, ни шеи в природе не существует, поскольку в реальном воплощении это была бы конкретная такая аномалия. Но Боттичелли не интересует правда жизни, или реализм — его интересует, как вписать Венеру, а следовательно человека вообще, в мироздание, не нарушив гармонии ни пейзажной, ни условно-анатомической. Сделай Сандро Венеру похожей на обычных женщин, и мы бы получили картину с дородной теткой посередине. А так она неправильная, но гармоничная. Иногда сладкая ложь лучше беспощадной правды, особенно если она правда и есть. 
 
А вот «Спящая Венера» Джорджоне — тоже обобщение, но от противного. Если Боттичелли вписывал Венеру в контекст, то Джорджоне подстраивает контекст под героиню. Причем натурально — на полотне явно солирует дама, а природа играет ей аккомпанемент. Тоже гармония, но иного толка, - это антроцентричная гармония, здесь человек царь зверей и вообще вершина мироздания, а женщина вершина человечества, let it be.
Так, в общем, и было, пока Эдуар Мане не притаранил на Парижский салон 1865 года свою «Олимпию» - Венеру на новом эволюционном витке. Скандал, шум, гам, тухлые яйца — а ведь Мане ничего такого, по современным меркам и не сделал. По современным да, а тогда это был жуткий выпендреж. Предтеча феминизма.
 
Женщина из прекрасного, но покорного и подчиненного создания вдруг стала самостоятельной. Независимой стала. Она смотрит на зрителя не с тревогой, благовением или умилением, а с вызовом. Она считает себя за равную мужчинам, она спрашивает, что мужчина может ей дать (а не что она ему даст, ну вы поняли, о чем я). Она окружена мужским вниманием, но прекрасно прожила бы и без него, потому что она самодостаточна. 
И наконец, она знает себе цену. 
 
В общем, плохая, нехорошая картина. 
3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13995
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12826
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx