Студия Naughty Dog (на тот момент Jam Software) возникла еще в конце 80-х. Находилась она в гараже и её штат составлял всего два человека – ситуация для того времени обычная. Потихоньку компания росла, набирала обороты, выпускала игры для платформ, названия которых сейчас мы даже не вспомним. Так продолжалось до 1994 года, когда (уже) Naughty Dog выпустили одно из самых известных своих детищ – Crash Bandicoot. Если вы вместе с юрким лисенком не собирали яблок, не ломали ящиков и не орали на весь дом слов, которых вам тогда знать было не положено, падая в пропасть, у вас не было детства. Или первого PlayStation, как вариант.
Но Crash Bandicoot была особенной не потому, что на неё было потрачено нервов больше, чем на кубик Рубика и первую любовь вместе взятые. На долгие годы она задала тон всем платформерам, даже так: она создала сам жанр платформеров в современном понимании. Далее последовала вторая, третья часть, а также офф-спин Crash Team Racing. Все они были по-своему круты, но с каждой частью все менее оригинальны – чувствовалось, что Naughty Dog пора отстраниться от проекта. Что и произошло: права на серию были то ли проданы, то ли отданы в распоряжение сторонним студиям (которые её и угробили окончательно), а сама Naughty Dog перешла под крылышко могучей корпорации Sony, приступив к разработке совершенно новой игры – Jak and Daxter.
Надо сказать, Sony не прогадали – серия Jak также получила статус культовой. Японцы гребли деньги, американцы были уверены в будущем своей студии, игроки упивались похождениями героев – в общем, все были довольны. Вы можете подумать, что я еще долго буду рассказывать эту историю из разряда ЖЗЛ, но на самом деле нет: мы уже почти подошли к главному. Перейдя на третье поколение консолей, Naughty Dog достигли какого-то божественного уровня развития, и одну за другой, словно смачные шлепки по щекам прикорнувшей игровой общественности, выдали три части похождений Натана Дрейка и его друзей. Серия Uncharted, изначально во многом ориентировавшаяся на Tomb Raider, не только превзошла её, но и заставила саму Лару Крофт взять в арсенал приемы лихого контрабандиста.
И вот, наконец, наступил июнь 2013 года. Все замерли в ожидании – что же покажут Naughty Dog на этот раз? Смогут ли они снова всех удивить? Трейлеры, подогревавшие интерес последние годы, утверждали, что смогут. Игровые журналисты и критики, видевшие и щупавшие игру, утверждали, что смогут. Шутка ли – более полутора дюжин крупнейших изданий одно за другим поставили Last of Us 10 из 10. Так смогли ли американцы, когда то обитавшие в захламленном гараже где-то в Санта-Монике, удивить общественность? Да, смогли. И не просто удивить, а поставить на колени и… показать, как нужно.
Закончив прохождение Last Of Us, меня захлестнули эмоции – в последний раз что-то подобное было только после просмотра Гран Торино. Представьте себе Resident Evil 4, Enslaved и Uncharted взятые вместе, но помноженные на два, нет, на три! В Last of Us великолепно всё, начиная с саундтрека, которому позавидовал бы любой голливудский блокбастер, заканчивая проработкой характеров персонажей, которых под конец игры знаешь лучше, чем коллег. Рассказанная игрой история может показаться вам знакомой – эпидемия вируса, существа, смахивающие на зомби, последние выжившие, готовые убить за банку тушенки – но это только на первый взгляд. С каждой новой скрупулезно прорисованной локацией, с каждым любовно прописанным диалогом, с каждой найденной запиской вы будете узнавать о мире и людях, его населяющих и населявших, все новые подробности.
И вот они то, возможно, и заставят вас испытать те же чувства, что испытал я и миллионы игроков. Last of Us линейна, как и все игры этого жанра, но при этом отдельные её фрагменты вы можете проходить совершенно по-разному: например, вы вольны выбирать тактику боя – или же вовсе отказаться от него, оставив врагов с носом. Это только играет на руку отменному сюжету и реализму происходящего. Представьте себе такой постапокалиптический мир – стали бы вы сражаться с каждым встречным, будь у вас лишь пара бинтов и пол-обоймы?.. Вряд ли. Вот такими мелочами и берет игра – здесь продумано всё: взаимодействие героев друг с другом, система боя, крафтинг предметов из подручных материалов.
Графически игра недалеко ушла от последней Uncharted, но это понятно: разработчики выжали из PlayStation 3 все соки. Тем не менее, здесь есть поразительно красивые локации и моменты, когда хочется поставить всё на паузу и просто любоваться. Кат-сцены также выполнены на очень высоком уровне. В этом плане они, не будучи интерактивными, не уступают творениям Quantic Dream. Last of Us это не «лучшая игра в мире» — ведь каждому свое, да и Beyond: Two Souls еще не вышла. Но пока это самая крутая штука на третьем поколении в общем и PlayStation 3 в частности. Некоторые мои друзья специально купили консоль, чтобы поиграть в Last of Us – и никто не пожалел. Иногда, когда наши взгляды пересекаются, мы замечаем в них нечто общее, отголоски событий, через которые прошли Джоэл и Элли. Ведь мы не просто играли в игру: мы были там, с ними.